Для школьных библиотекарей

Библиотека — центр развития творческих способностей воспитанников детского дома

Разделы: Организация школьной библиотеки


Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, в данной статье через привитие интереса к чтению рекомендуется развивать творческие способности ребёнка.

Воспитание ребёнка через творчество в условиях библиотеки – уникальное средство, особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Уникальность состоит в том, что свой внутренний мир ребёнок может корректировать через силу воздействия книги, объёдинённого с эффектом детского творчества. Дети попадают в детский дом с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствует либо не определены жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки.

Традиционно считалось, что основная задача библиотекаря – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в условиях детского дома этого не достаточно, ведь помочь воспитаннику адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая ребёнка в активную творческую деятельность. Поэтому библиотекарь призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.

Работу по развитию творческих способностей и привития интереса к чтению провожу по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. В каждом из разделов предусматривается работа по следующим направлениям: интеллектуальное, коммуникативное, эстетическое Здоровьесберегающее, патриотическое, профессиональная ориентация.

Раздел “Литературное творчество”

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Развивать способность к самостоятельной творческой активности можно в литературном кружке, на занятиях по внеклассному чтению. Представление о литературе формируется на встречах с местными поэтами, а затем расширяется в процессе поиска материалов о творчестве поэтов, систематизации найденных источников, их изучение.

Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя.

Доброй традицией литературных встреч стало то, что гости дарят нам свои книги и книги коллег с автографами. В результате воспитанники детского дома обрели памятные подарки: от музея Анны Ахматовой – книгу Попова Н.И., Рубенчик О.Е. “Ахматова и фонтанный дом”, от дочери В.Бианки, В.Новикова, В.Золотухина серию детских книг, от В. Десятирика серию миниатюрных книг. На таких встречах воспитанники расширяют свой кругозор о людях интересных профессий. Дети задают много вопросов о творчестве авторов, и появляется живой интерес к книге.

Благодаря тесному сотрудничеству с местной газетой “Знамя труда” многие наши воспитанники имеют свои публикации. Эти детские произведения помогают не только юным авторам, но и многим взрослым не дают отвердеть душой, заставляют верить в светлое будущее, которое строят наши воспитанники в своих фантазиях. Стихи собственного сочинения дети читают на конкурсах в детском доме. Содержание их разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о любви, выражают чувства благодарности людям, которые их воспитали. Все, связанное с родным краем, вызывает у ребят переживания. С большой любовью и гордостью пишут они о своей малой родине. Юные поэтессы представили на суд читателей сборник стихов “Пишу для Вас и для души…”.

Поэзия способна исцелять словом, врачевать детские души. Как это необходимо воспитанникам детского дома. Дети с огромным удовольствием участвуют в викторине “Литературная аптека”. Они находят различные рецепты, которые помогали литературным героям справляться с недугами.

Я стараюсь развивать в своих читателях тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать стимул к формированию и высказыванию собственных суждений о жизни, о литературе. Проявление творческого воображения стимулирую в творческих темах сочинений: “Я хочу вам рассказать…”, “Вместе с книгой я расту”. Такие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, умение размышлять над известными фактами. Воспитанники детских домов рассказывают о своих мечтах, рассуждают о выборе профессии.

Особое значение придаю эмоциональным темам сочинений, так как мало задействовать интеллектуальную сферу, должны быть затронуты чувства ребёнка. Предлагаю такие темы “Природа и вдохновение”, “Душевное здоровье и поэзия”.

С младшими школьниками мы увлеченно играем в слова, понятия, составляем смысловые цепочки, сочиняем стихи – буриме, где дети находят удобное сочетание звуков. Дети с большим удовольствием фантазируют над продолжением произведений. Многие дети сочиняют добрые, веселые сказки. Эти сказки собственного сочинения вселяют в детские души веру, надежду в светлое будущее.

Тем самым литературное творчество участвует в воспитании – общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.

Направления Задачи

Виды деятельности

Интеллектуальное
  • Развитие логического мышления, памяти.
  • Повышение интереса к чтению.
  • Формирование навыков раннего овладения самостоятельным чтением.
  • Знакомство с литературным творчеством писателей, поэтов. (круглый стол, беседа, книжные выставки).
  • Конкурс стихов собственного сочинения.
  • Литературные турниры.
  • Библиотечные уроки.
  • Поэтический аукцион “Читая пушкинские строки”.
Коммуникативное
  • Воспитание культуры речи.
  • Вовлечение неуверенных в себе детей в различные формы общения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Час общения .
  • Отзыв о прочитанной книге.
  • Праздник поэтического общения “Проба пера”.
  • Турниры поэтов.
  • Тренинги общения.
  • Игра в слова.
  • Игра в ритмы
Эстетическое
  • Приобщение к миру прекрасного
  • Литературные вечера
  • Вернисажи детских творческих работ
  • Урок в лесу “Природа и вдохновение”
  • Мастерская фантазёров “Сказки бывают разные”
  • Конкурс на лучшее письмо “Пишу тебе природа…”
Здоровьесберегающее
  • Формирование навыков самостоятельного поиска решения своих проблем, связанных со здоровьем, в процессе чтения.
  • Выставка-вопрос “Литература – лекарь души и тела”
  • Выставка-диалог “Я хочу узнать о себе…”
  • Вечер “Эти стихи помогают в минуты отчаянья”
  • Викторина “Литературная аптека”.
  • Мастерская фантазёров “Сказка о том, как королевство погибло от сигареты”.
  • Мини-сочинения “Душевное здоровье и поэзия”
Патриотическое
  • Воспитание чувства ответственности за судьбу Родины.
  • Формирование интереса к историко-литературному направлению.
  • Конкурс стихов “Моя Россия”, “Детский дом – милый дом”
  • Ведение летописи “Писатели-земляки”
  • Историко-литературная игра “Что? Где? Когда?”
  • Олимпиада “Мы – Россияне”
Профессиональная ориентация
  • Расширение кругозора детей о профессиях через литературные произведения, встречи с интересными людьми.
  • Круглый стол “Чем мне заниматься?”
  • Конкурс сочинений “Я хочу вам рассказать…”

Раздел “Театральное творчество”

Дети от природы актеры. Поэтому большой популярностью у детей нашего дома пользуется театральное творчество. И это неслучайно, ведь театральные постановки помогают ребёнку увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.

Процесс подготовки спектакля начинается с выбора пьесы. Ребята сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды, домысливают. Кипит работа в театральных цехах. В актерском цехе начинаются репетиции – читки по ролям, дети делают первые пробы в поисках будущих сценических образов. В ходе репетиций идёт работа над выразительностью речи, определяется уровень громкости, скорости чтения. Разучивая текст, дети развивают память, что впоследствии положительно сказывается на успеваемости в школе.

В художественном цехе дети готовят макеты декораций, художники по костюмам – эскизы костюмов для героев постановки. Дети изучают историю моды, вспоминают литературные произведения, связанные с ней, демонстрируют собственные дизайнерские способности.

Результаты творческой работы интересны не только детям, которые участвовали в спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку ребят. С удовольствием и интересом дети занимаются в кукольном театре и выступают со спектаклями в детских садах. Частые зрители спектаклей детского дома –  пенсионеры, ветераны войны.

При помощи театрального творчества дети совершают увлекательное путешествие в любую эпоху, заглядывают в будущее, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях.

Направления Задачи

Виды деятельности

Интеллектуальное
  • Повышение уровня обучаемости детей в школе искусств
  • Реализация заложенных в литературе воспитательных возможностей
  • Фестиваль “Весна театральная”.
  • Посещение спектаклей.
  • Литературные гостиные.
  • Ребусы, чайнворды, направленные на изучение театрального творчества.
Коммуникативное
  • Формирование культуры общения, владения искусством диалога с любым собеседником
  • Индивидуальная работа над выразительностью речи
  • Обмен мнениями о впечатлениях, полученных во время просмотра спектаклей (беседа, круглый стол)
  • Инсценировка
  • Ролевые игры
Эстетическое
  • Развитие творческого воображения, эстетического вкуса
  • Создание эскизов сценических костюмов
  • Оформление интерьера сцены
  • Театрализованные праздники
Здоровьесберегающее
  • Снятие стрессовых состояний посредством театральных постановок
  • Восстановление нарушенного равновесия в психике ребёнка
  • Литературная гостиная
  • Инсценировки
  • Театральные постановки
  • “Суд над сигаретой”, “Серая шейка” и др.
Трудовое
  • Воспитание трудолюбия, усидчивости
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Изготовление и пошив костюмов
  • Изготовление декораций
Патриотическое
  • Воспитание любви к родному краю, нравственных качеств личности
  • Конкурс инсценированной песни к Дню Победы
  • Приглашение ветеранов ВОВ и пенсионеров детского дома на спектакли, праздники
  • Ежегодное участие в областной олимпиаде “Мы – Россияне”
Профессиональная ориентация
  • Формирование у воспитанников интересов
  • Знакомство с профессиями, связанными с театральным творчеством
  • Обзоры литературы
  • Изучение творчества драматургов, актеров, режиссеров, артистов (круглый стол, беседа, выставки)

Раздел “Художественно-оформительское творчество”

Общение с книгой начинается с иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она повышает интерес к книге. Путем рисунка дети высказывают своё отношение к героям произведения.

В сказках добро борется со злом, правда, пройдя все испытания, торжествует. Бороться за правое дело помогают ветер, луна, звери, птицы. Ребята в своих рисунках увлеченно изображают лес, готовый укрыть, спрятать полюбившихся героев сказки, или делают центром композиции отдельное дерево, ветви которого – надежная защита от стаи гусей. В основе детских рисунков лежит сопереживание, отклик сердца на прочитанное.

Ребята нашего дома коллективно иллюстрируют различные произведения.

Восприятие и отношение к произведениям углубляется, как только дети становятся художниками. Ребята погружаются в мир фантазий, размышлений.

Художественная коллекция библиотеки детского дома, состоящая из детских рисунков, насчитывает их около тысячи. Все работы каталогизированы. Выставки рисунков в детском доме проходят регулярно. Задача детей не только нарисовать работу, но и защитить свой рисунок. В библиотеке постоянно действует “Вернисаж творческих работ”, где представлены: книжки-раскладушки, иллюстрированные книжки, закладки.

Свои способности художников-иллюстраторов дети реализуют при работе “Книжной больницы”. Когда дети “лечат” страницы книг, то стараются подбирать соответствующие цвета красок для оформления “больных” страниц.

Вновь прибывшим детям я предлагаю тему рисунка “Разноцветные рассказы” – в своих работах дети рисуют всё то, что их волнует. Эти рисунки своеобразный рассказ детей о себе. Мне рисунки помогают выбрать правильную стратегию индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.

Направления Задачи

Виды деятельности

Интеллектуальное
  • Развитие художественных способностей, поощрение интереса к книгам
  • Беседа “Роль иллюстрации в книге. Виды иллюстраций”
  • Литературный ринг
  • Выставка-игра “Ромашка-почемучка”
Профессиональная ориентация
  • Расширение знаний о профессиях людей, имеющих непосредственное отношение к оформлению книги
  • Иллюстрирование летописи “Здесь учатся наши выпускники”
  • Изучение творчества художников-иллюстраторов
Коммуникативное
  • Развитие способностей у детей четко и ясно формулировать мысль
  • Обсуждение результатов творческих работ
  • Анализ выполненных иллюстраций, поделок
  • Защита творческих работ
  • Литературное кафе
Эстетическое
  • Развитие наблюдательности, фантазии, воображения, оформительских навыков
  • Оформление интерьера семьи
  • Выставка “Природа и фантазия”
  • Иллюстрация сборника стихов “Пишу для Вас и для души…”
  • Иллюстрация книг, закладок, обложек
  • Конкурсы рисунков
Трудовое
  • Воспитание силы воли, упорства в достижении цели, стремления доводить начатое дело до конца
  • Формирование навыков аккуратности
  • Выставка “Во саду ли, в огороде”
  • Изготовление декораций к театральным постановкам
  • Изготовление закладок
  • Ремонт книг
  • Изготовление поделок, игрушек
  • Выставка “Умелых рук прекрасное творенье”
Здоровьесберегающее
  • Создание успокаивающего эффекта через различные формы изобразительного искусства
  • Выставка-гербарий “Лечение без лекарств”
  • Конкурс рисунков “Лесная академия”
  • Выставка-совет “Целебное лукошко”
Патриотическое
  • Развитие у детей любви к родному краю, к истории своей Родины
  • Конкурс рисунков “Я и мои права”
  • Иллюстрирование книги
  • Изготовление гирлянд к празднику Победы
  • День краеведения “Село моё родное”