Интегрированный урок литературы и математики по теме: "Художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Разделы: Математика, Литература


Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок- исследование.

Оформление и оборудование:

  1. Портреты Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Элеоноры Тютчевой, Эрнестины Тютчевой, Елены Денисьевой.
  2. Иллюстрации (картины природы).
  3. Выставка книг, творческих работ учащихся.
  4. На доске – название темы, портреты писателей, эпиграфы, названия направлений лирики.

Цели урока:

  1. Развитие познавательного интереса к обучению.
  2. Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
  3. Формирование творческих способностей.

Задачи урока:

  1. Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации.
  2. Учить отстаивать свою точку зрения.
  3. Формировать художественный вкус.
  4. Обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей.

Учитель математики.

Очень многие законы в физике, экономике, биологии, медицине описываются различными функциями и дают нам наглядное представление о ходе этого процесса. Например:

  • Какой функцией описывается равномерное движение? Что представляет собой график этой функции?
  • Какой функцией описывается равноускоренное движение? Что представляет собой график этой функции?
  • Какими функциями описываются колебательные движения? Что представляют собой графики этих функций? Примеры. (Кардиограмма, периодичность движения Земли, смены времен года, суток и т.д.).

Поэтому, говоря о различных математических моделях, невозможно не изучать суть тех или иных законов, явлений или процессов.

У Осипа Мандельштама есть мысли о поэзии: “Не его вина, что он слышал музыку алгебры той же силы, как и живую гармонию”. Сегодня мы попробуем услышать и почувствовать гармонию поэзии и показать свои ощущения посредством наглядного изображения.

Учитель литературы.

Основной задачей нашего урока является попытка сопоставить творчество двух замечательных поэтов XIX столетия – последних русских романтиков, творивших в эпоху реализма Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. На уроке мы будем решать некоторые загадки судеб и творчества этих людей, а также постараемся ответить на вопрос: была бы другой творческая и личная жизнь Фета, если бы он носил фамилию Шеншин, и какие повороты судьбы ждали бы Тютчева, если бы фамилия его предков Тютшов не претерпела изменений.

3. Разминка.

Загадка первая. “Такие разные и такие одинаковые”.

Сопоставительная характеристика биографий поэтов (учащиеся самостоятельно выбирают значительные факты из биографий Тютчева и Фета и соотносят их – блиц-опрос).

Загадка вторая. “По имени и житие” П.Флоренский (работа в группах):

Учитель литературы.

В имени и дате рождения человека закодирована его поэтическая программа, судьба. К.Бальмонт “…звук неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности”.

1 группе предлагается, используя прием звуковой инструментовки, определить смысловую нагрузку фамилий ТЮТЧЕВ и ТЮТШОВ.

2 группе предлагается, используя прием звуковой инструментовки, определить смысловую нагрузку фамилий ФЕТ и ШЕНШИН.

Учитель математики.

3 группе предлагается совершить математические манипуляции, связанные с датами рождения поэтов, используя древнюю формулу вычисления человеческого “Я”, разработанную Пифагором. Эта формула позволяет раскрыть характер человека, особенности его здоровья, склонность к гуманитарным наукам, наличие интуиции, умственное развитие, ответственность и другие особенности.

• Авторский стул (учащиеся сообщают свои выводы).

Дополнения учителя литературы.

Мы уже неоднократно говорили о том, что существует некая сила, связывающая звук и смысл в языке, и все это подтверждают результаты новых исследований в области русской лингвистики. Мною проведено еще одно исследование фамилий. Используя материалы о цветовом значении звуков родного языка лингвиста А.П.Журавлева, я составила цветограммы фамилий Тютчев – Тютшов, Фет – Шеншин (демонстрируются цветограммы). Глядя на цветовую гамму Тютчев –Тютшов, мы можем заметить, что преобладающие холодные, минорные тона практически в обоих случаях совпали. Значит, смена фамилии не повлияла бы на жизнь Тютчева. А вот судьба Фета была бы другой. Фамилия Шеншин несет в себе светлые, нежные тона, доминирует легкость. Это лишний раз доказывает, что если бы Фету не пришлось возвращать дворянский титул, все могло бы сложиться иначе. (Приложение 1).

Комментарий и дополнения учителя математики.

Пифагорейские квадраты похожи у обоих поэтов: просматривается склонность к гуманитарным наукам, одинаковый уровень интуиции, ответственности. Но что особенно поражает, так это количество единиц (6), что говорит о человеке решительном и сильном духом. И полное отсутствие семерок (счастливое число) у обоих: приходилось уповать только на себя. (Приложение 2).

Используя арифмомантию (предсказания по числам), можно составить числовые последовательности, часто удивительные и по сфере и по силе воздействия. Можно составлять прогрессивные и повторяющиеся ряды, зная год рождения человека и определить значимые даты и числа в его жизни. Посмотрите, что у меня получилось. (Приложение 3). Рассмотрим прогрессивный ряд Фета. Обратите внимание, что каждая из последовательностей заканчивается на жизненно важном году: в год окончания университета (1844) ему пришлось пережить скоропостижную смерть любившего его дяди и обещавшего передать ему значительную сумму денег и смерть матери. Пришлось выбирать дальнейшую дорогу самостоятельно. В 1861 году – новый поворот в жизни Фета. Он оставляет литературу, покупает хутор Степановку и начинает заниматься сельским хозяйством. И 1877 год связан с важной переменой в его жизни: он оставил активную хозяйственную деятельность, купил великолепную старинную усадьбу Воробьевку и сделал ее “обителью поэзии”. А вот для Тютчева в прогрессивном ряду интересна комбинация значимых чисел. Повторяются числа 12 и 15. 12 лет длился его первый брак. Через 12 лет после смерти первой жены Тютчев знакомится с Денисьевой.

В 15 лет он поступает в университет, стихотворение “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло” написано 15 июля через 15 лет после знакомства с Денисьевой. И 15 июля Тютчев умер… Я думаю, что этот ряд можно еще продолжить.

4. Переход к исследованию.

Стихотворение Selentium читает учащийся.

Комментарий учителя литературы.

“Мысль изреченная есть ложь…” У каждого к сегодняшнему уроку накоплен огромный багаж знаний. И хотя поэт сетует на роковое бессилие слова, неспособного выразить точно живую мысль и чувство, мы должны попытаться это сделать. Наши “изреченные мысли” – это только попытка заглянуть в глубины творчества великих поэтов.

5. Исследовательская работа.

Сопоставительный анализ стихотворений (работа в группах) по трем направлениям лирики: философскому, пейзажному и любовному. (Приложение 4).

  • 1 группа (любовная лирика). Ф.И.Тютчев “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…”, А.А.Фет “ALTER EGO”.
  • 2 группа (философская лирика). Ф.И.Тютчев “Тени сизые смесились…”, А.А.Фет “Растут, растут причудливые тени…”.
  • 3 группа (пейзажная лирика). Ф.И.Тютчев “Еще земли печален вид…”, А.А.Фет “Еще весны душистой нега…”.

В каждой группе:

  • аналитики делают сопоставительный анализ стихотворений по предложенному алгоритму;
  • лингвисты характеризуют и сопоставляют стихотворения, используя поэтический прием звукописи;
  • математики строят графики, используя рассуждения аналитиков и лингвистов по следующим параметрам: рифма, ритм, художественно-изобразительные средства, настроение, звукопись, эмоциональность.

• Авторский стул (чтение стихотворений, предложенных для анализа, сообщение результатов исследования, выводы).

6. Обобщение учителей и итог урока.

Учитель математики сравнивает кривые (Приложение 5): У Ф.И.Тютчева кривые, построенные по любовной и пейзажной лирике, практически совпали. Кривая же, построенная по философской лирике по отдельным параметрам напоминает две предыдущие, но здесь наиболее глубоко отражено настроение.

Учитель литературы: Изучая тютчевские стихи и о природе, и о любви, мы все время обращали внимание на их философский характер. Лирический герой Тютчева стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия, он ощущает свою ничтожность в мире. Для автора характерна философская идея поиска гармонии с миром.

Учитель математики: У А.А.Фета кривые, построенные по философской и любовной лирике, близки. А кривая, построенная по пейзажной лирике, как бы объединяет все лучшее, взятое из двух предыдущих.

Учитель литературы: Именно в природе поэт видел то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Природа для Фета – источник поэтического вдохновения. Через природу поэт пытается понять вечные тайны бытия.

Мы сегодня попытались увидеть своеобразие лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Обратимся к эпиграфам.

“Без Тютчева нельзя жить”, – сказал Л.Н.Толстой. Тютчев познает истину, изображая бури и грозы в природе и человеческой душе; он чуткий тайновидец человеческого сердца. Жизнь, по Тютчеву, – это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.

В.Брюсов отмечал, что Фет – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли. И это действительно так. Он автор неуловимых поворотов настроений; отрывочность его зарисовок сначала настораживает, но потом в них угадывается целая жизнь, передача каждого неповторимого момента жизни. Жизнь в стихах Фета – миг, закрепленный в вечности.

Это поэты, которые трагедию, боль, превращают в красоту и радость.

Учитель математики. А.А.Фет “Тютчеву”

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой, –
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый…

Учитель литературы. Ф.И.Тютчев “Фету”

Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.

Пусть эти дружеские послания поэтов друг другу станут многоточием в нашем уроке.