Проектная работа 6-го класса по теме: "Физико-географическое описание долины реки Чагинка у с. Ромашково", с применением математики и информатики

Разделы: Математика, География, Информатика


1. Цель работы

  • На основе теоретических обобщений, полных исследований, провести физико-географический анализ долины реки Чагинки.
  • Применить знания по математике и информатики для математических расчетов, необходимых для построения профиля реки и создания диаграмм в программе Microsoft Excel.

2. Поставленные задачи:

  1. Определить теоретические основы физико-географической характеристики Раменского района;
  2. Выявить закономерности распространения форм рельефа вдоль реки Чагинка;
  3. Провести замеры и построить профиль через речку. Взять пробы почв на точках;
  4. Провести замеры климатических показателей по профилю реки (температура, влажность, направление ветра, облачность). И построить графики и диаграммы;
  5. Провести замеры глубины и скорости течения реки Чагинка. И построить батеометрическую карту и карту глубин ;
  6. Провести наблюдения и собрать гербарий растительности в профиле через реку Чагинка;
  7. Провести комплексный физико-географический анализ по пунктам 1-6.
  8. Используя навыки работы с компьютером создать портфолио по полученным результатам исследования.

3. Актуальность работы

Сегодня преподавая курс географии в 6 классах, учителя не могут достичь полного понимания и усваивания тем со стороны учеников. Одна из причин – это отсутствие наглядности в таких темах как: “Рельеф местности”, “Реки”, “Подземные воды”, “Почвы”, “Биосфера” - данная экскурсия поможет упростить восприятие ребенком новых тем в курсе географии 6 класса, а также покажет взаимосвязь математики и географии.

4. Границы исследования (территориальные, временные)

Работы проводятся в 20 минутах ходьбы от станции Ромашково (Белорусское направление) на реке Чагинка. Зона с ярко выраженной поймой и речными террасами. Полевая практика проводится в один день. Для данной работы выбирается суббота (чтобы не нарушать учебный процесс) в первые выходные сентября.

Все математические расчеты и построения на компьютере проходят уже в школе во время уроков математики и информатики.

5. Материалы

Положенные в основу исследования: описание физико-географическое московской области Вагнер Б.Б.и др., атлас МО, учебные пособия по Московскому столичному региону,учебник “Математика- 6”, геометрия 7-9 класс, учебник “Информатика- 6 класс” Л.Босовой, таблицы Брадиса.

6. Методы исследования

Полевые наблюдения и замеры, лабораторный анализ почв, статистические, картографические, аналитические.

7. Оборудование и материалы:

  • Измерительные рейки – 8 шт;
  • Угломеры – 4 шт;
  • Рулетка – 6 шт;
  • Определитель растений – 2 шт;
  • Походная лопатка – 2 шт;
  • Веревка – 200 метров;
  • Колышки – 35 шт;
  • Термометры спиртовые – 5 шт;
  • Гигрометр – 2 шт;
  • Ветровые ленты – 1 шт;
  • Компас – 1 шт;
  • Секундомер – 3 шт;
  • Таблица Брадиса.
  • Фломастеры
  • Карандаши
  • Поплавки
  • Блокноты
  • Компьютер
  • Программа Microsoft Excel
  • Принтер
  • Бумага А4

8. Подготовка учеников (практикум к выезду)

Перед выездом ученикам читается подготовительный курс в течение трех уроков, где дается точное описание каждого этапа полевой практики:

  1. Участок реки. Выбирается отрезок реки длиной в 15 метров, вдоль натягивается основная стропа (веревка) длиной 15 метров. Перпендикулярно через речку на расстояние друг от друга в 1 м. протягиваются стропы, один конец привязывается к основной стропе, а другой конец привязывается к кольям, которые вбивают в грунт. На перпендикулярных стропах на расстоянии в 50 см друг от друга (начинают от основной стропы) привязывают бантики. (рисунок 1)
  2. Для проведения батеометрических работ необходимо взять линейку, длина которой должна быть больше максимальной глубины реки. При помощи линейки у каждого бантика замеряется глубина, и полученные данные записываются в полевой дневник.
  3. Для измерения скорости течения реки необходимо использовать поплавки (футляр от киндер-сюрприза). У каждого бантика находящегося над водной поверхностью поплавок опускается и в момент, когда он тронулся с места, включается секундомер до момента пересечения этим поплавком следующей стропы. Полученное время записывается в полевой дневник. Так необходимо делать по три раза у каждого бантика. После найти среднее время, необходимое для того, чтобы высчитать с какой скоростью двигался поплавок по формуле.

S=V*T

  1. Построение профиля склонов (долины реки). На рисунке 2 показано как правильно можно построить профиль, не имея для этого специального оборудования. Необходимо иметь две линейки длинной не менее 1м., два угломера и рулетку.
  2. Измерение температуры, влажности, направление ветра, определение типов облаков и баллов облачности.

Для проведения данного наблюдения за погодой понадобятся 5 термометров на веревке, 2 гигрометра, 1 лента на рейке и компас для определения направления ветра. Замеры проводятся на пяти точках измерения одновременно с интервалом в 15 минут. Типы облаков определяются по специальной табличке. Облачность измеряется в баллах от 0 до 10, или в процентах от 0 до 100%.

  1. Нанесение на профиль растительности

После измерения склонов реки и нанесения профиля на лист миллиметровки, также по ходу от реки к бровке долины реки наносится растительность. Необходимо выделить пойму, террасы, склоны террас (даже экспозиция склона повлияет на растительность) и бровку. Снизу вверх растительное сообщество наносится участками, отделяя, их друг от друга и подписываются все виды растений на данном отрезке под линией профиля.

  1. Забор проб почв

Забор проб почв производится в почвенных разрезах по горизонтам. Для каждого горизонта используется отдельный пакет, куда кладется паспорт (писать простым карандашом): описание по плану от 1 до 10 (см. приложение 2).

  1. Расчет угла поворота реки (Рисунок3). Для определения угла необходимо в получившемся прямоугольном треугольнике АВС измерить катеты ВС и АС и найти соотношение катетов ВС:АС. Затем получившийся результат найти в таблице Брадиса и записать угол поворота в таблицу расчетов, находящуюся в приложении.
  2. Распределение обязанностей между учениками и учителями

Каждая группа шестиклассников получает одно из заданий по определению физико-географических свойств реки, собирает необходимое оборудование. В группу назначается помощник из старшего класса. Учащиеся получают маршрут выезда, место и время сбора, расписание электричек, карту (рисунок 4).

Учителя также распределяются на участки: учитель географии осуществляет помощь учащимся при построении профиля склонов реки и взятия пластов почвы, учителя математики производят вместе с группами расчеты глубины реки и скорости течения, измерение температуры, влажности воздуха, скорости ветра и облачности, учитель биологии определяет растительность склонов реки, собирает растения для гербария.

  1. Место проведения выезда и проезд до него.

Место проведения выезда- поселок Ромашково, Одинцовского района Московской области.

Проезд: Электричка с Белорусского вокзала до станции Ромашково, далее пешком

  1. Техника безопасности при работе на объектах.

Учащиеся перед выездом получают инструктаж и расписываются за правила соблюдения техники безопасности.

1. Во время движения к месту проведения урока- практикума необходимо:

  • Двигаться колонной за преподавателем по левой стороне дороги.
  • Переходить улицу только по команде учителя колонной между взрослыми, перегородившими дорогу.
  • Неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
  • Строго соблюдать правила поведения в общественном и железнодорожном транспорте.
  • При обнаружении признаков какого-либо заболевания, обратиться к учителю.
  • Запрещается перемещаться по составу, а также выходить из поезда на остановках.
  • Запрещается выкидывать мусор из окна поезда.

2. Во время работы групп необходимо:

  • Соблюдать все распоряжения преподавателей.
  • Начинать практическую работу по команде учителей.
  • Результаты работы фиксировать в блокнотах для дальнейшей обработке в школе на компьютере.
  • Четко выполнять инструкции каждой команде, выданные в портфолио.
  • Все вещи, необходимые для работы и привезенные из школы, вернуть обратно в школу.

Запрещается:

  • Ломать деревья и рвать цветы.
  • Близко подходить к реке без взрослых.
  • Брать с собой спички, завжигалки и т.д.
  • Разбрасывать по лесу мусор.
  1. Проведение работ на местности.

По прибытию на место участники выезда располагаются на заранее приготовленном месте, им дается время для подготовки к исследовательским работам.

Затем по команде преподавателей группы расходятся на точки измерения. Работы проводятся в течение двух часов. Измерения вносятся в портфолио, полученные группами, находящимися в приложении к данной статье. Затем группы возвращаются в лагерь.

  1. Дополнительная часть выезда.

Так как выезд совершается на целый день, необходимо продумать распорядок всего дня, по возможности обеспечить учащихся питанием, например, приготовленным на костре, а также продумать занятие после обеда.

Наша школа заранее обсуждает меню обеда и игры, в которые ребята будут играть. Мы берем мячи, ракетки и т.д.

  1. Обработка материалов.

После выезда на уроке информатике и математике в программе Microsoft Excel учащиеся рассчитывают углы поворота реки, строят профиль реки и склона. На уроке географии проводят исследование почвы. На уроке биологии составляют гербарий.

  1. Подготовка отчета

Отчет предоставляется в виде портфолио каждой группой. (смотри приложение), затем результаты работы всех групп сводятся воедино.

10.02.2006