Информационные технологии в управлении современным образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


Средняя общеобразовательная школа “Приоритет” - полная средняя школа и детский сад, работающие на основе самофинансирования. Дети находятся здесь полный день (с 8 до 20 часов), они получают полный комплекс как базового, так и дополнительного образования. Школа обеспечивает также доставку детей собственным транспортом, 5-разовое питание, медицинское обслуживание, охрану, культурно-оздоровительный отдых детей и организацию их досуга. Кроме того, наша школа занимается инновационными педагогическими разработками, проведением городских олимпиад, созданием собственных авторских развивающих программ, выставочной деятельностью в области детского изобразительного искусства. В связи с этим в ее состав входят следующие подразделения:

  • Администрация;
  • Педагогические работники;
  • Медицинская служба;
  • Бухгалтерия;
  • Хозяйственные службы;
  • Охрана;
  • Информационно-издательский центр.

Полноценная работы школы возможна при планомерно работающей системе сбора, обработки и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений.

С этой целью в школе устроены 3 локальные компьютерные сети:

1. Учебно-организационная сеть, включающая 17 компьютеров (схема 1).

2. Финансово-хозяйственная сеть, включающая 5 компьютеров (схема 2).

3. Система видеонаблюдения и доступа в школу, включающая 2 компьютера.

В начальной школе для организационных и диагностических целей компьютеры используют завуч и психолог.

Итого в школе – 26 компьютеров, из них 3 сервера.

Из учебно-организационной сети организованы выход в Интернет и получение электронной почты.

Особенности организации УВП в частной школе

Основной особенностью частной школы по сравнению с муниципальной является персональная ответственность за учебный процесс каждого ученика. В связи с этим администрация должна владеть полной информацией о каждом ученике, состоянии его здоровья, психологических и личностных особенностях, его учебном дне, поведении, прилежании, посещении всех уроков и мероприятий, затруднениях, качестве взаимодействия с товарищами и педагогами. Эта информация помогает администрации принимать правильные управленческие решения в отношении индивидуального учебного плана каждого ученика, формировании учебных групп, выбора средств учебной мотивации учащихся.

Сбор и анализ этой информации можно условно разделить на следующие направления:

- Мониторинг здоровья

  • психологическая диагностика, (с последующей коррекционной и консультационной работой);
  • медицинская диспансеризация (с последующей системой профилактических и лечебных мероприятий).

- Мониторинг учебно-воспитательного процесса

  • качество знаний (входные, промежуточные и итоговые срезы знаний, карты пробелов и т.д.);
  • отношение к учебе (посещение занятий, выполнение домашних заданий, прилежание, мотивированность, участие в олимпиадах и т.д.);
  • воспитанность (поведение, взаимоотношения с окружающими, общекультурные навыки, участие в жизни класса и школы);
  • личностные особенности (предпочтения в учебных предметах, выбор предметов дополнительного образования, участие в олимпиадах, конкурсах, внешних мероприятиях, социальная активность).

На основе этих мониторингов для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, имеющий следующую структуру:

  • предметы базового компонента, изучаемые в классе;
  • предметы базового компонента, изучаемые индивидуально;
  • факультативы;
  • кружки;
  • спортивные секции;
  • консультации;
  • система медико-психологического сопровождения:
    • коррекционно-развивающие занятия с психологом;
    • занятия с логопедом;
    • медицинские профилактические мероприятия.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса

Для управления учебно-воспитательным процессом (УВП) разработаны специальные листы сбора информации, позволяющие полностью описывать учебную деятельность учащегося на протяжении учебного дня, поскольку школа функционирует в режиме полного дня (8.00 до 20.00). В 2004/2005 учебном году Мониторинг УВП развился в систему, частично описанную здесь, и содержащую следующие блоки:

I. Расчеты и анализ уровней обученности учащихся

Вычисление основных параметров обученности учащихся: СОУ (степень обученности учащихся =100%, если все отметки - “5”) и ККЗ (коэффициент качества знаний = 100%, если среди отметок только “4” и “5”). Эти коэффициенты рассчитываются на основе итоговых отметок учеников за каждый триместр, за год, по каждому предмету, по классам, по школе.

Также рассчитываются их усредненные значения по различным параметрам (по классу, по предмету, по школе).

Расчет динамики изменения СОУ и ККЗ на протяжении учебного года.

Анализ учебных результатов на основе анализа учебных ситуаций в различные периоды времени в классах, у учителей, в школе. Сравнение с результатами прошлого года.

II. Система внутришкольной информации УВП

В 2003/2004 учебном году для контроля процесса обучения учащихся были введены следующие формы сбора информации:

1. Контрольный лист ученика. Заполняется воспитателем ежедневно. Цель – организация выполнения учащимися домашнего задания и контроль его объема.

2. Готовность класса к занятиям. Заполняется каждым учитель на каждом уроке. Цель: – сделать “прозрачным” учебную деятельность каждого учащегося и организовать действенную связку учитель-воспитатель. Ниже приведен бланк этой анкеты.

3. Отчет учителя-предметника за триместр. Заполняется каждым учителем в конце триместра. Цель: анализ качества УВП у конкретного учителя и его соответствия учебному плану.

Введение данных форм позволило:

  • повысить учебную дисциплину и прилежание учащихся во время урока;
  • улучшить навыки учебной деятельности учащихся;
  • повысить ответственность, как учеников, так и воспитателей за качество выполнения домашних заданий;
  • повысить уровень анализа учителей собственной обучающей деятельности.

III. Рейтинг успеваемости, поведения и прилежания учащихся

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих УВП. Проанализировав различные подходы к повышению учебной мотивации учащихся, в школе была создана рейтинговая система оценивания. На начальном этапе - это средний балл успеваемости учащегося по всем предметам за неделю (предметы не выделяются), а также средний балл успеваемости класса за неделю. С одной стороны, ученики имели возможность сравнить свои результаты успеваемости с остальными результатами по школе, увидеть свое местоположение относительно других. С другой стороны, учащиеся сравнивали себя с собой.

Как это происходило. Результаты рейтинга были представлены на информационном стенде каждую неделю. Причем, информация подавалась в различных видах: таблица, график. Итоги рейтинга за неделю обновлялись, а график динамики успеваемости каждого ученика и класса достраивались с учетом новых данных по рейтингу. Еженедельно в школе проводилась линейка, на которой объявлялись результаты рейтинга за прошедшую неделю, после чего всю информацию учащиеся могли увидеть на стенде.

Интерес учеников к рейтингу был очевиден. Они подходили к стенду, сравнивали свою позицию, высказывали свое мнение.

Влияние рейтинга даже в таком виде на повышение мотивации к обучению было отмечено педагогами. Учащемуся создавалась зона успеха: он мог повысить свой рейтинг, получая хорошие оценки по различным предметам. Но не только с другими учениками мог сравнивать себя учащийся. Одна из таблиц на стенде отражала личное продвижение каждого в учебном пространстве школы (отмечалось определенным цветом в таблице).

Результаты рейтинга оказались важными и для родителей. Придя в школу, каждый родитель мог увидеть все оценки своего ребенка за неделю, динамику его учебного рейтинга, и местоположение на фоне успеваемости всей школы.

Анализируя результаты работы по введению рейтинга, можно отметить его положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению (о чем говорит повышение коэффициента качества знаний), а также считать рейтинг одним из инструментов управления учебно-воспитательным процессом, т.к. картина успеваемости каждого ученика очень прозрачна.

Но, несмотря на повышение учебной мотивации учащихся, было отмечено, что только учебных результатов не достаточно, воспитание также является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В связи с этим педагогический коллектив школы разработал дополнительные составляющие и критерии (поведение и прилежание) оценивания учащихся и в эту работу включили как педагогов, так и самих учащихся.

Таким образом, можно заключить:

  1. Еженедельное подведение рейтинга на линейке способствует повышению учебной мотивации учеников.
  2. Публичное объявление результатов рейтинга повышает общественную значимость учения и создает вектор учебных достижений в школе.
  3. Подведение и вывешивание на доске индивидуального рейтинга помогает мотивировать отстающих и часто пропускающих занятия детей.
  4. Подведение отдельных рейтингов по успеваемости, поведению и прилежанию делает возможным разным учащимся ощутить свою значимость и повысить свою самооценку.

Информационные технологии в учебном процессе

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет управлять учебно-воспитательным процессом не только через сбор и анализ информации об УВП, но и на содержательном уровне через их внедрение в сам учебный процесс. В нашей школе это:

  • обучение информатике и ИКТ;
  • использование ИКТ в преподавании других предметов (математике, физике, химии, иностранным языкам, МХК, изобразительному искусству, и т.д.);
  • использование ИКТ в проектной деятельности, являющейся очень важной составляющей УВП в нашей школе.

Особой и важной частью современного образовательного процесса является использование в нем мультимедийных технологий. При этом их можно использовать как для контроля знаний, так и для самого процесса обучения.

В нашей школе мультимедийные технологии используются для:

  • создания мультимедийных документов (средствами Microsoft Office и Adobe Photoshop) и презентаций (средствами Microsoft Power Point);
  • проведения компьютерных тестов;
  • использования ресурсов Интернета;
  • использования электронных учебников и энциклопедий;
  • проведения в режиме on-line Интернет-уроков;
  • создания проектов.

Высококвалифицированный учитель включает в урок мультимедийные презентации, позволяющие многократно увеличить эффективность урока. Основные достоинства презентаций:

  • наглядность и доступность материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видеоматериалов, анимации и т.д.);
  • материал дается компактно, в оптимальной последовательности, в нем нет ничего лишнего, все работает на достижение целей и задач конкретного урока);
  • материал рассчитан по времени;
  • повышается интенсивность урока, усиливается его эмоциональное воздействие на учащихся;
  • использование интерактивного режима позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;
  • облегчается установление межпредметных связей.

Структура локальной сети школьного кабинета информатики

Структура сети школьного кабинета информатики предполагает наличие нескольких рабочих станций, объединенных тем или иным способом в общую сеть. Это необходимо для получения наибольшей отдачи от преподавания предмета, так как преподаватель имеет возможность при помощи современных информационных технологий осуществлять проверку работ учащихся в электронном виде. Благодаря этой возможности преподаватель может наиболее эффективно распределять свое время, так как вся работа учащихся записана на жесткий диск в специально отведенную для этих целей область.

Простая структура сети, при которой рабочие станции объединены в общую сеть, рано или поздно даст сбой, так как в ней обязательно станет выделяться компьютер для работы учителя. А это значит, что появится необходимость распределения прав учащихся и преподавателей так, чтобы учащиеся имели доступ только к необходимым им ресурсам, но никак не взаимодействовали напрямую с ресурсами преподавателя.

Таким образом, учитывая все плюсы и минусы организации работоспособной и эффективной школьной локальной сети, мы пришли к следующей структуре: имеется несколько рабочих станций, например, тридцать две, которые связаны с сервером. Сервер в свою очередь отвечает за работоспособность различных частей сети и ее функционирование.

В нашем случае было решено использовать операционную систему FreeBSD в качестве сервера, так как она отвечала всем необходимым нам для работы требованиям, как то: организация распределенного управления учетными записями всех пользователей, распределение прав на каждый общий ресурс, непосредственное взаимодействие учащихся и преподавателей, возможность продолжения работы с любого другого компьютера в нашей сети, при этом вся информация, наработанная учащимся до ухода, остается доступной ему. Рабочие станции работают под управлением операционной системы Windows 2000. Каждому учащемуся предоставляется некоторый объем дискового пространства, к примеру, 10 мегабайт, этого должно хватить для разработки программ, например, на Паскале, в течение трех лет. При этом только конкретный учащийся и преподаватели имеют возможность изменять информацию, касающуюся учащегося. То есть, например, если у нас есть пользователь, который ведет некоторый проект, то доступ к этому проекту предоставляется самому пользователю, преподавателям и лицам, участвующим в разработке конкретного проекта. При этом сам учащийся может изменять права на свои документы и файлы, но не может предоставить доступ другому учащемуся без информирования администратора.

Тем самым, складывается эффективная система взаимодействия. У преподавателя есть возможность организации учебного процесса, а у учащегося – продолжать работу во внеурочное время.

Еще один плюс в этой структуре – каждый учащийся получает свою собственную пару регистрационного имени и пароля, которые сообщаются конкретному учащемуся либо преподавателем, либо администратором, таким образом можно прослеживать действия конкретного ученика.

Сайт школы “Приоритет”

Сайт школы занимает одну из центральных позиций в жизни школы. Это связано не только с тем, что учащиеся школы живо интересуются школьными новостями и достижениями, освещаемыми на сайте.

Самым важным является то, что ученики принимают активное участие в создании сайта, разработке материалов для него, закрепляя полученные навыки работы в информационном пространстве.

Аттестация школы в режиме on-line

В марте 2005 года эффективность работы системы информационного обеспечения школы как по результатам УВП, так и по его самой работе была проверена на высшем уровне. Аттестационное тестирование нашей школы Государственная служба лицензирования и аттестации МДО проводила в Интернете в режиме on-line.

Результаты приведены на рисунке.

За успешное участие в Интернет-тестировании наша школа получила благодарность Московского департамента образования. Но для нас главным здесь оказалось подтверждение высокой эффективности системы ИКТ сопровождения УВП в нашей школе.