Организация и содержание уроков духовности в начальной школе в условиях гуманной педагогики

Разделы: Начальная школа


С 1999 года в нашей школе в учебном плане существует урок духовности. Основанием введения такого образовательного курса стал эксперимент по организации образовательно-воспитательного процесса школы на основе теории гуманно-личностного подхода по системе Ш. Амонашвили.

Раскрывая назначение урока духовности мы выделили его отличительные особенности:

а) это урок “живого знания”;

б) содержание знания обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям;

в) особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей побуждает к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению.

Урок духовности – это эпизод жизни ребёнка, который станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Ребёнок должен постигать урок волнением чувств. Урок духовности может состояться только в школе гуманно-личностной направленности.

Поскольку эксперимент проводится по системе Ш.А. Амонашвили, за основу структуры урока были взяты базисные понятия из “Трактата о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики”.

Наши уроки духовности создают условия для рождения в ребёнке личности, они способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, урок должен способствовать, прежде всего, установлению гуманных отношений. Деятельность школьника на уроке духовности стимулируется не только посредством интересного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в педагогическом процессе.

Далее нами приводятся исходные позиции такого урока.

1. Ориентация на индивидуальные интересы и личность ученика:

а) школьник постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются;

б) создание условий на уроке для обеспечения возможности высказать своё мнение, предложение, сделать свободный выбор позиции.

2. Ориентация на “зону ближайшего развития” (Л.С.Выготский), опора на сензитивность (чувствительные компоненты) развития, вера в возможности и перспективы каждого школьника:

а) важно развивать в каждом школьнике уверенность в своих способностях преодолеть трудности в личном становлении;

б) мобилизация стремления и упорства оправдать надежды учителя в их личностном росте;

в) дружеские и оптимистические отношения педагога к успехам и неуспехам школьника; выражение огорчений носит форму обнадёживающего сочувствия;

г) формальный результат нельзя отождествлять с внутренним миром развивающегося человека;

д) недопустимы антипедагогические меры, которые подчёркивают успехи или неудачи школьника.

3. Сотрудничество со школьниками в процессе обучения:

а) развитие внимательности учащихся (приём Ш.А.Амонашвили “допущение ошибок”);

б) вопросы учащихся, на которые учитель ищет ответ;

в) рекомендации учащихся по поводу организации урока.

4. Быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Непозволительно повышение голоса, крик, брань, невнимание, высокомерие, надменность, угроза, принуждение. Нельзя маскировать это своей любовью к детям.

5. Установить отношения со школьниками на основе взаимного доверия:

а) обязательное выполнение обещанного;

б) искренность;

в) выдвижение перспектив на развитие.

6. Поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и в семье:

а) благородные поступки должны получить общественную оценку;

б) каждый поступок рассматривается на фоне уже завоёванного авторитета;

в) утверждать авторитет каждого школьника.

6. Постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе. Учить этике общения:

а) обсуждение жизненных ситуаций;

б) умение слушать друг друга;

в) проявление толерантности.

7. Проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.

Исходя, из этих позиций гуманного урока, мы вывели основные положения урока духовности:

– Знание, полученное на уроке, становится “живым”, приобретает личностный смысл. Это знание принципиально не завершено. Важно, чтобы ребенок узнавал смысл полученного знания в других ситуациях, в реальной жизни.

– Организация урока обеспечивает учащемуся возможность высказывать своё мнение, давать советы, строить предположения, выбирать.

– Учитель постоянно проявляет веру в возможности и перспективы каждого учащегося. Искренне радуется каждому успеху учащегося, уважает его и поддерживать его достоинство. Поднимает авторитет учащегося среди товарищей и в семье.

– Учитель устанавливает отношения с учащимся на основе сотрудничества и взаимного доверия, учит детей этике делового и межличностного общения. Проявляет живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого учащегося.

– Учащийся постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются.

– В своих неудачах учащийся имеет право на обнадёживающее сочувствие.

Урок духовности строится с учётом психологии данного возраста

Опираясь на теоретические основы духовно-нравственного воспитания, мы определили структуру урока духовности, которая отвечала бы требованиям современной педагогики. Ниже приводится таблица, которая даёт возможность увидеть в целом основные направления для построения такого урока, где выделены сферы влияния (эмоциональная, интеллектуальная и действенная), выделены возрастные особенности младшего школьника, которые учитывает учитель, и психические процессы, способствующие духовно-нравственному воспитанию и являющиеся результатом такого воспитания.

Сфера влияния урока духовности
с учетом возрастных особенностей младшего школьника

Основные сферы
воздействия

Возрастные особенности

Психические процессы
Эмоциональная

(Развитие положительного отношения к духовным ценностям, нравственным категориям, побуждение к сопереживанию, развитие активного эмоционального опыта)

1. Укрепление Я-концепции, верность в дружбе, эффективное функционирование в группе сверстников того же пола, компетентность в реальном мире.

2. Настойчивость против подчинения.

3. Важной значимостью для ребенка младшего школьного возраста является педагог.

4. Обобщение переживаний.

5. Отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами “взрослой” морали, т.е. успешностью в учёбе, выполнением требований взрослых.

6. Появляется логика чувств.

Воображение
Интеллектуальная

(Развитие понимания сути духовных ценностей, организация познания через личный опыт)

1. Мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений.

2. Предпочтительна игра.

3. Начинают устанавливаться навыки социализированной мысли.

Творческое мышление.

Развитие речи.

Действенная

(“Живое знание” – основа внутренних побуждений, нравственных поступков, самопроявления, развитие рефлексии и самооценки)

1. Ребёнок в этом возрасте в силу эгоцентрического характера мысли, никогда не признаёт свою виновность. Волевые качества

Урок духовности строится с учётом основных сфер деятельности младшего школьника.

Чтобы “живые” знания приобрели личностный смысл, их надо связать со сферой чувств, для этого на уроках духовности мы использовали следующие приемы:

– Восприятие художественного произведения через личный опыт, “включенное проживание как героя”.

– Рисование своих ощущений.

– Рассуждения, описание жизненных ситуаций через свои эмоциональные ощущения.

– Проявление рефлексии (способность выйти за пределы конкретной ситуации и рассмотреть в уме основания совершаемых действий).

В итоге сложилась определённая структура уроков духовности, к которым готовятся и учитель, и ученик. Каждый урок начинается с настроя. Значимость его столь очевидна, что считаем необходимым раскрыть смысл и расширить представление.

Начало урока (до развёртывания его содержательной стороны) требует от учителя особого, тщательного продумывания. Приветствие, порой, возможно, вовсе не будет связано именно с данным уроком. Это может быть просто установка на создание расположения друг к другу: учителя к ученику и ученика к учителю. Это как бы желание приласкать друг друга (как у Булата Окуджавы – “Давайте восклицать, друг другом восхищаться…”).

На что нацелен данный настрой? Несомненно, на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой. Дети привыкают к такому настрою. Они ждут душевной встречи с учителем и рады ей.

Конкретизируем, в чём может проявляться настрой на урок:

  • посылка ребёнком самых добрых пожеланий самому себе, чтобы он смог состояться на уроке;
  • посылка пожеланий самому уроку, чтобы он смог оправдать надежды, которые дети возлагают на него;
  • индивидуальное, выборочное обращение учителя к кому-нибудь, кто особо нуждается в этом, от которого учитель ждёт большего старания, творчества, большей активности;
  • ожидание учителем радости, которую доставят ему ученики своей сосредоточенностью, сообразительность, творчеством;
  • добрая улыбка учителя иногда может стать настроем на урок;
  • тишина, возникающая в начале урока, когда учитель и дети стоят друг перед другом, настраиваясь на урок, когда создается невидимая нить понимания, единая устремлённость к познанию и сотрудничеству.

Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнение с пожеланием радости и любви всему живому и с визуализацией солнышка у себя в груди, которое своими лучами-ручками гладит всё, что встречает. Мы разработали свои упражнения, например, "выливание из кувшинчика". При этом все сидя, медленно наклоняют головы к полу и "выливают" из головы то, чего там сейчас не должно быть (в т.ч. заботы и мысли о работе и доме). Представление своей головы как расписного кувшинчика с ручками, из которого мы выливаем грязную воду, чтобы наполнить чистой, нравится детям.

Урок может начинаться и с медитативной сказки. Назначение медитативных сказок – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая “подзарядка”. Но главное – сообщение детскому подсознательному “Я” позитивных “идеальных” моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми.

Кроме этого, мы используем такие приемы, как:

“Ледокол” (5–10 мин.), Цель: “разбить” плохое настроение, “расчистить” путь доброй мысли, хорошему расположению духа. Это может быть игра или “мозговой штурм”, создание коллажа или небольшая дискуссия, которые помогают классу настроиться на тему урока, заинтересоваться ею. Надо не забывать, что учащийся приходит на урок со своими проблемами, занятый своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт;

“Гроздь” – метод заключается в том, чтобы пробудить мышление, организовать слова в виде древовидной диаграммы. Метод грозди позволяет свободно блуждать от понятия к понятию. Наличие стержневого слова, вокруг которого свободно появляются ассоциативно связанные слова, позволяет сформировать центральную идею урока. Этот метод напоминает любимую игру Будды.

Чтобы урок духовности состоялся, можно начать его с составления совместного плана урока. Работа эта при полном погружении в неё может служить прекрасным началом урока. Она может служить и обратной связью в педагогическом процессе, нести в себе следующую информацию:

– Настроение учащихся на данный момент.

– Какой вид работы учащиеся предпочитают.

– Что их волнует сегодня.

Далее мы рассмотрим этап урока, где происходит духовное откровение через искусство. Эмоции – это проявленные чувства. Поводом для волнения чувств часто становится переживание художественного произведения. На уроке духовности эта часть урока содействует чистоте и цельности эстетического наслаждения. Учитель должен серьёзно подходить к подбору художественных произведений для урока, потому что “чудесные жемчужины искусства могут истинно поднять и мгновенно преобразить дух” (Е.Рерих). Они должны быть на достаточном уровне для восприятия сложного и тонкого эстетического впечатления детей. Иначе учащиеся могут пройти мимо красоты. Как видим, основное отличие урока духовности – это пробуждение истинных чувств, развитие эмоциональной культуры. Но на уроках духовности мы уделяем большое внимание интеллектуальному развитию младшего школьника, развитию процессов мышления, памяти, речи через чтение и обсуждение художественных произведений и научной литературы (работа со словарями, энциклопедиями, статьями). Не раз отмечено, что “воспитательное чтение истинно художественных произведений, подобранных с учётом психологии нравственного развития”, – это путь, который непременно ведёт к созданию нравственного характера и может стать почвой для нравственного практического действия ”.

Особое место в этой части урока занимают сказки как облагораживающая человеческая сила. Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья, но как всякие жемчужины они очень редки, и приходится просматривать массу литературы в поисках их.

Второй момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

И последнее, важно, чтобы учитель в конце беседы о сказке, подчеркнул главную мысль, заложенную в ней.

Мы посвятили часть уроков в третьем и четвёртом классе чтению таких произведений, как “Маленький принц”, “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” и т.д. На уроках духовной жизни предлагается возвращаться к этим произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости (философии духовной жизни).

Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Какое общение мы должны заложить в образовательный процесс (урок), чтобы вовлечь в него ребёнка. На уроке духовности обязательно отводится время для размышления. Приёмы могут быть различны. Это минуты молчания и думанья о разных проблемах: о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни людей, мечтания о будущем. Это могут быть сочинения на тему урока, взрослые мысли, записанные в тетрадь, запись о своих переживаниях, ведение дневников, письменные размышления о духовных вопросах, философствование.

Особое внимание важно уделять воспитанию искусства мышления у детей, т.е. развивать способность мыслетворчества. Ведь в духовном развитии человека определяющую роль играют его мысли.

В ходе уроков духовности часто используем следующие приемы: предлагаем обсудить, какими бывают мысли? Дети называют, что они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, а мы дополняем: высшего духовного плана и низшего духовного плана. Такое включение заставляет детей задуматься, что это означает.

В конце урока подводится итог. “Итог урока” служит не только суммарному воспроизведению того, чем класс был занят на уроке, но и размышлению о жизни. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма подытоживания может быть разнообразной:

– в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке;

– ученики дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;

– дети молча размышляют, думают, прокручивают в своём воображении весь урок, вспоминают отдельные детали, отмечают то, что ими было усвоено, что помогло им подняться по ступенькам познания;

– они охотно высказывают свои пожелания учителю в связи с построением и организацией будущих уроков;

– учитель настраивает детей на то, чтобы они сами для себя определили, с чем возвратятся из школы домой, чем порадуют своих близких, родителей, какой новой познавательной информацией обогатят их, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними;

– иногда сам учитель подводит итог уроку, выражая восхищение и благодарность за творческие взлёты детей, за их желание помогать и поддерживать учителя в проведении урока.

Такой итог как составная часть урока. Но есть ещё один итог, который должен присутствовать в уроке обязательно. Это обратная связь, которая осуществляется через методы диагностики. Без этой связи нельзя готовиться к следующему уроку. Проверка знаний существует на каждом предметном уроке. Это самостоятельные работы, тематические контрольные работы, итоговые и т.д.

На уроке духовности учитель должен уметь тонко чувствовать его результативность, для чего предусмотрен своеобразный диагностический этап работы. Он может быть проведён на любом этапе урока: рисунки, выбор цветного квадратика–листочка, выражающего мое настроение, самооценка (как я работал сегодня, чем поделюсь дома). Все предлагаемые процедуры исследования помогут учителю получить информацию о личностных качествах каждого ребёнка. Однако они не имеют диагностического значения в полном смысле этого слова. Для специального исследования детей существуют иные методы и способы оценки результатов деятельности, которые использует профессиональный психолог. В нашем случае речь идёт о психолого-педагогических методиках. И потому учитель, воспользовавшись приёмами, которые мы рекомендуем, получит представление о сложности и чрезвычайной уникальности внутреннего мира ребёнка, о его незащищённости, открытости и огромной зависимости от взрослых.

Для сопровождения уроков духовности нами был создан пакет диагностических методик:

– Письменные творческие задания, которые выполняют дети на уроках, поддаются психологическому анализу и потому позволяют вести постоянный контроль над тем, что происходит и как ребёнок изменяется.

– Анкетирование.

– Методика незаконченных предложений.

– Тесты: рисунок “Плохой и хороший ребёнок” (модификация методики А.М.Прихожан и З.Василяукайте).

– Диагностика самоотношения и самопринятия Е. Ветровой.

– Лестница самооценки.

– Фигурные тесты.

– Автопортрет.

Описав методику проведения уроков, мы обобщим его особенности. Как видим, урок духовности – это урок “живого знания”, его отличает:

а) содержание знания, которое обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям;

б) особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей, побуждающая к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению.

Задачи урока духовности: развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь ребенка.

Требования, предъявляемые к уроку духовности:

1. Урок духовности – это облагораживание души и сердца ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем (Амонашвили.)

2. Урок духовности всегда является завершенным целым и звеном в системе других уроков одновременно. Знания, полученные на этом уроке, становятся основой для взаимоотношений на учебных занятиях.

3. Урок как завершенное целое должен быть целенаправленным; все компоненты урока должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены и объединены единой целью (цель – “доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его – учащегося – духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы сердце, столь нежное и восприимчивое научилось отзываться” (Ильин).

Три цели урока:

    образовательная – различие добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного (Соловьев);

    развивающая – развитие мысли и уточнение души (Бердяев), творческое развитие или развитие духа (Бердяев);

    воспитательная – возвращение к себе, рефлексия на себя или утверждение себя в своем проявлении (Соловьев).

4. Урок должен соответствовать современному научному пониманию духовных ценностей человека.

5. Урок духовности – это воплощение гуманно-личностного подхода, основанного на сотрудничестве и общении.

6. Урок духовности должен быть логически и композиционно стройным, по возможности завершенным

7. Обоснованный и целесообразный отбор методов и приемов обучения, которые должны соответствовать следующим условиям: уровню подготовленности класса, возрастным особенностям учащихся, личности учителя.

Разработанная нами методика уроков духовности проверена в течение пяти лет (двух выпусков) и апробирована на пятиклассниках с целью внедрения этой методики в среднем звене.

14.02.2006