Программа элективного курса по астрономии для 7-го класса по теме: "Земля и Вселенная" с применением информационных технологий

Разделы: Астрономия


Программа элективного курса для 7-х классов по астрономии (для школ, в которых астрономия изучается только в 11 классе - 1 час в неделю) предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении. С дидактической точки зрения интеграция является дополнением одночасового учебного предмета в 11 классе, который весьма неэффективен, о чем свидетельствует многолетняя практика. Следует учесть повышенный интерес 12-14 летних учащихся к вопросам о составе, движении и строении небесных тел.

Цели и задачи курса:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся 12-14 лет, опираясь на уже имеющиеся у них знания по географии, естествознанию, математике;
  • перевести знания теории в практику, в результате чего природные явления будут объяснимыми и понятными;
  • сформулировать, с учетом возрастных особенностей учащихся, основные научные понятия в астрономии и астрофизике;
  • возбудить интерес к науке, профессии астрофизика, наблюдателя, исследователя-астронома;
  • использовать исторические сведения, эволюцию идей, а также роль великих ученых в раскрытии тайн природы, их борьба с суеверием и невежеством;
  • научить учащихся выступать на школьных и городских мероприятиях по физике и астрономии с презентацией своих рефератов, докладов и наблюдений, используя компьютерные технологии, в частности программу Power Point, допускать и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word. При этом наблюдается опережающее усвоение учениками довольно серьезных тем по информатике;
  • приобщить учащихся к изучению астрономической техники, провести экскурсию в Иркутскую астрофизическую обсерваторию;
  • научить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет, сканировать необходимые рисунки и слайды;
  • развить мотивацию учебной деятельности учащихся;
  • закрепить знания учащихся в экспедиции на озеро Байкал.

Во всех последующих разделах программы использовать новые компьютерные технологии. В тесном содружестве с учителем информатики, научить учащихся делать презентацию своих сообщений.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные фильмы, DVD, видеофильмы.

Программа курса:

1. Введение (1 час)

Астрономия это наука о небесных телах. Рассказ учителя, содержащий яркие примеры и сравнения, помогут учащимся получить начальные представления об одной из самых древних и увлекательных наук – астрономии. Занятия провести в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Презентация демонстрируется самим учителем с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. В последнее время появились диски – сборники электронных наглядных пособий, из которых надо выбрать те, которые доступны непосредственно без применения специальных интерфейсных программ. Их можно перенести в рабочую папку на компьютере, с которого во время занятия ведутся демонстрации, включить эти демонстрации в мультимедийную презентацию. Тем самым во время занятия отпадает необходимость в обращении к оригинальным дискам, резко уменьшается время перехода от одного материала к другому, не нарушая темп занятия.

2. Строение Солнечной системы (5 часов)

Выяснить имеющиеся у учащихся сведения о строении Солнечной системы.

Уточнить их и дополнить. Роль Солнца в Солнечной системе. Две группы планет. Планеты земной группы. Общая характеристика планет земной группы. Атмосфера. Планеты-гиганты и их спутники. Общая характеристика планет- гигантов. Особенности строения. Полезно сделать альбомы Солнечной системы с описанием каждой планеты

3. Земля и ее место в Солнечной системе. Луна. (3 часа)

Основные движения Земли. Форма Земли. Процессы , происходящие в недрах Земли и на ее поверхности. Луна- спутник Земли. Исследования Луны.

Природа Луны. Физические условия на Луне. Поверхность Луны.

Солнечные и лунные затмения.

4. Солнце и звезды. (5 часов)

а) Общие сведения о Солнце. Вид Солнца в телескоп. Температура Солнца и состояние вещества на Солнце. Химический состав Солнца. Строение атмосферы Солнца( фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли.

Солнце и его роль в Солнечной системе.

Рассказать, что история телескопических наблюдений Солнца начинается с наблюдений, выполненных в 1611 году Г.Галлилеем. Дать учащимся понятие о четвертом состоянии вещества. Задать на дом найти материал о плазме в научно-популярной литературе или Интернете. Сделать сообщения, рисунки, фотографии Солнца.

б) Звездное небо. Созвездия и наиболее яркие звезды. (5 часов)

Рассказать и показать слайды или диафильм “Легенды и мифы о созвездиях”.

Перенестись в реальный мир и рассказать о том, что многие заблуждаются , считая, что созвездия представляют собой группы таких звезд, которые в пространстве находятся недалеко друг от друга. В действительности же

звезды, которые мы причисляем к одному и тому же созвездию, могут быть очень далеки друг от друга. Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. Изучить подвижную карту звездного неба. Рассказать, что знание звездного неба позволило ориентироваться при передвижении по суше и по морю. Провести практические занятия по распознанию созвездий, в вечернее время. Сделать альбомы созвездий и их презентацию.

Провести практические занятия по копированию карт звездного неба.

5. Телескопы. Типы телескопов. Их назначение. (4 часа)

Законы отражения света, преломления света. Телескоп- рефлектор и рефрактор

Как сделать простейший телескоп. Как можно с помощью школьного телескопа сфотографировать Луну, Солнце. Как с помощью фотоаппарата сфотографировать Полярную звезду и с помощью этих фотографий доказать вращение небесной сферы.

6. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Метеорные потоки.(5час)

Движение астероидов. Физические характеристики астероидов. Вид, строение и открытие комет. Природа комет. Метеоры и болиды. Метеорные потоки и их наблюдение. Рассказать учащимся, что наблюдениями метеоров успешно занимаются юные любители астрономии. Члены школьных астрономических кружков и юношеской секции Всесоюзного астрономо-геодезического общества при АН наносят пути метеоров на звездные карты, фотографируют метеоры, определяют их высоты и скорости, производят подсчет метеоров в потоках. Решением этих и некоторых других задач любители астрономии помогают ученым исследовать распределение метеорной материи в пространстве и движение воздуха в атмосфере Земли.

7. Подготовка к экспедиции (6 часов)

Изготовление переходных колец для школьного телескопа и фотоаппарата, фильтров для фотографирования Солнца в контакте с родителями.

Проведение практических работ по фотографированию Луны и Солнца, Полярной звезды.

8. Экскурсия в Иркутскую астрофизическую обсерваторию.

9. Экспедиция на Байкал учащихся, посещавших элективный курс.

Цель: наблюдение звездного неба, метеорных потоков, фотографирование Луны и Солнца.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать строение Солнечной системы; знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
  • знать яркие звезды, их яркость и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
  • уметь использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;
  • уметь составить интересное сообщение по астрономии и сделать его презентацию;
  • знать происхождение метеорных потоков, их название и уметь их наблюдать, наносить на карту звездного неба следы метеоров;
  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;
  • нужно знать, по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;
  • знать причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;
  • уметь объяснить смену дня и ночи, времен года, вращение Земли и Луны, как происходят лунные и солнечные затмения;
  • пользоваться школьным телескопом, уметь фотографировать Луну и Солнце, околополярную область неба.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Лев Мухин. Мир астрономии (Рассказы о Вселенной, звездах и галактиках). Москва “Молодая гвардия”, 1987
  2. Ф.Ю. Зигель. Астрономия в ее развитии. Книга для учащихся. Москва “Просвещение”. 1988
  3. М.М.Дагаев, В.М. Чаругин. Астрофизика (Книга для чтения по астрономии)
  4. Б.А.Воронцов-Вельяминов. Очерки о Вселенной. – М.Наука, 1986
  5. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М. Наука, 1986
  6. Л.Мухин. Планеты и жизнь. М.: Молодая гвардия, 1984
  7. В.Вронский. Тропой Кулика: Повесть о Тунгусском метеорите. М.:Мысль, 1984
  8. С.Миттон. Дневная звезда (Рассказ о нашем Солнце) М.Мир,1984
  9. В.Н.Комаров “Увлекательная астрономия”. Издательство “Наука” Главная редакция физико-математической литературы. Москва, 1968
  10. А.В.Волков. В поисках правды. Москва “Детская литература”,1980
  11. Программа общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия 7-9 классы. Тематическое планирование. В.Ф.Шилов, Ю.И.Дик, А.А.Пинский, 2002 г.
  12. А.А.Михайлов. Атлас звездного неба. Академия наук СССР. “Наука” 1078
  13. Атлас созвездий. Выпуск 3. Атлас предназначен для первоначального знакомства со звездным небом в астрономических кружках. Атлас созвездий выполнен юными астрономами Станции Юных Техников Свердловского Района города Иркутска.