Внеклассное мероприятие по математике "Математический бутик"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

образовательные: закрепить знания, умения и навыки по математике, способствующие использованию полученных знаний в практической деятельности;

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.

воспитательные: воспитывать аккуратность, чувство ответственности перед коллективом, добиваться деловой активности, приучать к преодолению трудностей, прививать интерес к предмету и профессии.

Оборудование: плакаты с высказываниями о математике; магнитофон, компьютер, выставка-распродажа: "Раз лоскутик, два лоскутик", выставка изделий: "Математика + фантазия", плакат "Геометрическая основа силуэта", плакат "Силуэт в истории костюма", условные единицы - умы.

Сценарий:

(Зал украшен изделиями, которые каким-либо образом связаны с математикой и изготовлены мастерами и учащимися лицея.)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Я рада приветствовать вас сегодня в нашем "Математическом бутике" и хочу начать наш сегодняшний разговор со слов Ф.Хаусдорфа "Есть в математике нечто вызывающее человеческий восторг".

Давайте посмотрим на стены нашего зала. Неправда ли, есть чему удивиться? Но что же в данном случае вызывает в нас восторг? Красота математики и математических фигур? Или красота этих прекрасных изделий? А может быть красота математики в этих изделиях?

Я думаю, многие согласятся, что порой такие понятия, как математика, мода, красота и искусство шить просто неотделимы друг от друга. И именно об их взаимосвязи мы и поговорим сегодня в нашем математическом бутике, который я, как хозяйка, предлагаю считать открытым.

Мы рассмотрим сегодня геометрическую основу силуэта, геометрический рисунок ткани, использование в швейном производстве различных математических понятий. Тема эта выбрана не случайно. Ведь как говорил М.И. Калинин: "Какую бы науку вы ни изучали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики… И потому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой".

В нашем лицее обучаются по таким профессиям, как закройщик, технолог, модельер-конструктор. А сколько здесь будущих жен и мам, которые обязательно будут что-нибудь мастерить своим малышам, например; легкое летнее платье или новогодний костюм.

А может быть, кто-то захочет сшить платье и для себя. Ведь в наше время не каждый может позволить себе купить готовое изделие. А умелые руки и достаточный запас знаний сделают вас просто очаровательными и неповторимыми.

Сегодня свои знания, умения и жизненные навыки на ваш суд представляют 3 творческие группы: «Силуэт», «Виктория», «Валентина». Оценивать работу наших участниц будет жюри.

Начнем мы нашу конкурсную программу с изучения силуэта костюма.

Силуэт – это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его "тень". По характерному силуэту мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий нашего века. Несмотря на все своеобразие и неповторимость их, как и костюм современный, можно "вписать" в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры – прямоугольник, треугольник, трапеция, овал.

Такие силуэты получаются как проекции форм цилиндров, конусов и шарообразных поверхностей, т.е. тел вращения.

Как же меняется силуэт с изменением моды и с течением времени? Оказывается каждый период моды XX века имел определенный набор геометрических форм, которые со временем трансформировались.

Если сравнивать между собой костюмы прошедших эпох (плакат «Силуэт в истории костюма»), можно увидеть, что чередование рассматриваемых форм отражено в смене стилей костюмов Древнего Египта, Древней Греции (прямоугольник), средневековья (треугольник, трапеция), эпохи Возрождения (квадрат), стилей барокко, рококо (овал) и XX в (прямоугольник).

В каждый период моды, как правило, развивается две формы, сосуществуя, борясь и перекрещиваясь; но при этом всегда есть доминантная форма, которая подчиняет себе все остальные. Каждая из этих форм одежды имеет свои периоды изменения ширины и длины. Но ни одна из форм не исчезает полностью, а лишь находится в моде в ограниченных пределах; она как бы зреет в недрах и на определенном этапе появляется обновленной.

Ту или иную геометрическую форму (точно или приблизительно) всегда можно видеть за всеми наслоениями отделок, деталей в основных частях костюма.

И признаком изменения силуэта является именно изменение геометрического вида формы, который меняется не только по конфигурации, но и по величине. Отдельно о каждом силуэте расскажут наши участницы.

(Выступление представителей творческих групп. Каждая группа заранее получила задание – на плакате изобразить модель, вписанную в ту или иную фигуру и объяснить ее особенности.)

1 группа: Треугольник.

Треугольник кажется наибольшим из всех четырех силуэтов, т.к. острые углы прежде всего обращают на себя внимание.

Впечатление треугольника создает значительное расширение одежды к низу или, наоборот, в плечах. И, как правило, лучше выглядит на фигурах высокого роста, худощавых.

Особенно, если треугольник расположен вершиной вверх, так как он увеличивает видимую площадь фигуры, уменьшает рост, причем тем активнее, чем ближе к тупому будет угол вершины треугольника.

Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают нежелательные, например, широкие бедра можно скрыть с помощью расширяющейся к низу юбки или широко развернутой линии плеч.

Силуэты, построенные на основе остроугольных неравнобедренных треугольников, кажутся очень острыми и праздничными.

2 группа: Прямоугольник.

Прямоугольный силуэт наиболее "универсальный", его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Нужно только подобрать оптимальный размер, т.е. длину и ширину прямоугольника.

Вообще, среди других фигур прямоугольник считается самым маленьким. Поэтому одежда прямого силуэта всегда уменьшает объем фигуры. Но следует обратить внимание на то, что вытянутый прямоугольник, стоящий вертикально, кажется выше и уже такого же, но лежащего горизонтально.

Силуэты костюмов, построенных на основе прямоугольников, кажутся более статичными.

3 группа: Трапеция.

Уже само название силуэта говорит о том, что форма должна быть небольшой и иметь расширение книзу. Уровень, от которого начинается расширение, различен в зависимости от направлений моды. Чаще трапеция характеризуется прежде всего увеличенным объемом спинки, что всегда придает силуэту динамику.

Изделие свободно "висит" на плечах, причем мода часто акцентирует контраст между тонкой фигурой и свободной одеждой. Поэтому этот силуэт преимущественно подходит для стройных женщин. Что касается возраста, то здесь ограничения не предусматриваются.

Если останавливаться на силуэтах отдельных деталей одежды. То, например, рука кажется тоньше при широком рукаве.

Талия кажется тоньше при широком клеше юбки. Бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута, что не рекомендуется полным женщинам.

Юбка слегка расширенная к низу уравновешивает пышную грудь.

Ведущий: Остается еще один силуэт – овал.

Этот силуэт предлагается модой редко и долго не удерживается, т.к. он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым. При нежелании привлекать внимание к объему тела не следует применять в одежде очертаний, которые вызывают представление овала.

Существуют и другие силуэты, которые получаются с помощью комбинации основных фигур (Плакат «Геометрическая основа силуэта».) Например, две встречные трапеции или треугольника представляют силуэт в виде буквы Х. Такой силуэт интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими свободными формами верха и низа одежды.

Иногда могут быть такие сочетания как полукруг и прямоугольник, овал и трапеция, две трапеции, трапеция и прямоугольник.

Многообразие бесконечных вариантов силуэта только подтверждает богатство и сложность искусства создания силуэта. Никакая модель не может быть создана, если в ее основе нет определенного силуэта, диктуемого модой и творческой фантазией художника.

Я думаю, что пришло время поработать и жюри. Итак, оценки за первый конкурс…

Ведущий: А сейчас мы переходим к следующему конкурсу.

На уроках математики, в частности, на геометрии, мы выполняем различные построения, - отрезки, круги, параллельные и перпендикулярные линии. Оказывается, эти построения нужны не только в математике, но и, например, в конструировании. У нас есть три заказа построить выкройки – воротника-волана, берета и юбки солнце-клеш.

Каждая группа сейчас получает свое задание, выполняет его и объясняет, что и как делали. (Каждая творческая группа строит свою выкройку.)

Пока участницы работают, я хочу обратить внимание болельщиков на выставку-распродажу, где указана цена каждого изделия, т.е. различных прихваток и салфеток в условных единицах. 1 условная единица – это 1 ум. Эта выставка организована для вас, и любое изделие вы можете приобрести, заработав определенное количество умов.

Итак, я предлагаю вам вспомнить, какие математические понятия используются при построении выкроек?

(Возможны следующие варианты ответов: свойство симметричности используется при построении половины чертежа изделия; на этом же свойстве основано выкраивание изделия по готовым лекалам при сложенном вдвое материале; а также проверка качества изделия; построение окружностей, дуг, параллельных и перпендикулярных линий; построение биссектрисы угла; деление отрезка на части и другие.)

За каждый правильный ответ вы получаете 1 ум.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и послушать песню… (Музыкальная пауза).

Я вижу, что наши участницы готовы, давайте посмотрим, как они справились с заданием.

(Каждая группа демонстрирует свою выкройку и объясняет построение)

И вновь я обращаюсь к жюри. Оценки за второй конкурс и средний балл. (Слово жюри).

Ведущий: Я объявляю аукцион.

Каждая творческая группа представляет свое изделие, которое каким-либо образом связано с математикой. Вы должны определить все математические характеристики этого изделия и назвать их, кто будет последним, тот его и получит.

(Группы представляют свои изделия, сшитые самостоятельно. Например, косметичка в форме цилиндра, фартук из ткани с геометрическим рисунком, мягкий кубик с цифрами на гранях. Изделие получает тот из зрителей, кто назовет последним какую-то математическую особенность этого изделия. Жюри оценивает изделия, представленные на аукцион).

Ведущий: И я вновь предлагаю заработать вам "умы". Косметичка-цилиндр – это тело вращения, а какие еще вы знаете тела вращения, используемые в швейном производстве?

(Возможны следующие ответы: пуговицы, кнопки, наперсток, шляпы, английская иголка, гвоздик, шпулька, катушка и другие. За каждое названное тело болельщики получают по 1 уму).

Ведущий: При моделировании различных видов одежды следует серьезно относиться к выбору рисунка тканей, учитывать его характер и особенности в связи с разделением одежды по половозрастному признаку, функциональному назначению, сезону и характеру изготовления одежды.

Особое внимание уделяется рисункам геометрического характера. К ним относятся классические рисунки: горох, полоска и клетка и всевозможные комбинации геометрических форм и линий. Отдельно о тканях в клетку, полоску и горох с рекомендациями по их использованию рассказывают наши участницы.

(Выступление творческих групп. Каждая группа должна была подготовить выступление об одной из фигур и продемонстрировать на плакате или рисунках).

1 группа: ГОРОХ

Ткани в горошек смело можно назвать долгожителями. Они никогда не выходят из моды. Полистайте бабушкин альбом с фотографиями – и вы в этом убедитесь. Интерес к подобным расцветкам не проходит.

С изменением моды меняется лишь размер горошка (мелкий, средний, крупный), ритмическое построение рисунка. Может быть также различным цветовое соотношение горошка с фоном (например, белый горошек на темном фоне и темный горошек на светлом фоне). Меняются и силуэты, появляются новые детали, но остается настроение…

Одни горошины похожи на россыпь мелкого жемчуга, другие на веселые мыльные пузыри, а третьи напоминают большие спелые яблоки.

Изделия из такой ткани больше подходят для лета. Ведь именно летом хочется быть невероятно яркой, веселой, беспечной и легкомысленной. Такое уж это время года!

Поверьте, одежда в горошек подходит всем, нужно только выбрать модель, которая не только подчеркнет вашу индивидуальность, но и поможет удачно скрыть недостатки фигуры. Например, считается, что чем крупнее горох, тем крупнее выглядит фигура, поэтому такая ткань не рекомендуется полным.

Наоборот, женщинам стройным и высоким подойдет короткое платье в крупный белый горох. Можно также использовать сочетание гороха с полосками.

Длинное женственное платье из синей в белый горошек ткани хорошо смотрится на невысоких и полных женщинах. Такое платье может носить женщина любого возраста.

Полным женщинам нужно использовать ткань темную со светлым горохом. Очень красиво смотрится черное платье в белый мелкий горох, который зрительно позволяет уменьшить торс и широкие бедра.

Хотите показать свою красивую стройную спинку? Сшейте себе сарафан с заманчивым глубоким вырезом.

Изделия из ткани в горох особенно идут детям. Девочке, например, можно сшить комбинезон с короткой пышной юбкой-брюками или длинную юбку, комбинированную с кружевами и бантиками на широком поясе. Ваша девочка будет выглядеть красиво и оригинально.

Ткань с рисунком в горошек может быть использована и как отделка. В этом случае ее "сбивают", искусственно создавая частый рисунок, который может украсить горловину, перед лифа, линию застежки, оборку на юбке и т.д.

Фантазируйте, экспериментируйте и будьте красивыми!

2 группа: ПОЛОСА

Ткани в полоску следует выделить в особую группу. Строгость и геометричность рисунка этих тканей в какой-то мере ограничивает их применение: модели со сложными драпировками или с асимметричными решениями здесь не всегда уместны.

В истории моды наблюдается особенное периодическое увлечение тканями в полоску, причем для каждого этапа характерны различные направления полос и их сочетание. Иногда модно продольное направление рисунка на основных частях изделия и поперечное на деталях, иногда наоборот. Были периоды, когда полосы располагали только в косом направлении "елочкой".

Не рекомендуется одновременное применение трех различных направлений – продольного, поперечного и косого – в одной модели. Такое дробление полос утомляет глаз, модель выглядит перегруженной.

Хотим обратить особое внимание на зрительные иллюзии в костюме, т.е. непосредственно на зрительное впечатление. Поскольку форма костюма представляет собой сочетание геометрических объемов, особое значение приобретают оптические иллюзии.

Расчленим два равных квадрата вертикальными и горизонтальными линиями. В первом случае квадрат будет казаться более вытянутым, во втором – более широким.

Однако, если те же квадраты расчленить линиями с более малыми промежутками между ними, иллюзия возникает обратная. Аналогичные явления наблюдаются и в костюме.

Иллюзия, возникающая в данном случае называется иллюзией заполненного промежутка. Эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность.

Вследствие того, что осмотр фигуры начинается с большей его части, прямоугольник, разделенный на две неравные части, кажется выше, если большая его часть находится внизу, чем аналогичный, но с большей частью вверху.

Иллюзия усиливается при наличии плавных, равномерно убывающих переходов. Переходы, равномерно убывающие кверху, зрительно увеличивают высоту фигуры, а вправо и влево – ее ширину.

Площадь заполненного пространства кажется больше, чем равная ему площадь незаполненного. Усилить эту иллюзию можно соответствующим выбором расположения, расстояния и угла наклона заполняющих пространство линий. Частые вертикальные, редкие горизонтальные, пологие наклонные линии зрительно увеличивают ширину заполненного пространства.

Наоборот, зрительно уменьшают ширину заполненного пространства редкие вертикальные, частые горизонтальные и крутые вертикальные линии.

Все эти иллюзии нужно учитывать и при пошиве и выборе изделий из ткани в полоску.

Например, свободный жакет поможет вам скрыть широкие бедра, а майка-топ в мелкую полоску зрительно уменьшит грудь.

Пиджак из ткани в полоску сделает вас выше и стройнее. Он рекомендуется всем, кто любит удобную и модную одежду. Вертикальные полоски на ткани и в крое помогают значительно удлинить фигуру и скрыть широкие бедра.

Ткань в полоску принесет радость и детям. Позвольте и им быть модными и красивыми.

3 группа: КЛЕТКА

Клетка в одежде встречается с давних пор. Еще поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию – круги, квадраты, ромбы с вписанными в них растительными рисунками. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

В костюмах Византии рисунок был – крупный, четкий, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображение животных, а позднее и религиозные узоры вписывались в квадраты, многоугольники и ромбы. Геометрический рисунок использовался также и для каймы.

Играя клеткой в ткани можно добиться создания новых форм моделей.

Ценные археологические находки, среди которых есть и образцы тканей, а также литературные источники позволяют судить о материалах, применяемых в одежде Древней Руси. И здесь наиболее характерным является геометрический рисунок: ромбовидные решетки с кругами в центре, звезды на фоне квадратов и др.

В русском народном костюме используются самые разнообразные по форме и колориту полосатые и клетчатые ткани. Техника узорного народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки и др.

Особое внимание следует уделить шотландцам, населяющим северную половину Великобритании. Национальный костюм шотландцев – клетчатая юбка, плед, вязаные чулки до колен и в связи с древними традициями в национальном костюме применялся рисунок в клетку. Эту ткань назвали шотландка, которая вырабатывается из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку.

Ткань в клетку является очень популярной и сейчас. Но в чем загадка привлекательности простых ромбов или клетки? Простота, нейтральность рисунка гарантируют, что от него быстро не устанут, он не надоедает, не утомляет взор. А главное – не мешает видеть человека, наоборот, свободным, ни к чему не обязывающих ритмичным чередованием темных и светлых пятен оживляет поверхность костюма и выявляет своеобразие внешности.

Ткань в клетку применяют при пошиве одежды различного назначения. Из клетчатых тканей изготовляют мужскую, женскую и детскую верхнюю одежду, легкие женские и детские платья и костюмы, верхние мужские сорочки, женские блузки, спортивную одежду и др.

Очень красивыми и яркими будут мужские сорочки, сшитые из клетчатых тканей. Можно также использовать ткани, комбинирующие клетчатые и сплошные квадраты.

Если у вас длинные стройные ноги, то вам понравятся клетчатые брюки. А если прибавить к этим брюкам однотонный свитер с подплечниками, то узкие плечи и широкие бедра будут совершенно скрыты.

А своему малышу вы можете сшить тепленькую фланелевую рубашку в крупную клетку.

Необыкновенно красиво и элегантно смотрится клетка и в платье для девочки. Такой чудесный наряд вы можете сшить для своей младшей сестренки.

Самые красивые и уверенные в себе мужчины могут выйти в общество в ярком, радостном пиджаке в клетку.

Женщинам, любящим красный и все яркие цвета, можно предложить красивое полупальто в клетку. А берет в тон ему сделает вас просто неотразимой.

Ведущий: Спасибо участницам за интересные сообщения. А пока жюри думает, я предлагаю вам подсчитать набранные умы и получить соответствующие им изделия.

(Подведение итогов со зрителями и вручение заработанных изделий.)

Ведущий: Как говорил А.Н. Толстой "Каждая математическая идея рано или поздно находит свое применение". Я хочу пожелать, чтобы идеи, которые вы унесете сегодня из нашего бутика обязательно воплотились вами в жизни. А пока я предлагаю вам посмотреть, как это делают учащиеся и мастера нашего лицея.

Изделия различных силуэтов из ткани с геометрическим рисунком нам демонстрируют участницы и гости нашего бутика.

(Демонстрация различных моделей одежды.)

Ведущий: Вот такой удивительно красивой бывает порой и математика. Я думаю, что у жюри было время подумать и оценить выступления наших творческих групп. Оценки за последний конкурс и результат игры…

(Подведение итогов и награждение.)

Наша программа подошла к концу. Я хочу поблагодарить всех, кто посетил сегодня наш бутик, и пожелать вам огромных творческих успехов и в математике, и в вашей профессии. Надеюсь на новую встречу.

Литература

  1. Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. М.: 1991.
  2. Литвинова Л.М. Моделирование одежды из клетчатых тканей. М.: 1976.
  3. Козлова Т. В. и др. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М.: 1990.
  4. Из опыта работы преподавателей математики. М.: 1987.
  5. Егорова Р. И. Учись шить. М.: 1983.
  6. Матузова Е. М. и др. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. М.:1983.

15.02.2006