Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений по теме: "Давление. Давление в жидкостях и газах"

Разделы: Физика


Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • выявить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений по теме урока;
    • продолжить формирование готовности учащихся к применению этих знаний и умений в жизненных ситуациях.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию эстетических чувств при ознакомлении учащихся с красотой природы родного края; прививать любовь к поэзии, культурному наследию русского народа.
  • Развивающие:
    • способствовать обогащению словарного запаса;
    • продолжить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения.

Оборудование:

  • Кодоскоп, фильмоскоп.
  • Физические приборы: манометр, барометр-анероид, гидравлический пресс, шприц, прибор для показа давления на дно и стенки сосуда, насос, прибор для демонстрации закона Паскаля, сообщающиеся сосуды, прибор для измерения давления, медицинские банки, пипетка.
  • Удочка (указка с магнитом).
  • Экспонаты из школьного музея: утюг, приспособления для глажки белья, заварной чайник.

Печатные пособия:

  • Картина. Пейзаж с озером.
  • Рыбки (из картона).
  • Карточки с заданиями на “3”, “4” и на “5”.
  • Карточки физических величин.
  • Цветик-семицветик.
  • Схема шлюза.
  • Портрет Паскаля.
  • Диафильм “Давление”.
  • Дидактические материалы Л.А. Кирик.

Музыкальное оформление: песня “Бременских музыкантов”.

Структура урока:

I. Мотивация учебной деятельности и сообщение цели и задач урока.

II. Проверка знаний фактического материала:

    а) Фронтальный опрос. Разгадывание кроссворда.
    б) Проверка домашнего задания. Написание диктанта.

III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Индивидуальный опрос проводится в игровой форме.

а) игра “Цветик-семицветик”;
б) игра “Врач”;
в) игра “Рыболов”;
г) сообщение учащегося о работе шлюза;
д) экскурсия в НИИ;
е) экскурсия в музей (на основе исследовательской работы в музее школы).

IV. Проверка глубины осмысления учащихся знаний и умений (решение качественных задач).

V. Применение знаний в нестандартных условиях. Решение задач.

VI. Итоги урока, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Задачи урока.

– Ребята! Сегодня на уроке мы займемся повторением пройденного, и вы сможете проверить, как вы усвоили материал по теме “Давление”. Урок этот необычный, мы с вами отправимся путешествовать. Когда собираются путешествовать, то выбирают прежде всего какой-то вид транспорта. Я вам предлагаю отправиться в трех экипажах на электромобилях. А почему именно этот вид транспорта? (Так как электромобили не загрязняют окружающую среду.)

– А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав кроссворд (см. Приложение). Наш дорожный багаж – это ваши знания. Перед поездкой необходим техосмотр.

Проверка выполнения домашнего задания. Проверяют себя с помощью кодоскопа.

Диктант (пишется через копировальную бумагу):

а) запишите формулу для расчета давления (объясните каждую величину, входящую в эту формулу);
б) напишите единицу давления в системе СИ;
в) запишите формулу для определения давления на дно и стенки сосуда;
г) напишите единицу измерения атмосферного давления;
д) как рассчитать F давления;
е) как рассчитать S, если известны F и Р;
ж) как рассчитать V, если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда;
з) как рассчитать силу Архимеда.

Самопроверка.

– Итак, в путь!

Звучит "Песня друзей" из м/ф “Бременские музыканты”.

III. Основная часть.

– Внимание! Стоп! Город Прибороград.
Жители этого города прекрасно знают все приборы и просят вас объяснить и рассказать их устройство, принцип действия, а также объяснить ряд опытов.

1. Игра “Цветик-семицветик”.

Участвует  по одному человеку из каждой команды. Дети выбирают лепесток с заданием (на доске цветок с лепестками).

    – Покажите и объясните опыт, показывающий, что давление газа обусловлено ударами молекул о стенки сосуда.
    – Покажите опыт, подтверждающий (опыт) закон Паскаля.
    – Покажите, что давление на одном уровне в жидкости одинаково.
    – Покажите опыт, подтверждающий, что существует атмосферное давление.
    – Расскажите об устройстве и принципе действия барометра-анероида.
    – Расскажите об устройстве гидравлического пресса.
    – Расскажите об устройстве металлического манометра и принципе его действия.
    – Расскажите об устройстве жидкостного манометра.

Ответы учащихся корректируются учителем и учениками класса.

2. Игра “Врач”.

– Ребята, именно в этом городе у нас заболел один член экипажа. У него, кажется, грипп. Ну, ничего, врач одного из экипажей нам в этом поможет и окажет квалифицированную помощь.

Ученик объясняет принцип действия прибора для измерения давления, рассказывает о механизме действия горчичников и банок, а также об использовании пипеток.

– Ну, а теперь поехали дальше (звучит музыка). Мы едем и любуемся красотами нашей Владимирской области. Посмотрите, какой чудесный уголок природы! Ну, как не любить эти русские пейзажи? Так и хочется вспомнить стихи Сергея Есенина:

Учитель читает стихотворение Есенина “О Русь, малиновое поле...”.

– Вот, посмотрите, замечательное место! (Учитель обращает внимание на картину местного художника Андрея Николаевича Зинкевича). Сделаем здесь привал. Отдыхайте, а любители рыбной ловли могут порыбачить.

3. Игра “Рыболов”.

Вызываются желающие ученики из каждого экипажа, которые “ловят” рыбку и отвечают на вопросы:

  1. Как с помощью опыта Торричелли можно измерить атмосферное давление?
  2. Что означает запись: давление атмосферы равно 750 мм рт. ст.?
  3. Как изменится опыт Торричелли, если вместо ртути взять воду?
  4. Выполняется ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
  5. Можно ли использовать всасывающий насос в кабине космического корабля?
  6. Как читается закон Паскаля?
  7. Выполняется ли он в космосе?

– Ну, что же, ребята, поехали дальше. Современная дорога – это сложное архитектурное сооружение с множеством светофоров, перекрестков. Двигаясь по дорогам России, нужно знать правила и законы движения. Путешествуя по дорогам страны “Давления”, нужно знать свои законы и правила.

Учитель проводит игру с карточками физических величин.

Учитель: Поехали дальше. (Звучит музыка.) Следующая остановка “Город Эрудитов”. В этом городе много интересного. Даже глаза разбегаются. Здесь есть музей, НИИ биофизики. Хочется пойти на экскурсию и увидеть, как работает шлюз. Начнем с осмотра шлюзовых камер. А вот и смотритель. Как ваше имя, отчество?

Ученик по чертежу рассказывает и показывает устройство шлюза (сообщение).

– А теперь наш путь лежит в НИИ. Итак, мы в институте. Обратимся с просьбой к молодым сотрудникам-биофизикам. “Представьтесь, пожалуйста”. Ребята рассказывают о своих работах в НИИ по теме: “Роль атмосферного давления в жизни живых организмов”.

Ученики делают сообщения по книге “Биофизика на уроках физики” И.Б. Кац, стр. 13–15.

– Поехали дальше. Сейчас мы с вами находимся в здании музея.

Ребята проводят экскурсию по рисункам, используя музейные экспонаты. Объясняют их применение на основе закона давления и устройства сообщающихся сосудов.

Экспонаты:

  1. Старый утюг.
  2. Приспособление для глажки белья.
  3. Предметы быта (кофейник, чайник, самовар).

– Следующая остановка “Город Мыслителей”.

На доске вопросы-рисунки. Задачи автора Кирик Л. А. “Механика”

  • вариант “В”(а),  № 1–6;
  • вариант “С”, № 7, стр. 73;
  • вариант “В”(а), стр. 67.

С помощью набора цифр учащиеся показывают ответы. Учитель объясняет правильное решение. Проектируется кадр диафильма. Учащиеся объясняют действия древнего фонтана.

– Как быстро летит время! Теперь мы прибываем в “Город Смекалистых”.

Детям предлагается решить задачи Л. А. Кирик. Решения задач закрыты. (Оформить заранее.)

  • На “3” –  вариант “А” 2(б) (стр. 73–75).
  • На “4” – вариант “В” 1(б) (стр. 73–75).
  • На “5” – вариант “С” 1 (стр. 78).

Ученики проверяют свое решение по доске.

IV. Заключение. Подведение итогов урока

– Уже вечер. Сделаем привал. Наше путешествие по стране “Давление” подошло к концу. Ученик старших классов сообщает о количестве баллов, набранных экипажами. Лучший экипаж получает приз (оценка по баллам). Объявляются оценки.

Домашнее задание: повторить тему “Давление. Давление в жидкостях и газах”, составить кроссворд из десяти букв и придумать задачу по данной теме.

Литература:

  1. Биофизика на уроке физики И.Б. Кац, издательство “Посвящение”, 1988.
  2. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 7-й класс. Механика. Давление жидкостей и газов. Л.А Кирик. Москва: издательство “Илекса”, Харьков: “Гимназия”, 1998.