Урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

  • Для учителя:
    • создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения,
    • выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся.
  • Для учащихся:
    • знать признаки однородных членов предложения, их роль в предложении,
    • уметь находить их в тексте, составлять с ними предложения.

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Определение целей и задач урока

– Сегодня на уроке мы с вами будем в роли сотрудников газеты. Наша задача – подобрать материал в газету. Я как редактор предлагаю вам название “Четверо Однородных” и рубрики. А поскольку мы сотрудники газеты, то у нас сегодня не урок, а заседание редакционной коллегии. И тема заседания - “Однородные члены предложения”. Как вы думаете, какова цель нашего заседания? Что вы должны знать по этой теме? Вам в этом поможет опорная таблица.

Учащиеся определяют цели:

  • Знать признаки однородных членов, отличие однородных определений от неоднородных.
  • Уметь расставлять знаки препинания.

II. Актуализация знаний

1. Работа над словарным словом.

– Итак, наметим перспективы нашей работы. Для этого запишите новое словарное слово: ПЕРСПЕКТИВА.

  • Как вы понимаете значение этого слова?
  • Найдите в словаре (стр. 244) словарную статью, прочитайте.
  • Подберите однокоренное слово.
  • Используя словарное слово, составьте предложение с однородными членами и запишите его.

2. Синтаксический разбор предложения, составленного коллективно.

  • Докажите, что в этом предложении есть однородные члены предложения.

Вывод делается устно, а признаки записываются в таблицу.

III. Первичная проверка понимания

1. Упражнение 248 (устно)

Задание: будут ли однородными членами выделенные слова.

Цель упражнения: уметь находить однородные члены по четырем признакам.

Вывод по упражнению делают ученики.

2. Упражнение 249.

Задание:

  • Прочитать, озаглавить, определить стиль и тип речи.
  • Какую роль играют определения в тексте?
  • Чему учит этот текст?

Цель упражнения: уметь определять роль однородных членов предложения в тексте.

Далее работа идет по этому упражнению с учетом развитых мыслительных операций.

Задание:

  • 1 вариант: гармоники делают синтаксический разбор первого предложения, один ученик этого варианта выполняет задание на доске;
  • 2 вариант: правополушарные дописывают 2–3 предложения к тексту упражнения, используя однородные члены (т.е. развитие их образного мышления);
  • 3 вариант: левополушарные составляют схемы однородных членов предложения, а один ученик этого варианта выполняет работу с обратной стороны доски (т.е. развитие их логического мышления).

Задание проверяется сначала у левополушарных, потом у гармоников, далее у правополушарных; учениками делается вывод о признаках однородных членов, их роли в тексте вообще. Обсуждается окончательное название газеты “Четверо Однородных”, так как у однородных членов четыре признака.

IV. Закрепление знаний

– Перспективы работы мы с вами наметили, теперь приступим к подготовке материала для газеты. Поэтому задание будет следующим:

  • 1 вариант (аналитический отдел): отредактировать предложения с однородными членами, написать свой комментарий;
  • 2 вариант (литературный отдел): написать научную статью об однородных членах с опорой на таблицу;
  • 3 вариант (связь с общественностью): составить репортаж с урока, используя предложения с однородными членами.

Задания учащимся даются с учетом тех мыслительных операций, которые у них меньше развиты. Правополушарным: на развитие логического мышления, левополушарным: на развитие образного мышления, гармоникам: на развитие умения анализировать.

V. Проверка

В начале выступает литературный отдел (несколько человек). Каждый защищает свою статью, затем отдел по связям с общественностью, далее – аналитический отдел. Выступления анализируются, отбираются лучшие в газету, делается вывод по теме:

  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Какую роль они играют в речи?

VI. Домашнее задание, комментирование оценок

  • 1 вариант упр. 251 (по заданию учебника);
  • 2 вариант упр. 250 (составить схемы);
  • 3 вариант упр. 252 (по заданию учебника).

Домашнее задание дано с учетом мыслительных операций, которые у учащихся развиты меньше.

20.02.2006