Конструирование уроков математики с учетом индивидуально-типологических особенностей мышления учащихся

Разделы: Математика


Учитель входит в класс. Перед ним – 25 учеников, таких разных и совсем непохожих друг на друга. Одни из них прекрасно танцуют, другие сочиняют стихи, третьи – рисуют, но все они плохо запоминают слова педагога и лишь четвертые – решают трудные задачи и уравнения, с ходу понимают самые сложные доказательства, выводят формулы и с легкостью их применяют.

Впрочем, каждый из них индивидуальность. Каждый ли учитель учитывает это на практике? Ведь известно, что есть дети “левополушарные” и “правополушарные”. Конечно, чистый тип выделить сложно. Но учитывать особенности восприятия окружающего мира, предпочтение того или иного вида познавательной деятельности ребенка необходимо. Современное образование построено таким образом, что работать заставляет в основном левое полушарие. Методика обучения рассчитана только на будущих математиков и инженеров и не учитывает гуманитарную, правополушарную, направленность. Значительно переоценивается роль левого полушария и логического мышления в образовательной деятельности ребенка, при этом игнорируется по крайней мере половина его умственных возможностей.

Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на уроках математики должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей организации познавательных процессов обучающегося.

– Как же быть?– скажете вы.– Ведь невозможно работать с каждым учеником в отдельности!

Действительно, невозможно. Но нужно так организовать процесс обучения, чтобы работало и правое, и левое полушарие, более того, необходимо развивать то полушарие, которое у обучающегося менее развито. Для этого учитель должен знать не просто о существовании функциональной специализации больших полушарий головного мозга, но и особенности этой специализации: левое полушарие выполняет функции аналитического мышления, правое – руководит образным мышлением.

Вывод – уроки настоящий профессионал должен строить с учетом индивидуально-типологических особенностей механизмов мышления: при выборе методов и содержания обучения необходимо постоянно их варьировать, так как монотонность особенно пагубно влияет на умственную деятельность учащихся.

На этапе освоения новых знаний и способов деятельности учебный материал необходимо излагать, используя различные каналы восприятия, опираясь на стили познания. На этапах актуализации, первичной проверки, первичного закрепления, контроля и коррекции знаний целесообразней применять задания с опорой на то, что дано ребенку природой. На этапе применения, обобщения и систематизации знаний и способов деятельности, а также при выполнении домашней работы можно давать задания, направленные на то, что необходимо развивать в процессе обучения (безусловно, учитель – главный помощник учащегося).

Какие же методы дифференцированного подхода в обучении математике целесообразно применять на уроках? Для правополушарных – задания в картинках, схемы, таблицы, карточки, работа по готовым формулам. Для левополушарных – доказательство теорем, вывод формул, задания в символах, восстановление логических цепочек.

Рассмотрим, как можно конструировать уроки математики с учетом индивидуально-типологических особенностей механизмов мышления учащегося в условиях оптимизации процесса обучения. (см. Приложение 1, Приложение 2).

Кроме того, на одном и том же уроке математики учитель может развивать и разную мотивацию у детей. Так, на уроках обобщения и закрепления в 6 классе можно проводить “Марафоны знаний”, используя разноуровневые задания. При этом учитель предупреждает, что учащиеся могут решать задания в любом порядке, выбирая тот уровень сложности, к которому они готовы, или просто работать по образцу. Рассмотрим более подробно конспект урока математики в 6 классе по теме “Сложение и вычитание рациональных чисел” (см. Приложение  3).

Данный урок составлен с учетом особенностей механизмов мышления ребенка. Урок разработан для гетерогенного класса. Цель урока – оптимизация процесса обучения. Задачи технологии данного урока:

  • формирование устойчивой мотивации к учению;
  • обеспечение усвоения образовательных стандартов;
  • ориентация на развитие различных сфер личности.

Данный урок развивает у “логиков” умение выделять главное, классифицировать (исключи лишнее), сравнивать и обобщать, логически излагать свои мысли, создавать условия для развития математической речи ученика (переведи правила на современный язык).

Для “образников” на уроке создается ситуация занимательности, радости, удивления (марафонский огонь, вручение медалей), все это развивает эмоции учащихся.

Участие в марафоне развивает у “гармоников” стремление к самостоятельности, устранение опеки при решении, поощрение настойчивости при выборе более сложных заданий.

Оптимизация обучения учащихся в условиях учета специфики механизмов мыслительных процессов достигается:

  • четкой постановкой целей на всех этапах урока;
  • научностью всех заданий на этапе актуализации ЗУН;
  • наличием активной самостоятельной деятельности детей;
  • осуществлением продуманного повторения (проговором) учебного материала, непосредственно связанного с темой урока;
  • наличием обратной связи, высокой эмоциональности за счет участия каждого в “марафонском забеге”;
  • опорой на коллективный труд (при взаимопроверках);
  • обеспечением интереса к знаниям за счет эффекта новизны, эффекта занимательности и игры.

Данный урок не ставит задачу по достижению высоких результатов в усвоении знаний по данной теме, а переориентирован на достижение оптимальных результатов в развитии ученика через общение с учителем и друг с другом (развитие ума и опыта творческой деятельности).

В заключение хочется отметить, что на школьные успехи обучающихся сильно влияет когнитивный стиль самого учителя: в идеальном случае он должен совпадать со стилем ученика, чтобы между ними возникло взаимопонимание и педагог мог передать детям то, чему научился сам. В противном случае ребенок вызывает у учителя раздражение (и наоборот). Если педагог в самом деле хочет помочь ребенку развить заложенные способности, то он должен быть внимательным и помогать там, где требуется помощь. Ни один ребенок не является “чистым” воплощением какого-то одного типа, это всегда сочетание нескольких типов, поэтому нужно искать способ поддержки, максимально развивающий данную личность. Не стоит бояться, если кому-то такой подход не помог. Ведь с возрастом ребенок сам научится компенсировать природные недостатки и в полной мере использовать свои способности.

Литература:

1. Оптимальная технология обучения детей с разным складом ума. Методические рекомендации / Под ред. А.П. Аношкина. Омск, 2003.

2. Ги Лефрансуа Психология для учителя. Москва: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2003.

3. Г.В. Репкина, Е. В. Заика Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: “ПЕЛЕНГ”, 1993.

4. Д.Хассард Представьте, что вы – муравей.   Журнал “Психолог”, Обруч, № 4, 1997.

5. О.Н. Пономарева Индивидуальные особенности восприятия и познания мира. Журнал “Вестник АсЭкО”, вып .№ 3, 1995.

Тезаурус:

  • Гетерогенный – разный по составу, обучаемости или другим признакам.
  • Когнитивные стили – стили, на которые опираются люди, чтобы получать, перерабатывать, хранить и извлекать из памяти информацию, чтобы познавать мир и учиться.
  • Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того “вклада”, который делают правое и левое полушарие мозга в каждую психическую функцию.

20.02.2006