00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок по теме: "Информация и знания"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • расширить представление учащихся об информации
  • научиться различать информативность сообщений
  • усвоить, что знание – первая ступень при работе человека с информацией.
  • Совершенствование навыков работы с текстовым редактором MS Word

Основные понятия:

  • Информация
  • информативность
  • знание
  • факт
  • правило.

Задачи:

  • составить цепочку логических вопросов, которые должны привести учащихся к теме урока и основным определениям;
  • при помощи презентации, созданной для этого урока (см. Приложение), вести урок в нужном направлении (с возвратом к предыдущему материалу и/или переходам по тематике)
  • Подвести учеников к выводам по уроку, на базе рассмотренных примеров и понятий.
  • Основная задача учителя организовать работу учеников так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.

ХОД УРОКА

I. Мотивация и цель

Задается ряд вопросов, например:

  • Что для современного человека является главным в сегодняшней жизни?
  • Что является главной составляющей в названии учебного предмета “Информатика”?
  • Почему XXI век называется ИНФОРМАЦИОННЫМ?

Из ответов формулируется тема раздела “Человек и информация”.
На экране появляется 1-й слайд презентации с названием темы раздела.
На нем кроме названия находятся рисунки, отображающие смысл этого раздела.

Учащимся предлагается объяснить смысл, заложенный в этих рисунках.
Задаются вопросы для определения темы урока.

  • Что такое информация?
  • Что является информацией для человека?
  • Для чего надо уметь работать с информацией?

В результате определяется тема урока – “Информация и знания”

Переход на следующий слайд “Оглавление”, в котором на экране появляется название темы.

II. Актуализация

Переход на следующий слайд происходит по гиперссылке (щелчок на названии темы). По щелчку мыши, на экране появляется название “Информация и знание”.

При фронтальном вопросе предлагается дать определение термина “знание”. А также задается вопросы:

  • Для чего нужны знания?
  • Насколько актуальна проблема получения знаний в наше время?

По щелчку мыши на экране появляется определение: “Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников”.

Сравниваем это определение с предположениями учеников.

Затем пытаемся выяснить, что же может пополнить наши знания?

Ученики высказывают свои предположения.

По щелчку мыши на экране появляется определение информативности сообщения: “Сообщения, полученные человеком, могут пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются понятными и новыми

Приводятся примеры:

  • Сообщение “Треугольник – фигура, имеющая три угла и три стороны” неинформативно для ученика 6 класса, т.к. не расширит его знания, но для ученика 1 класса несет новую информацию и, следовательно, информативно.
  • Текст на арабском языке – для нас неинформативен.
  • Определения производной из курса математики для 10 класса неинформативно для ученика 6 класса.

III. Организационно-деятельный этап

Переход на следующий слайд по щелчку мыши.
На экране последовательно в темпе, удобном для учителя, появляются (по щелчку) элементы структурной схемы:

Выясняем, что при описании фактов мы говорим: “Я знаю что …
Переход по гиперссылке при нажатии на блок “Факты”.

Ученикам дается задание привести несколько фактов из различных школьных предметов. (Работа с рабочими тетрадями) – индивидуальная работа. Нажав на кнопку перехода возвращается к слайду со структурной схемой. Затем учитель объясняет, что факты делятся на категории:

  • явления;
  • события;
  • свойства;
  • зависимость между объектами.

На экране по щелчку появляются эти названия.
Ученикам предлагается работа по определению, к какой категории принадлежат приведенные ими факты. (Работа в парах.)
Затем заслушиваются эти ответы и, при совместном обсуждении приходим к правильному выводу.
Переходим к следующей группе знаний, которая отвечает на вопрос “Я знаю как… ” – правилам.

Ученикам предлагается:

  • самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации;

по щелчку мыши на экране появляется определение:

  • привести примеры из различных учебных предметов (Работа с рабочими тетрадями – работа в группах.)
  • предлагается дома подумать над вопросами:
    • Как называется процесс получения знаний? (Ппознание.)
    • Как можно получать знания? (При помощи органов чувств и логического мышления.)

IV. Контрольно-оценочный этап

Блиц-опрос (один вопрос – 1 балл)

  • Информация для человека – это ….
  • Информативное сообщение – это …
  • Все знания делятся на …
  • Факты – это знания о …
  • К правилам относятся: ...
  • Формы получения знаний о реальной действительности: ...

Выводы:

В результате приходим к выводам, что:

  • Знание являются основой для успешной умственной деятельности.
  • Процесс познания – это отражение реальной действительности в сознании человека.
  • Существует две формы познания – чувственное и логическое, о которых мы будем говорить на следующих уроках

V. Рефлексивно-оценочный этап

Создать документ MS Word, в котором учащимся предлагается:

  • придумать примеры информативных и неинформативных сообщений. Ответы обосновать.
  • Привести примеры фактов из области истории, биологии, географии или других учебных предметов и определить их категорию.
  • Привести примеры правил, изученных на уроках русского языка или математика.
  • Составить рассказ по рисункам, которые были помещены на первом слайде презентации.
  • В работе использовать списки.
  • Отформатировать текст и показать преподавателю.

Можно выбрать любое задание на усмотрение учащегося.

Задания с различным уровнем сложности. Ученик может выбрать себе задание по своему уровню. Каждый уровень оценивается по 5-балльной системе. Эти задания можно выполнить дома, но на уроке должен быть один законченный и оформленный по правилам документ.

Лучшие примеры и рассказы могут быть помещены на слайдах презентации. Для них специально созданы слайды с названиями учебных предметов.

VI. Домашнее задание

  • Выполнить задание в рабочей тетради.
  • § 2.1.
  • Придумать рисунки, которые могли бы иллюстрировать понятия знания и информация.

Список литературы:

  • Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6-го класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю.Уроки информатики в 5–6-х классах. Методическое пособие.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.