Урок-аукцион знаний по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока

  1. Создать условия для актуализации знаний, приобретённых учащимися по изученной теме.
  2. Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Способствовать осознанию своих знаний как личностно значимыми для ребёнка.

Класс делится на две команды, в каждой выбирается капитан. Для “продажи на торги” выставляются 6 падежей. Любой падеж команда-участница сможет “купить”, “заплатив” за него знаниями по данному вопросу. В диалоге “на торгах” в качестве одного шага каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.

Оборудование

  1. Готовятся таблички с названиями всех падежей, “Аукцион знаний”, названия команд.
  2. Карточки с татарскими народными пословицами.
  3. Тексты с ошибками.
  4. Жетоны.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – “аукцион знаний по русскому языку”.

- На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

- За верный ответ команда получает 1 очко, за дополнительную информацию – 3 очка.

- Слово “аукцион” (от лат. aictio) – продать с публичного торга, способ продажи товаров.

2. Предварительный залог-задание.

- Каждая команда должна внести залог, доказать свою “состоятельность” – способность участвовать в аукционе.

- На столе лежат два листа с заданиями.

1) Расположить буквы в алфавитном порядке,

2) Используя все буквы , составить слово-название своей команды:

ОТКИЗНА РЕГМИОТА

- Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на “торгах”.

- Итак, команды получили названия и доказали свою “состоятельность” для участия в аукционе.

- В аукционе участвуют команды “Знатоки” и “Грамотеи”.

3. Открытие аукциона знаний.

- На торги выставляется “Именительный падеж”. Участники “продают” знания об этом падеже (вопросы, предлоги, роль в предложении, можно ли составить словосочетание, окончания ИС по склонениям и т.д.)

(По такой же схеме продаются все падежи)

4. На торги выставляется задание – каждый ученик выбирает одну пословицу, вставляет пропущенные буквы, обосновывая их постановку.

(Обе команды получают одинаковый набор пословиц)

1. Лучше в мешковине ходить дома, чем быть султан.. на чужбин.. .

2. Человекбез своей родин.., что без песн.. соловей.

3. Родной куст и заяц.. дорог.

4. Глупа та птица, которой своё гнезд.. немило.

5. С друг.. жить – никогда не тужить.

6. Лодырь трудится мало, а есть хочет до отвал…

7. Блеск.. золота прельстишься, в беса злого превратишься.

8. Добром на добро отвечает всякий, злом на добро – тот, кто хуже собаки.

9. Без родин.. милой будешь птиц.. бескрылой..

    10. Были мы цветами на родной земл.. – рассыпались на чужой сторон…

5. Выберите их всех пословиц пословицы о Родине, попытайтесь их объяснить.

6. Выставляется на “торги” задание – исправить ошибки в тексте, объяснить правильное написание (команды получают одинаковые тексты).

В поли на агороди поивились проталины. Вовраги бигут ручи, Высоко над полим литит нибальшая птичька. Это жаворонок.

С берёске подаёт голас скварец. Он пасилился в радном скворечьники. Важно шагает по грятки грачь. (27 ошибок)

7. Итак, все “вещи” проданы. Аукцион завершается.

- Я благодарю всех участников аукциона. Каждому участнику вручается диплом победителя. Самым активным участникам вручаются памятные призы.

8. Какая из пословиц наиболее точно подходит к нашему уроку?

  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Красна птица пеньем, а человек – уменьем.
  • Делу время, потехе час.
  • Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

22.02.2006