Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе элективных курсов.

Элективные курсы – обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами, из имеющегося в учебном заведении комплекта и входящие в состав профиля на старшей ступени школы. Эти курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:

    1. Дополнять содержание дополнительного курса;
    2. Развивать содержание одного из базовых курсов;
    3. Удовлетворять разнообразие познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля;
    4. Стать полигоном для создания и экс проверки нового поколения учебных материалов.

Поэтому считаю целесообразным включение элективного курса “Решение задач с параметрами”. Предполагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний. Этот курс дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом.

Задачи с параметрами являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.

Актуальность:

Задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, есть в заданиях единого государственного экзамена. Именно эти задания вызывают наибольшие затруднения.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Задача курса:

Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами.

Развивающая:

Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру.

Образовательная:

Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач.

Воспитательная:

Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность.

Знание, умение, навыки

Знание:

Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами.

Умения:

Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач.

Навыки:

Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их.

В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение.

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

- самостоятельная работа;

- итоговый контроль.

Итоговый контроль предусматривает:

- собеседование;

- зачет;

- написание реферата;

- защита проекта.

Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.

Тематическое планирование

“Решение задач с параметрами”

(16 часов)

 

Понятие о задачах с параметрами

1ч.

 

Первое знакомство с параметрами в уравнении

 

Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами

1ч.

 

Решение линейных уравнений с параметрами

2ч.

 

Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами

1ч.

 

Решение неравенств с параметрами

2ч.

 

Квадратные уравнения с параметрами

1ч.

 

Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами

2ч.

 

Количество корней квадратных уравнений с параметрами

2ч.

 

Задачи на расположение корней квадратного трехчлена

2ч.

 

Зачетная работа

1ч.

Литература

  1. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3-13
  2. Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44-49
  3. ДорофеевГ.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих пареметры Ч.2. – М., Перспектива, 1990, с. 2-38
  4. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991
  5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.
  6. Попов В.А. Задачи с параметрами в курсе алгебры 9-летней школы: Учебное пособие. – Сыктывкар, РИПКРО МО РК, 1997. с. 109.
  7. Амелькин В.В. Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. – Минск. Асар, 1996. – 464.
  8. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – К., РИА “ТЕКСТ”; МП “ОКО”, 1992. – с. 292.