Русский фольклор на уроках музыки. Конспект урока "Ярмарка". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Современная культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности и обеспечивает в дальнейшем ее осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни. В современной школе нужны предметы, позволяющие ребенку почувствовать себя личностью, научиться выражать свои мысли и чувства в собственном творчестве. Фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

Обращение к народной мудрости может и должно происходить в течение всей школьной жизни учащихся. Но особенное значение встреча детей с фольклором приобретает в начальной школе. В этом возрасте дети особенно чувствительны и восприимчивы, вот почему в это время народная этика особенно необходима при формировании нравственных установок учащихся. Природа целостного художественно-образного мышления ребенка соответствует синкретичному характеру фольклора, который отражает веками сформированные представления человека о мироздании, природе, красоте, гармонии, круговороте жизни и продолжении рода человеческого.

Современные городские дети оторваны от той почвы, которая питает народное творчество и рождает его шедевры. Задача школьного учителя музыки состоит в том, чтобы не просто познакомить детей с истоками и современными проявлениями фольклора как части художественной культуры общества, но и научить их через фольклор услышать и представить себе обобщенный образ Родины и своего народа, а также раскрыться в этом образе самим.

Уже несколько лет я веду уроки музыки в 3 классе по собственной программе “Музыка моего народа”, основанной на следующих принципах:

1. Взаимообусловленность фольклора и жизнедеятельности человека. В фольклоре, появившемся из практических потребностей общества (общение с силами природы, передача жизненного опыта, закрепление этических и эстетических норм), отражается все духовное богатство и величие народа.

2. Комплексность – использование на уроках не только различных жанров детского и традиционного “взрослого” музыкального фольклора, но и народного устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства, что способствует осознанию учащимися нерасторжимой целостности народной культуры, постепенно расширяет сферу эмоциональных переживаний, художественный кругозор, способность к ассоциациям.

3. Импровизационность. В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сочетаются два момента: “радость творчества” (Б.Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребенком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определенных музыкальных знаний. Использование на уроке элементов импровизационности способствует созданию прекрасных образцов детского фольклорного творчества.

4. Сюжетность занятий. Органичность и целостность урока, включающего в себя многообразный фольклорный материал, достигается за счет создания сценарной канвы для каждого из занятий.

Цель урока: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока:

дидактические:

  • продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности;
  • развитие импровизации в доступных для детей формах;

воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к народному искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация), метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование урока:

  • музыкальные инструменты: балалайка, ложки, бубны,
  • фонозаписи: плясовая музыка “Камаринская” в исполнении оркестра народных инструментов, р.н.п. “Скоморошьи погудки” в исполнении фольклорного ансамбля “Русичи”,
  • иллюстрации: “Ярмарка”, “Скоморохи”, “Гудок”,
  • 2 скоморошьих колпака,
  • таблички: “скоморох”, “гудок”, “частушка”.

Подготовка к уроку: На предыдущем уроке детям было дано домашнее задание: принести любые предметы народно-прикладного искусства или продукты и придумать для них интересную рифмованную “рекламу”.

ХОД УРОКА

Вход под “Камаринскую” (с заданием: изобразить звучащие инструменты).

Приветствие (распевка на слове “Здравствуйте”).

Беседа: Вы, конечно, узнали музыку, которая встретила нас сегодня. Какие инструменты вы услышали? (Ответ детей). Как называется эта мелодия? (Ответ детей). Какой у нее характер, в каких случаях хочется слушать и исполнять такую музыку? (Ответы детей).

Да, верно, эта музыка праздничная и задорная, и мы с вами сегодня попадем вместе с ней на большое народное гуляние – на ярмарку.

Исполнение песни “Тетушка-деленка” (на мелодию “Камаринской”):

Ой, тетушка-деленка,
Ты такая рукоделенка:
Топором сено кашивала,
В рукавичках воду нашивала,
Собирала в речке ягоды-грибы,
На корыте выезжала из избы,
Во лужках рыбку лавливала,
Во реке картошку саживала,
Шила платье из травы, из лебеды.
Вы пожалуйте на ярмарку сюды!

Кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей). Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Мы сейчас “пойдем” по ярмарке, но не ножками, а ладошками. Кто хочет спокойно все “посмотреть”, будет спокойно “шагать” ладошками по своим коленкам, а у кого есть желание “подпрыгивать” или “приплясывать” -- может делать так: (учитель показывает различные ритмические варианты, дети сначала по очереди, затем одновременно импровизируют под звучание балалайки).

Что же мы видим и слышим на нашей ярмарке?

Показ принесенных детьми предметов и слушание ярмарочных “зазывал” ( поскольку показ домашних заданий индивидуален, всему классу предлагается следующая игра: если предложенный товар и его реклама интересны, то к нему “бежим со всех ног” -- ладошками по коленкам, таким образом происходит оценка качества выполнения домашнего задания самими детьми).

Ну вот, всё посмотрели, товару накупили, можно и отдохнуть.

Слушание: “Скоморошьи погудки”

“Веселые люди скоморохи”, о которых вы сейчас слышали, это бродячие музыканты и актеры, которые выступали на площадях городов и сел, на ярмарках, в балаганах. Их приглашали на свадьбы и другие празднества. Скоморохи пели, играли на различных инструментах, разыгрывали целые представления. Что за инструменты звучали сейчас в записи? (Ответы детей). Один из них по звучанию похож на скрипку, но “поет” он грубее. Это древний гудок (показ иллюстрации). Помните, в песне про березоньку мы пели: “сделаю из них я три гудочка”. Именно такие гудочки и играли в руках многих музыкантов прошлого.

А мы сейчас побываем на представлении скоморохов. Для этого по считалке выберем двух ребят – главных героев.

Считалка:

За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами…

За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами.
Мишка-мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты!

Выбранные “скоморохи” надевают на головы колпаки и под песню, которую исполняет учитель, разыгрывают действие. Класс участвует в исполнении припевов. После этого происходит разучивание песни с классом, вокально-хоровая работа над ней, включение в исполнение музыкальных инструментов: ложек и бубнов.

“Про Ерему и Фому”

Раз по- е- ха – ли два бра-та из Си-би-ри в Пе-тер-бург.

Фу-ка, ну-ка, вот так шту-ка, из Си-би-ри в Пе-тер-бург.

Раз поехали два брата
Из Сибири в Петербург.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Из Сибири в Петербург.

Вот задумали два брата
Они луком торговать.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Они луком торговать.

У Еремы-то нейдет,
У Фомки никто не берет.
Фу-ка ,ну-ка, вот так штука,
У Фомки никто не берет.

Вот задумали два брата
Они рыбочку ловить.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Они рыбочку ловить.

Вот Ерема прыгнул в лодку,
Фомка прыгнул на челнок.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомка прыгнул на челнок.

У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,
Фомку за ногу тянуть.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомку за ногу тянуть.

Вот Ерема-то на дно,
А Фомка ждет его давно.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомка ждет его давно.

После того, как песня выучена, она исполняется еще раз с новыми выбранными героями.

Не только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни. В гулянии принимали участие все, не было зрителей и актеров, поэтому везде, где раздавалась плясовая музыка, сразу же слышались и задорные песни. А в последние сто лет самыми популярными на гуляниях стали коротенькие припевки – частушки. Мы с вами уже пели их в Масленицу, давайте вспомним несколько.

Исполнение частушек (с ударными инструментами):

Раскрывайте ворота,
Едет Масленица!
Мы прогоним холода,
Будем веселиться!

Как на Масленицу мы
Дружно лопали блины,
Песни, пляски заводили,
Про учебу мы забыли!

Про Масленицу веселую вспомнили, молодцы. Но Масленица давно прошла, теперь новые частушки нужны. Это и будет вашим домашним заданием: сочинить частушки про ярмарку. Да не забудьте, что частушки всегда веселые, короткие, и слова в них произносятся “часто”, то есть исполняются частушки без распевов.

Вывод урока: Мы побывали сегодня на русской ярмарке.

С какими песнями мы сегодня встретились? Какие инструменты нам аккомпанировали? Почему сегодня не звучали протяжные песни? Для чего нужна музыка на ярмарке? А в нашей жизни? (Ответы детей и их обобщение педагогом).