Социальные качества школьников

Разделы: Внеклассная работа


Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение, как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей с одной стороны обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе. Суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.

  1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
  2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  3. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  4. Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
  5. Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
  6. Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  7. Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  8. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  9. Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  10. Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Для формирования социальных качеств я решала следующие  задачи воспитания и развития:

  1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  2. Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
  5. Эти задачи я решала на трех уровнях:

I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”, воспитатель может спросить детей о том, если у них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет делать?

Прочитать рассказ Е. Пермяка “На уроках труда”

II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания.

Например, обсуждая тему “Товарищество”, после чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища” можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими друзьями”?

III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.

Этапы формирования социальных качеств.

Всестороннее развитие и становление личности ребенка представляет собой длительный процесс накопления качественных изменений по различным параметрам. Я попыталась выделить этапы формирования социальных качеств младших школьников.

I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс ).

На данном этапе формируются первичные представления о социальных качествах, на основе имеющегося у ребенка опыта. Развивается личностное отношение ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются социальные, “теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного самоощущения. На этом этапе работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.

II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).

В нем акцент ставиться на духовно-нравственные аспекты развития, оказывается помощь ребенку в создании целостной картины мира, ощущение гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Актуальность и важность вопросов, которые рассматриваются на всех этапах, имеют свою значимость в жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми, т.е. о социальной адаптации к жизни.

Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу (см. рис.)

1)Знание;

2)Понимание разумности и необходимости;

3) Применение;

4)Переживание;

5)Новый уровень.

Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение.

Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.

Формы работы определяются этапами формирования социальных качеств (о них говорилось выше).

Через различные формы работы:

  1. Успешно осваивается содержание вопросов развития социальных качеств;
  2. Обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт;
  3. Происходит творческое самовыражение;
  4. Различные формы работы помогают и активности школьника в среде сверстников.

В своей работе я использую:

1) Интеллектуальные игры. (Приложение 3)

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков группового взаимодействия;
  2. Развитие эмоциональной сферы детей;
  3. Воспитание любознательности, устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

2) Спектакли.

Цели и задачи:

  1. Формирование творческого коллектива;
  2. Мобилизация внутренних сил, неосознанных возможностей,
  3. Развитие способности к творческой деятельности;
  4. Воспитание любви к прекрасному.

3) Театры – экспромты. (Приложение 3)

Цели и задачи:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
  2. Создать условия для психологического раскрепощения, создание ситуации успеха;
  3. Воспитание чувства товарищества, симпатий друг к другу.

4) Праздники. (Приложение 1, приложение 2)

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков группового взаимодействия;
  2. Создание условий для накопления общественного и нравственного опыта;
  3. Выявление и развитие потенциальных творческих способностей.

5) Родительские собрания.

Цели и задачи:

  1. Вовлечь родителей в процесс формирования социальных качеств;
  2. Помочь родителям принимать ребенка таким, каков он есть.

Все формы работы позволяют решать задачи формирования социальных качеств:

  1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  2. Научить чувствовать и понимать других людей.
  3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Диагностика уровня социального развития.

Рациональная организация по диагностике уровня социального развития школьника предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с 3 класса.

В 1-2 классах применяют метод беседы об основных социальных качествах и признаках их проявления.

На начальном этапе я готовила специальную беседу о том качестве, которое являлось предметом диагностики.

В содержание беседы включались следующие моменты:

  1. Значение данного качества для человека (школьника);
  2. Как оно проявляется;
  3. В чем выражается это применение;
  4. Как практически можно оценить это качество.

В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, н, с (высокий, средний, низкий).

Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: В – 3 балла, С – 2 балла, Н – 1 балл.

Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту.

Это первый этап диагностики развития социальных качеств на уровне компонентной диагностики.

Следующий этап – структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и оформление графиков и диаграмм. Данные заключения используются в процессе планирования воспитательной работы на следующий учебный год.

Результаты работы по формированию социальных качеств.

Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому предполагает формирование у детей социальных качеств. Такие дети способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире.

Хочется надеяться, что дети:

1)Будут способны принимать ответственность за свои поступки;

2) Сумеют выражать себя;

3) Научаться организовывать себя и других и принимать решения;

4) Смогут осуществлять саморегуляцию.

Литература:

1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.- №5.- с.3-9

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М. 2001.

3.Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе. // Классный руководитель. – 1997. - №3 – с.15.

4.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.–М., Академия, 2001.

5.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981.

6.Новое в воспитательной работе школы / сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.

7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8.Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. – М., 1999.

9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. - №2.-с.43.

10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.

11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.

3.03.2006