Педологический консилиум как одна из организационных форм осуществления педагогического эксперимента

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Наша школа уже 3 года реализует педагогический эксперимент по теме: “Психолого-педагогические условия формирования личности ребёнка, ориентированной на устойчивое развитие”.

Целью исследования является разработка и апробация психолого-педагогических условий формирования личности ребёнка, способной генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределённости, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу с другими людьми, умеющей сохранять и развивать своё нравственное и физическое здоровье. Эта работа строится в соответствии с методологическими принципами образовательной модели “Экология и Диалектика”, разработанной профессором Л.В. Тарасовым.

Педагогическим коллективом школы были определены психолого-педагогические условия, позволяющие формировать личность ребёнка, ориентированную на устойчивое развитие. Одним из этих условий является построение траектории развития личности ребёнка. Важную роль в реализации поставленной цели играет педологический консилиум. Его деятельность определяется “Положением о педологическом консилиуме Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №107 г. Челябинска”, принятого решением педагогического совета школы.

Целью организации консилиума является создание целостной системы деятельности педагогического коллектива, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для формирования личности, успешного обучения и развития детей в ходе учебно-воспитательного процесса в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.

В задачи консилиума входит:

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся;
  • планирование и оценка эффективности деятельности всех участников консилиума;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у учащихся;
  • подготовка и ведение документации (книга развития учащегося “От 7 до 17”), отражающей актуальное развитие каждого ребёнка;
  • организация взаимодействия между педагогами, работающими с данным ребенком, и специалистами консилиума;
  • решение вопроса о повторном прохождении программы или направление на районную психолого-медико-педагогическую консультацию при отсутствии положительной динамики в обучении и развитии в течение одного года.

В состав консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учителя, работающие в классе, по поводу которого собран консилиум, и ведущие специалисты класса: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник школы, классный руководитель. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют участники консилиума, и на основе целостной картины разработать общую линию обучения и развития учащегося.

Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые консилиумы проводятся 1 раз в год для каждого класса в соответствии с графиком учебной части. Плановые консилиумы определяют пути психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, осуществляют динамическую оценку состояния ребёнка, при необходимости коррекцию ранее намеченной программы работы.

Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам специалистов) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

В ходе работы консилиума его участники дают своё заключение по ребёнку на основании ранее проведённого наблюдения, диагностики. Последовательность представлений специалистов определяется председателем консилиума. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционно-развивающую работу с ребёнком, являются равнозначными для консилиума. Специалисты консилиума несут ответственность за достоверность информации, представляемой и обсуждаемой на заседании консилиума и соблюдение конфиденциальности.

Приведём протокол проведения консилиума, например, по ученику Артему П., 8класс:

Врач: Ребёнок имеет III группу здоровья, основную физкультурную группу, сколиоз. Поэтому рекомендуется следить за осанкой ребёнка, периодически пересаживать на разные ряды.

Социальный педагог: Артём воспитывается в полной семье, имеет старшую сестру, которая тоже училась в нашей школе. Родители следят за ребенком, имеется единство взглядов обоих родителей на воспитание сына. И мама, и папа работают на заводе ЧТЗ, мама – инженер, папа – слесарь-инструментальщик. Семья имеет средний уровень достатка.

Классный руководитель: Артём учится в школе с 1го класса, пользуется авторитетом у одноклассников, выбран командиром группы, однако в последнее время мальчик проявляет меньше инициативы в творческих делах класса и школы. Не всегда с желанием участвует во внеурочной жизни класса. Причиной этого, скорее всего, является подростковый возраст, появление новых интересов. Артём уже второй год ходит в секцию плавания. Артём закончил первый триместр с двумя “тройками” по алгебре и геометрии. В прошлом году было четыре “тройки”. Мальчик заинтересован в результатах учёбы и следует его поддержать в стремлении учиться на “хорошо” и “отлично”.

Психолог: По результатам диагностики ребёнок имеет показатель, соответствующий среднему уровню интеллекта. Уровень овладения основными мыслительными операциями – средний. У ребенка наблюдается снижение устойчивости к длительным интеллектуальным нагрузкам. Исследование характера Артёма показали, что наблюдается акцентуация характера, которая предполагает следующие черты характера: независимость, самостоятельность, надёжность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает. “Слабое звено”: не переносит отсутствия общественного признания и одобрения его успехов, честолюбив, но по большому счёту, а не по мелочам. Рекомендации:

1) учитывать повышенную утомляемость в ходе учебно-воспитательного процесса;

2) способствовать расширению общего кругозора;

3) исключить конфликтогенные ситуации, т.е. те, которые могут обострить отрицательные черты:

  • ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике,
  • ситуации, в которых приходится подчиняться человеку, не являющемуся для него авторитетом,
  • ситуации долгого отсутствия признания, общественного одобрения.

Целесообразно сформулировать значимую для учащего цель и направлять на достижение этой цели. Это может быть большое дело для класса или школы. В ходе общения и повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый контроль. Необходимо учить видеть в окружающих индивидуальность каждого, а не только массу людей.

Учителя предметники: отметили что Артём старается учиться, целеустремлён. Стал победителем олимпиады по физике среди учащихся 8 классов школы. Учитель математики прогнозирует, что Артёму удастся повысить результаты успеваемости по алгебре и геометрии.

Решение:

1) осуществлять учебно-воспитательный процесс с учётом вышеуказанных индивидуальных особенностей развития ребёнка,

2) предложить Артёму П. вести научно-исследовательскую работу по физике в рамках научного общества учащихся, в перспективе возглавить НОУ школы,

3) психологу выступить на родительском собрании класса с беседой об особенностях подросткового возраста, а также по результатам психологической диагностики,

4) предложить Артёму посещать психологический тренинг по развитию коммуникативных умений,

5) ребёнку продолжить занятия плаванием, по возможности посещать занятия лечебной физкультурой.

Решение заносится в протокол консилиума и в книгу развития ребёнка.

Таким образом, в процессе равноправного сотрудничества на консилиуме разрабатывается общая стратегия психолого-педагогического сопровождения каждого ученика в основных сферах его школьной деятельности: предметном обучении и общении, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии.