Урок по теме:"Методы исследовательской деятельности" для учащихся 9–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Урок предназначен для учащихся, выполняющих индивидуальные исследовательские работы в течение учебного года по различным предметам.

Цели:

В ходе урока учащиеся смогут:

- актуализировать понятия “структура”, “тема”, “цель”, “задачи” исследовательской деятельности;

- соотнести методы и вопросы, на которые данный метод отвечает;

- дать определение понятия “метод” и назвать их виды;

- узнать научное определение понятия “метод”, классы и виды методов;

- проверить в исследовательской работе учащихся гимназии соответствие декларируемых во введении предполагаемых к использованию методов и их фактическое наличие в основном тексте работы.

Материалы:

1. Таблички:

2. Текст “Методы исследовательской деятельности”.

3. Чистые листы бумаги.

4. Маркеры и магниты.

ХОД УРОКА

I. Обзор. На доске вывешены вопросы:

Учитель:

- Вот уже несколько уроков мы посвятили понятиям (категориям) исследовательской деятельности. Давайте вспомним, какие это понятия (категории).

Учащиеся называют эти понятия:

Учитель вывешивает таблички с их названиями на доску.

II. Познавательная мотивация.

Учитель:

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и ответьте на вопрос: к какому из выше перечисленных понятий относятся данные вопросы?

Учащиеся соотносят друг с другом вопросы и понятия.

Учитель:

- У нас остался один вопрос: как это надо сделать? Что поможет ответить на этот вопрос?

Учащиеся:

- Знание методов исследовательской работы.

Учитель:

- А что такое метод? Какие методы Вы знаете? Что Вы знаете о методах исследовательской работы? Какие методы Вы можете назвать?

Учащиеся пытаются сформулировать определения понятия “метод”, называют примеры методов из разных областей знаний, знакомые им методы исследовательской деятельности. Данные учащимися определения и названные ими методы, записываются на доску. Для проверки выдвинутых предположений учащиеся проводят исследование.

III. Исследование – поиск путей решения проблемы.

Учащиеся разбиваются на 5-6 групп по 4-5 человек в каждой. Учитель предлагает учащимся проверить, правильно ли они понимают, что такое “метод” и все ли методы исследовательской деятельности им знакомы. Учащимся предлагается выполнить задание.

Задание: Прочитать текст (см. Приложение 1, Приложение 2).

1. Выделить в тексте определение метода, их главную функцию и воспитывающую способность, классы и виды методов. Записать их в тетрадь.

2. Соотнести приведенные определения и методы из текста с теми, которые были даны учащимися.

3. Подготовить отчет в виде схемы, рисунка и т. д.

(2-3 группы выполняют по тексту Приложения 1, а 2-3 другие группы – по тексту Приложения 2).

IV. Организация информации.

Группы сообщают о проделанной работе. Работа групп оценивается по содержанию и оформлению информации.

V. Применение.

Учащимся в группы выдаются несколько исследовательских работ, выполненных учащимися гимназии в предыдущие годы. Предлагается сопоставить выдвигаемые во введении методы исследовательской деятельности с теми, которые фактически применены в основной части проведенного исследования.

VI. Рефлексия.

Учитель задает учащимся вопросы по проделанной работе; выясняет затруднения, возникшие в ходе выполнения задания; анализирует вместе с учащимися необходимость выполненной работы.

VII. Домашнее задание. Выбрать соответствующие методы для проведения своей исследовательской деятельности.