Работа с неуспевающими по математике школьниками

Разделы: Математика


“Знания никогда нельзя дать в готовом виде.
Они всегда усваиваются через включение
их в ту или иную деятельность”

Н. Ф. Талызина

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. Поэтому, главное в обучении неуспевающих по математике учащихся – кропотливая, систематическая работа по формированию у них приемов общих и специфических умственных действий.

Для организации процесса обучения математике с такими детьми мною были разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, активной работе руками с предметами, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. Необходимо также использовать мнемотехнические приемы с опорой на образы, знакомые детям.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

План урока-обобщения в нетрадиционной форме, а именно – игра, по теме “Совместные действия с дробями”. План урока опирается на учебник Виленкина Н. Я. Математика для 6 класса, 1996 год. В форме игры этот материал обобщается гораздо проще, быстрее и легче.

Структура урока:

Название урока: Точный адрес.

Форма урока: нетрадиционная (работа в парах или группах).

Обобщающий урок по теме: Совместные действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Цели: 1. Приведение в систему знаний учащихся по теме: “Совместные действия с обыкновенными дробями и смешанными числами”.

2. Отработка понятийного аппарата, определений, алгоритмов.

3. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

4. Повышение интереса к предмету.

5. Активизация слабых учащихся.

Игровой замысел: Ребята совершают путешествие в волшебную страну. Им предложена карта этой страны. Она состоит из 4 домов. В каждом доме живет своя семья, как в любой семье имеются свои проблемы. Задача состоит в том, чтобы при помощи математических знаний разрешить все проблемы жителей этой страны.

Правила:

1. За правильный ответ ребята получают подсказку;

2. Команды могут идти дальше, только если все выполнили задание (даже если неправильно).

Точный адрес.

Учитель: В 1 и 2 четвертях мы с вами изучали обыкновенные дроби, смешанные числа и действия с ними. Сегодня подведем некий итог изучения этой темы. Вы уже, наверное, успели заметить, что сегодня у нас с вами необычный урок: на столах лежит много карточек, конвертов, на доске висят красочные картинки – карты и конверты с номерами.

1. Необходимо узнать жителей нашей сказочной страны. (Лото)

7 * 8 =

56

28: 4 =

7

45: 9 =

5

6 * 9 =

54

8 * 3 =

24

24 : 6 =

4

42 : 7 =

6

4 * 8 =

32

Перед детьми лото, состоящее из 16 карточек. На 8 карточках написаны примеры, на 8 – ответы. Лото собирается на дневнике. Выполнив задание, дети поднимают руку, учитель сверху кладет любую тетрадь и переворачивает дневник, если все примеры выполнены правильно, то появится картинка.

Теперь откройте конверты и внимательно изучите жителей – это страшилки.

2. Наша задача помочь страшилкам найти свои дома. Давайте внимательно посмотрим на карту города, в котором живут страшилки, и ответим на вопрос: Где могут жить страшилки? (на дереве, в замке, в пещере, на горе) Мы с вами знаем, чтобы письмо дошло до адресата, нужно указать адрес: город, улицу, дом, квартиру.

3. На карте нет улиц, номеров домов, значит, нужны другие подсказки, вы внимательно изучили страшилок: Скажите они одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? (Различия: цвет тела, количество глаз, наличие или отсутствие носа) По этим отличиям мы и будем определять дом каждого страшилки, а чтобы ничего не забыть, то все подсказки будем заносить в таблицу:

 

Дерево

Замок

Пещера

Гора

Цвет

       

Глаза

       

Нос

       

4. А где же взять подсказки? Найти при помощи наших знаний, так как они зашифрованы в задания при помощи математики.

Задания и подсказки лежат в конвертах. Вскрываем конверты по-одному.

Задания:

Конверт № 1

Подсказка: в замке живут страшилки синего цвета.

Конверт № 2

Подсказка: в замке живут страшилки с желтым носом.

Конверт № 3

                    Дерево.                   

Будем определять, кто живет на дереве. Перед вами дерево, на котором написаны дроби. Какие это дроби? Какую операцию можем проводить с неправильными дробями? Выделить целую часть, найти соответствующие листочки (цвет листочков такой же, как цвет туловища страшилок) и посадить их на деревья. Какого цвета листочков больше? (Ответ: На дереве живут красные страшилки)

Конверт № 4

                  Гора.                  

Будем определять, кто живет на горе. В каждой строчке найти лишнее число и вписать его в окошко. Используя таблицу замените число соответствующей ему буквой и прочитайте подсказку. (Ответ: На горе живут страшилки с двумя глазами)

image5.gif (4288 bytes)

Конверт № 5

                Дерево.           

Будем определять, кто живет на дереве. Эта подсказка зашифрована в кроссворде. Ответьте на все вопросы кроссворда и прочитайте слово в выделенной области. (Ответ: На дереве живут страшилки с носами).

Вопросы: 1. Математическое действие. 2. Равенство, содержащее букву. 3. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называют… 4. ; 9 – числитель; 12 – … 5. Число, содержащее целую и дробную части называют … 6. Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют …

Конверт № 6

Подсказка: на горе живут страшилки красного цвета.

Конверт № 7

Подсказка: в пещере живут страшилки с тремя глазами.

Конверт № 8

                Пещера.            

Последняя подсказка. Мы знаем только то, что в пещере живут страшилки с 3 глазами, но у нас есть синие и красные. Так как вы уже немного устали, и урок заканчивается, то последнюю подсказку я скажу вам сама. (Ответ: В пещере живут синие страшилки)

После выполнения всех заданий у каждой группы получилась следующая таблица:

 

Дерево

Замок

Пещера

Гора

Цвет

Красные

Синие

Синие

Красные

Глаза

   

3 глаза

2 глаза

Нос

Есть нос

Есть нос

   

Теперь при помощи нашей таблицы будем определять дом каждого страшилки.

Итог урока: Какие число мы с вами изучали в этом году?

Какие бывают обыкновенные дроби?

Какую операцию умеем производить с неправильными дробями? И т. д.

Домашнее задание:

Для некоторых страшилок нет дома. На отдельном листе придумать и нарисовать дом, в котором они живут и одну из особенностей этих страшилок зашифровать с помощью математического задания.