Урок географии с использованием электронного учебника на тему: "Географическое положение Африки"

Разделы: География, Урок с использованием электронного учебника


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  1. Изучить физико-географическое положением Африки.
  2. Познакомить с историей исследования материка.
  3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Задачи:

1. Образовательные:

  • проверка теоретических знаний и практических умений и навыков,
  • умение работать с различными источниками, географической информации и с компьютером,
  • умение анализировать, обобщать и делать выводы.

2. Развивающие:

  • развитие устной монологической речи, внимания, памяти,
  • развитие познавательного интереса.

3. Воспитательные:

  • воспитание умения работать в коллективе,
  • повышение географической культуры учащихся.

Методы:

  • частично-поисковый,
  • наглядный,
  • объяснительный,
  • практический.

Формы:

  • групповая (парная),
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • физическая карта Африки,
  • атласы,
  • персональные компьютеры,
  • мультимедийный диск - серия “Образовательная коллекция”

Учебное электронное издание. ”География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов общеобразовательных заведений.

Авторы учебного материала: Душина И. В. , Коринская В. А. , Щенев В. А.

Номенклатура:

  • Индийский и Атлантические океаны,
  • Красное море, Средиземное моря,
  • Гвинейский залив,
  • остров Мадагаскар,
  • мыс Игольный,
  • мыс Бен-Секка,
  • мыс Альмади,
  • мыс Рас-Хафун.

Раздаточный материал:

  • личная карта с заданиями (приложение №1 и №2).

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало.
  3. Актуализация знаний.
  4. Цели.
  5. Изучение нового материала.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Физкультминутка
  9. Самостоятельное добывание знаний.
  10. Проверка усвоения материала.
  11. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало.

Ребус “Карфаген”.

- А теперь, чтобы вы настроились на творческую, плодотворную работу - небольшая зарядка для мозгов.

Попытайтесь разгадать ребус (cм. рисунок №1).

Этот город находился на территории настоящего Туниса. Во втором веке до н. э. в окрестностях этого города проживали берберские племена “афарики”. Вероятно, от названия этих племён и появилось название материка, с которым сегодня мы будем знакомиться.

3. Актуализация знаний.

Мулитимедийный диск - “География 7 класс”.

“Презентация” материка с выводом на большой экран – 35 сек.

-А что вы знаете об этом материке? Чем он ещё знаменит?

Чем он вам интересен?

Ответы учеников (пирамиды, р. Нил, второй по площади материк и т. д. )

4. Цели.

Молодцы, вы уже много знаете об Африке. Но эти все знания нужно разложить по полочкам. Для этого нам понадобится несколько уроков.

А сегодня у нас первое знакомство с Африкой. Подумайте, что мы сегодня будем изучать на первом уроке по этому материку.

Ответы учеников – географическое положение материка, океаны и моря омывающие материк, крайние точки, историю открытия.

5. Изучение нового материала.

-Вы уже умеете описывать ГП материка, поэтому сейчас вы выполните на оценку задание №1 на своей личной карте по плану (cм. приложение №1 и приложение №2 ). Используйте в атласе физическую карту мира и карту Африки. Географические координаты и протяжённость материка определяйте по вариантам. Кто раньше выполнит задание №1 делает дополнительное задание “Отличия ФГП Африки и Австралии”.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель помогает слабым ученикам в определении координат и протяжённости материка.

6. Обобщение и систематизация знаний.

- Проверка правильности определения географических координат крайних точек – два человека (по вариантам).

- Протяжённость материка с севера на юг (по 20 градусу в. д. ) и с запада на восток (по северному тропику в градусах и км. ) – два человека (по вариантам).

Ученики объясняют как производили вычисления.

- Монологический ответ у карты “ГП Африки” - один ученик,

- Рецензия на предыдущий ответ – один ученик.

7. Закрепление изученного материала.

Компьютерный практикум (контроль в парах).

- А теперь закрепление полученных знаний на практике. Сейчас вы по очереди будете в роли учителя и ученика. В своей личной карте впишите в задании №2 в колонку - “учитель” свои Ф. И. О. , а в колонку “ученик” - Ф. И. соседа, с кем вы будете работать в паре на компьютере. Когда ученик выполняет задание вы будьте внимательны и оценивайте выполнение задания. Критерии оценок у вас написаны (см. приложение №1 и приложение №2 ).

Учащиеся разбиваются на пары и садятся за компьютеры. Выбирают практику по материку Африка (задание №1). Располагают географические объекты на карте. Оценки демонстрируются поднятием руки (“5”, “4”, “3”).

8. Физкультминутка.

Упражнения для отдыха глаз:

  • сильно зажмурить оба глаза, затем открыть (3раза);
  • круговые вращения глазными яблоками по часовой стрелке, против часовой стрелки (по три раза);
  • движения глазными яблоками вправо, влево (по три раза).

9. Самостоятельное добывание знаний.

- У нас остался не освещённым один вопрос – история исследования материка.

Мультимедийный диск “География 7 класс” с выводом на большой экран.

“Открытие и исследование материка” - 30 сек.

- Сейчас прослушайте сообщения об исследователях Африки и запишите, что они открыли и когда (сообщения об открытиях Васко де Гамы и Давида Ливингстона).

- Открытия остальных учёных впишите в таблицу №3 (см. приложение №1 и приложение №2) самостоятельно по вариантам. Сведения об исследователях берёте в электронном учебнике из темы “Открытие и исследование материка”.

10. Проверка усвоения материала.

Игра “Закончи предложение”.

  1. Африка располагается в полушариях…
  2. Африка посередине пересекается…
  3. Нулевой меридиан пересекает Африку на…
  4. С севера материк омывает…
  5. Южной крайней точкой является…
  6. Водопад Виктория открыл и назвал…
  7. Самый большой остров у берегов Африки…
  8. Африка по площади занимает…
  9. Открыл путь в Индию вокруг Африки…
  10. Африку с запада омывает…

11. Итоги урока.

Комментирование оценок, домашнее задание.