Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием информационных технологий обучения

Разделы: Физика


Актуальность: В современных условиях одной из составных частей функциональной грамотности является компьютерная грамотность, как неотъемлемая часть общего уровня образования населения.

Ориентируясь на основные черты и особенности нынешнего этапа развития общества, следует отметить, что существенными качествами личности школьника должны стать функциональная грамотность и мобильность.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем.
  • самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности, творчески мыслить.
  • грамотно работать с информацией.
  • быть коммуникабельными, контактными в разных группах, уметь работать сообща.
  • самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.

Цель: Использование ИТ в преподавании физики. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием ИТ.

Введение:

Информационные технологии – процесс подготовки и передачи учащимся информации, средствами осуществления могут являться компьютер, магнитные носители, книги и средства массовой информации.

Информационная технология по словам Б.Гейтса “способна гуманизировать среду образования. Вынуждая постоянно учиться, она превратит этот процесс в удовольствие и сразу же даст почувствовать практические результаты”.

Использование компьютера в подготовке школьника характеризуется следующими признаками:

  • Наличие либо обучающей программы, либо адаптация имеющейся пользовательской программы.
  • Поэлементная подача учебного материала.
  • Циклический характер информационной связи между учеником и техническим средством.
  • Индивидуальным темпом в обучении и применении технических средств.

Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности, по мнению И.В.Роберт заключается в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы.

Метод проектов в создании мультимедийных презентаций

Известный разработчик компьютерных обучающих программ по математике и физике Л.Я.Боревский, рассматривая вопрос гуманизации информационных технологий обучения, пишет: “Заинтересовать, рассмешить, создать комфортную обстановку, похвалить за малейшие успехи, дать ощущение легкости, сделать минимальной ступеньку перехода от незнания к знанию, использовать эффект узнаваемости- наша главная цель”.

Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге?

Прежде всего, личностную открытость преподавателя обучаемым. Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальным образом. Глубина смысла в игре текстов, использовании мудрых мыслей, афоризмов также повышает эффективность обучения.

Хотя школьные классы и остались школьным классом новые технологии позволяют что-то изменить в нем. Метод проектов является одной из эффективных форм организации практической деятельности учащихся. Проект представляет собой самостоятельную практическую работу учащихся.

На обзорно-обобщающих уроках я практикую мультимедийные презентации, созданные детьми (смотри приложение). Ученики работают небольшими группами по 2-3 человека. Стараюсь следить чтобы в группах работали учащиеся с различным уровнем знаний и способностей. Роль учителя сводится к консультациям по возникшим вопросам.

Благодаря четкому структурированию содержания проекта на отдельные этапы работы и участию учащихся в связи с этим в различных видах деятельности, наблюдается интерес у школьников к выполнению своей работы.

В качестве обязательных в проект входят следующие этапы:

  • выбор темы проекта;
  • четкое формулирование цели проекта и конкретных задач;
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • защита проектов.

Использование опорных конспектов-презентаций в 9 классе по разделам “Кинематика”, “Динамика”.

С 2003 года на уроках использую опорные конспекты в виде презентаций (программа Power Point) в 9 классе по разделам “Кинематика”, “Динамика”.(Смотри приложение)

Опорный конспект – презентация представляет собой документ с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (признаки, слова) ученик фактически запоминает и их расшифровку.

Опорный конспект -презентация позволяет ученику:

  • глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
  • легче запомнить изучаемый материал;
  • используя презентации при ответе, грамотно, точно изложить материал;
  • приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Использование обучающих программ, компьютерных моделей программных продуктов на уроках физики

Компьютер позволяет сделать шаг вперед в прогрессе наглядного обучения по сравнению с нынешними инструментами. Возможности компьютера позволяют заменить неровные строки и кривые схемы четкими шрифтами и красочной графикой – миллионами учебных иллюстраций, фотографий.

Мультимедийные продукты частично берут на себя функции учебников и учебных пособий. Существующие сегодня CD-ROM диски позволяют представить, что такое интерактивность. Программное обеспечение реагирует на команды, выводя информацию в виде текста, звука и изображения. CD-ROM диски постоянно используются детьми и в школе и дома.

Мультимедийные продукты дают не только знания, но и возможность вставлять из них материалы в документы. К сожалению интерактивных образовательных программ у нас очень мало.

Одно из направлений использования компьютеров на уроках физики – моделирование физических процессов и явлений. Наиболее эффективным на мой взгляд из имеющихся у нас в наличии программ является CD “Открытая физика 1.1” (Физикон, 1996-2001)

Далее привожу описание одного внеклассного занятия: “Человек, познай себя”

Тема: Человек, познай себя.

Эпиграф:

“Главным предметом изучения человечества является человек”

Гёте

Цель: Формирование убеждений о том, что самопознание – основа познания человеком окружающей природы.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся в связи с другими предметами: с анатомией, валеологией, экологией, якутской литературой, создание целостного представления о феномене человека;
  • Формировать навыки в обращении с измерительными приборами.
  • Дать ученикам представление о том, что существуют критические значения параметров состояния организма человека и окружающей среды, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни.
  • Воспитание уважения друг к другу и к своему народу.

Предварительная подготовка: учащиеся должны иметь устойчивый навык работы на компьютере; навык работы в программе Excel;

Оборудование:

  • компьютерный класс с программным обеспечением; принтер, CD-ROM 1С/РЕПЕТИТОР БИОЛОГИЯ и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА,
  • метровка,
  • секундомер,
  • весы,
  • психрометр,
  • барометр,
  • тонометр.

План занятия:

1. Введение.

2. Групповая работа: “Наши органы жизнедеятельности с точки зрения физики” по материалам мультимедийной программы 1С РЕПЕТИТОР БИОЛОГИЯ и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА. Выступления учащихся.

3. Исследовательская работа по группам:

1) измерения массы, роста, параметров состояния здоровья, данных об окружающей среде.
2) составление сравнительного анализа в электронной таблице Excel, построение диаграмм, вывод и защита работ.

4. Заключение. Вывод.

Ход занятия

1. Введение. Вступительное слово учителя:

Нас на Земле более 6 млрд. человек. Мужчин и женщин. Так похожих друг на друга, и в то время таких разных. Каждый день я вижу себя в зеркале. Каков я сам? Что я знаю о себе? Казалось бы, нет ничего проще – рассказать о себе…Кого- кого, а себя-то я знаю. Но оказывается, это невероятно трудно. Я сам – тайна. Каждый человек – тайна. Сегодня мы попробуем чуть-чуть приоткрыть завесу этой тайны.

Тема занятия: Человек, познай себя.

Как же жить, не имея четкого представления о себе? Возможно ли такое? Человек всегда стремился познать себя. Это его обостренная, постоянная потребность . Выступая на 18 Всемирном философском конгрессе швейцарский философ Эвандро Агацци поставил вопрос: “Можно ли считать, что человек – это тело?”. Кто-то скажет: “А какие могут быть сомнения?”.

Действительно, Я – это прежде всего мой стан, мои руки, мой ум, мои способности, мой характер, все мое природное естество.

Но сначала, конечно же, надо говорить о нашем теле.

2. Групповая работа по материалам мультимедийной программы 1С РЕПЕТИТОР и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА: “Наши органы жизнедеятельности – с точки зрения физики”.

Первая группа: “Костно-мышечные рычаги”, “Опорно-двигательный аппарат” к темам “Рычаги”, “Деформации”.(Находит из 1С Репетитор часть 3 тема 01 раздел1; часть 3 тема 02.)

Вторая группа: “Сердце”, “Кровеносная система” к теме “Движение жидкости по трубам”. (1С Репетитор часть 3 тема 03 раздел 1)

Третья группа: “От чего защищает кожа?” к теме “Сопротивление материалов”. (1С Репетитор часть 3 тема 08).

Четвертая группа: “Чудо нашего глаза” по теме “Глаз”, “Органы слуха” к теме “Звуковые волны”. (1С Репетитор часть 3 тема 09).

В конце один человек из каждой группы делает сообщения.

И в итоге такая информация : исследователь В.Л.Серошевский в в монографии “Якуты” пишет : “У якутов из органов, лучше других развит орган слуха, затем зрения, вкуса и обоняния. Слышат они вообще прекрасно и различают даже слабые звуки на очень большом расстоянии. Все знакомые мне якуты дальнозоркие; близоруких я встретил всего одного.” (стр.243)

Если В.Л. Серошевский в 1896 году пишет, что почти все якуты были дальнозоркими, то в настоящее время почти 50 % якутов среднего возраста близоруки. Почему?

Вывод: Выслушав эти сообщения, мы пришли к выводу, что человека изучают многие науки: анатомия, антропология, биохимия, философия и.т. д. Оказывается, наши органы можно рассмотреть и с точки зрения физики.

А так же в век НТП больше всего страдают глаза, поэтому каждый должен придерживаться правил при работе с компьютером, телевизором и.т.д.

3. Исследовательская работа по группам:

1 группа - измеряет рост, массу, окружность головы, талии учащихся, находит средние показатели, сравнивает со стандартными показателями, с описанием данным В.Л.Серошевским ,строит диаграмму, делает вывод.

2 группа – измеряет температуру, артериальное давление, пульс учащихся, находит среднее значение, сравнивает с нормальным значением, строит диаграмму, делает вывод.

3 группа – измеряет температуру, влажность, атмосферное давление в нескольких местах в школе, сравнивает с нормальными значениями, строит диаграмму, делает вывод.

Каждой группе предоставляются таблицы о среднем росте, массе подростков соответствующего возраста, нормальной температуре тела человека, давлений – артериального и атмосферного, влажности.

Информация: В.Л.Серошевский в монографии “Якуты” (1896) пишет: “Якуты ростом 63- 64// (160 см) занимают середину между здешними русскими и тунгусами. Кости их толще,мышцы объёмнее тунгусских. Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые, татарские. Ступня маленькая, голова небольшая, круглая, шаровидная”. ( стр.233)

В конце один человек из каждой группы защищает работу группы.

4. Заключительный этап.

Выступление одного ученика с информацией “Возможности человека”.

Резервы человеческого организма изучены не до конца.

Человек без пищи может продержаться 70-90 дней, без воды 4 дня, без воздуха 5 минут, выдержать температуру воздуха 175С, температуру тела 43 С, не спать 23 года, говорить в минуту около 1000 слов и.т.д.

Самый высокий человек имел рост 3 метра 20 см,

Самый маленький 38 см,

Самый тяжелый 635 кг и.т.д.

Заключение: Здоровый человек, нормально питаясь, занимаясь физическим трудом, не злоупотребляя, в нормальных условиях может прожить 120-140 лет. Каждый человек должен относиться к себе, как к высшему представителю живой природы. Человек должен относиться к своему организму бережно поскольку несет огромную ответственность перед будущими поколениями, которые у него появятся.

Заключение:

Использование информационных технологий на уроках физики смогут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
  • постоянного испытания своих интеллектуальных способностей.

Приложение 1

Приложение 2

Использованная литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией Е.С.Полат; М, 2000, Академия.
  2. Из опыта работы В.Ф.Шаталов, В.М.Шейман, А.М.Хайт, М, Просвещение, 1989.
  3. Б.Гейтс. Образование- лучшее вложение денег.
  4. Боревский Л.Я. Верным курсом идете, товарищи? Мультимедиа в образовании, 2000, №1
  5. Школьные технологии №3(2001), №2(2002).