Открытый урок от "пытки" к торжеству профессионального мастерства

Разделы: Общепедагогические технологии


Моим молодым коллегам, имеющим мужество с гордостью носить звание Учитель.

Вынесла в название статьи слово “пытка” и мысленно увидела с дюжину лиц укоризненно качающих головами: “Эх, Хуснеевна, ляпнешь, так ляпнешь! Ну, как не можешь ты обойтись без этого?” Могу, конечно. Не трудно впечатать что-нибудь типа: “Технология подготовки открытого урока”. Но я работаю над этим материалом не одну ночь именно для тех молодых девчонок и возможно, парней, которые перестают спать ночами стоит только завучу заикнуться – надо бы дать открытый урок…

У меня с открытыми уроками нет проблем уже четверть века. Не проблема выступить перед любой аудиторией, практически на любую тему в моей профессиональной сфере, я прекрасно владею чувством времени и логикой изложения заявленной темы. И никогда не скрываю: умение показывать свою работу не приходит само по себе. Искусству публичного представления своего творчества надо кропотливо учиться. Больше того, будучи руководителем образовательного учреждения ориентированного на открытость образовательной среды, целенаправленно формирую у своих коллег навык публично представлять свою работу, не испытывая при этом эмоционального стресса. Поэтому позвольте назвать вещи своими именами – для очень многих педагогов открытый урок – “пытка”.

Балкышевцы дают ежегодно только на город не одну дюжину уроков и мероприятий, не припомню пока, чтобы пришлось наблюдать покрывшиеся красными пятнами лица или традиционную приставку в самоанализе урока - “Это я от волнения забыла (или растерялась)”. Через три дня открытый урок на город дает моя Санька. Кроха, когда-то черкавшая в моих календарных планах, и приписывающая к поздравлениям с днем рождения наивную просьбу “мамочка, дома не будь, пожалуйста, директором!”, уже зовется по имени-отчеству и работает в должности учителя музыки в нашей любимой школе. У Александры есть огромная привилегия перед остальными сотрудниками: за погрешности в работе попадает быстро и, частенько, с явным нарушением законодательства, без административных преамбул. Сашу я родила в студенчестве и растила “по книжкам”, а вот открытый урок мы с ней готовим на основе моего профессионального опыта, которым я и намерена поделиться в данной работе.

Речь пойдет об интегрированном уроке изобразительного искусства и музыки в четвертом классе, который мы готовим по заказу кустового объединения. Помимо интеграции учебных предметов, в данном случае мы представляем важнейший опыт педагогического сотрудничества молодых коллег – более опытного учителя изобразительной деятельности и молодого специалиста учителя музыки. Отмечу, в основе интеграции в нашем случае объединение и публичный диалог двух педагогов и учащихся, поскольку, достижение настоящей интеграции двух предметов возможно, на мой взгляд, только в случае, если и оба предмета будет преподавать один педагог.

Итак, нужен ли, открытый, т. е. публично представляемый, урок в педагогической практике?

Да, открытый урок необходим, по причинам важным для педагога:

  1. Педагог обязан уметь достойно представлять свою работу с целью экспертизы уровня своего профессионализма со стороны заказчиков образовательной услуги (родители и государство).
  2. Педагог нуждается во внешней экспертизе своего труда с целью самоанализа уровня своего педагогического мастерства и потому, должен предоставить себе возможность услышать мнение о своей работе.
  3. Педагогу необходимо уметь давать эффектные открытые уроки с целью самоутверждения через признание общественностью его самобытности или получения высокой оценки его профессиональной деятельности.

Да, открытый урок необходим, по причинам важным для образовательного учреждения:

  1. Обеспечивает реализацию принципа коллегиальности в реализации миссии учреждения (образование каждого ученика – плод коллективного труда, наличие единого стиля преподавания признак наличия ответственности у образовательного учреждения).
  2. Создает бесценные условия обмена живым опытом – важнейшим компонентом развивающегося коллектива.
  3. Обеспечивает публичный контроль качества практики педагогической деятельности.
  4. Является главным звеном школы педагогического мастерства, в этом случае методическая служба школы имеет возможность работать над формированием профессионального навыка анализа и самоанализа урока.
  5. Содействует формированию имиджа образовательного учреждения в социуме.

В сущности, если рассматривать смысл существования в педагогической практике открытого урока как образца качества педагогической деятельности, то следует стремиться к тому, чтобы воспринимать каждый свой урок как открытый. Так оно и есть, ведь традиционный урок адресован очень требовательной публике – классу! Однако, осмелюсь предположить, без намерения кого-либо обидеть, если учитель не умеет дать яркий, зрелищный, методически грамотный открытый урок, есть опасение что его рядовой урок превратится в пытку. Для учеников.

Вывод: учитесь мастерству подготовки и проведения открытого урока!

Каким должен быть открытый урок: академическим, максимально приближенным к повседневной практике или “навороченным”, явно специально подготовленным? Думаю, хороший повседневный урок должен быть специально подготовленным. А подготовка открытого урока – прекрасная возможность научиться готовить добротные уроки.

Итак, совет первый. Задумывайте открытый урок как эффектное шоу. Поставьте цель очаровать зрителей (учеников и гостей), тогда Вы начнете поиск оригинальных приемов, позаботитесь о разнообразии наглядных пособий, продумаете удобное размещение рабочих мест учащихся, своего рабочего места и рабочего места приглашенных коллег. Отнеситесь к этому вопросу ответственно. Помните, анализировать чужой опыт – довольно тяжкий труд! В нашем случае, мы решили объединить урок изобразительного искусства и урок музыки в тематически единое “занятие – праздник”. Заботясь о комфорте для гостей, решили предложить им стать участниками урока, восприятие в действии – эффективное восприятие.

Совет второй. При выборе темы урока опирайтесь на календарное планирование, но постарайтесь придать теме оригинальность. Мы объединили два урока под одно тематическое название “Родные просторы”, сохранив программную канву урока по изобразительной деятельности: рисование элементов пейзажа в технике растяжки и работа над изучением музыкального цикла “Времена года”. А оригинальность нашли в том, что в качестве учебного материала выбрали предметы ближайшего окружения. Триптих “Родные просторы” украшает наш зал уже пятнадцать лет, и – вот он и Гимн школы (сочинение ученицы нашей школы) становятся главными дидактическими пособиями на уроке.

Совет третий. Начните работу над конспектом с попытки прописать, как будет Ваш урок выглядеть. Татьяна Геннадьевна учитель изо прописала канву своего урока. Затем, свою часть вписала Александра Гакилевна. И наступил мой черед. Я попросила педагогов выделить тот учебный материал, который созвучен для обоих предметов. В первую очередь тематика: тема Родины изучается практически всеми образовательными областями. Затем, родственные по смыслу профессиональные понятия, – например, триптих – трилогия, гармония цвета – гармония музыкального ряда и т.п. Обсудили приемы подачи материала и выстроили структуру занятия. Следующий этап работы над конспектом – методически грамотное его оформление. Цель урока (обычно для учителя это почти самое трудное дело) формирует с опорой на формулировки из базовой программы курса, в нашем случае – цель урока изо и музыки сведены к единой цели значения искусства для развития личности. Задачи конкретизируют и раскрывают цель. Традиционная методика работы над конспектом урока предполагает вначале определить цель, а уже затем строить урок. Однако, теоретическая сторона вопроса всегда портила мне настроение и отвлекала от процесса моделирования урока. Поэтому, когда я вижу измученный взгляд коллеги, даю “крамольный” совет – да брось ты пока эти цели, потом пропишешь, лучше представь, как можно сделать урок интересным!

После целей надо тщательно (до последней мелочи) прописать оборудование урока: от мультимедийной установки до учительской указки. И все наглядные пособия. Весь перечень оборудования и пособий следует подвергнуть тщательной экспертизе – соответствие СанПиН, методическим, эстетическим и возрастным требованиям.

Затем наступает время планирования предварительной работы, подготовки учителя и детей. Я в этом вопросе выделяю два аспекта: анализ подготовленности учащихся и педагогов к изучению темы как логического продолжения всего образовательного цикла и непосредственная подготовка данного урока. Т.е., если учащиеся не владеют техникой работы с гуашевыми красками или учитель не имеет в своем исполнительском репертуаре музыкальных произведений по заявленной теме рассчитывать на успех не реально. Итак, любой открытый урок – это итог работы учителя за весь предыдущий период обучения, и не только его, - например, наши дети начинали изучать музыку под руководством другого педагога. И результат тщательной подготовки непосредственно данного урока. Что значит подготовка урока? Надо ли репетировать предстоящий урок? Надо ли “натаскивать” учеников? Так и слышу: “Ну, ты уж совсем! О таком вслух!” А Вам не приходилось быть свидетелями ситуаций, когда урок “рассыпается” от растерянности учителя или вслед за утверждением учителя о том, что специально учащихся к уроку не готовили, слышишь от детей фразу типа “А мы ещё репетировать урок будем?”. Так вот, “натаскивать” учеников нельзя, уроку только навредите, а репетировать урок просто необходимо! Я предлагаю делать это следующим образом.

Во-первых, проговорите урок для себя, лучше перед зеркалом, вслух, эмоционально. Во-вторых, найдите себе ассистентов (коллеги, друзья, собственные дети) и проведите урок с ними, желательно, в том помещении, где будете давать урок. Играйте добросовестно, не позволяйте отступлений типа “на уроке это будет немножко по-другому”. Все как на предполагаемом уроке. Если будете репетировать добросовестно, – начнете вносить в конспект дополнения и изменения. Я все свои выступления по – возможности репетирую вслух и на публике. Бывало, моим слушателем становился мой пес, а когда готовила выступление на коллегию управления образования – попросила послушать случайную посетительницу моего кабинета. Учитесь говорить уверенно, внятно, эмоционально! Третью репетицию проведите, дав урок на классе другой параллели. И опять без скидок: “Это же пробный урок, не буду брать весь объем!”. Имейте в своем окружении человека, готового терпеливо смотреть Вашу работу с часами в руке – попросите его записывать время каждой части урока, а потом подумайте, рационально ли Вы распределяете время на уроке.

Итак, пришло время совета четвертого. Пропишите в конспекте текст урока слово в слово, все обращения к детям, тексты Ваших рассказов, вопросы к детям основные и наводящие, предполагаемые ответы детей. Конспект надо знать наизусть. Методика проведения урока не запрещает учителю пользоваться конспектом, но педагог, ведущий урок, уткнувшись в кипу мятых листов, у меня не вызывает уважения. Подготовьте текстовые фрагменты урока на небольших карточках, там же можно и последовательность урока отразить.

Существует ли совет пятый? Разумеется, и пятый, и шестой… Этот совет даст Ваш личный опыт. Пробуйте, ищите. Читайте, наблюдайте за работой коллег и делитесь собственными открытиями. Наша профессия труд коллективный. Как бы не стремились чиновники разделить нас на лучших и не очень лучших – по каким критериям собираются стотысячные гранды раздавать?! – Вы лучшие уже только потому, что выбираете эту профессию в столь сложное время. Успехов Вам, и пусть каждый урок будет открытием прекрасного мира педагогической профессии.

13.03.2006