Для учителей истории

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Разделы: История и обществознание


Аннотация

Имиджелогия – это наука и искусство нравиться людям. Это научно-прикладная дисциплина, сочетающая в себе интеграционный синтез знаний из области психологии, менеджмента, риторики, делового этикета и др.

В настоящее время имиджелогия активно востребована представителями разного возраста. Как самостоятельный курс данный учебный предмет преподают в некоторых высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью. Во многих профессиональных учебных заведениях создаются кафедры имиджелогии.

Теоретический анализ существующих программ, используемых и рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, позволяет сделать вывод об отсутствии программ данного направления. Имеются лишь отдельные направления (по 2-4 часа за учебный год) данной дисциплины в программах по “Трудовому обучению” (для девочек).

Руководствуясь провозглашенным в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические редультаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.

Считаю, что имиджелогия востребована, потому что является:

  • важной составляющей воспитанности современной личности;
  • необходимым компонентом профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
  • приоритетным аспектом успешной личности.

ЦЕЛЬ элективного курса – помочь старшеклассникам получить имидж-знания, оказать содействие в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношениях.

ЗАДАЧИ элективного курса:

  1. Знакомство с основами имиджелогии.
  2. Обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
  3. Развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;
  4. Формирование толерантности, способности к диалогу и готовности к сотрудничеству;
  5. Создание положительного имиджа каждого школьника, осваивающего курс.
  6. Повышение компетентностей учащихся (личностных и социальных).

Сроки реализации программы: 34 часа (1 раз в неделю в течение учебного года)

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  • гуманизация образования;
  • интеграция предметов;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • природосообразность материала;
  • доступность образования;
  • логичность и системность изложения материала;
  • полнота и завершенность содержательных линий.

Методы и формы обучения:

1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалогического общения учащихся с учителем;

2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: деловые игры, мини-конференции, дискуссии, проектная деятельность и т.д., позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся;

3. Тренинги позволяют провести самодиагностику и взаимодиагностику отдельных направлений развития личности, актуализировать проблему и активизировать действия по ее преодолению.

Предполагаемые результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • приемы эффективного общения с ровесниками, учителями, старшими;
  • требования делового стиля одежды;
  • требования речевого этикета;
  • кодекс делового человека;
  • секреты личного обаяния.

учащиеся должны уметь:

  • оценивать себя и окружающих с позиций психологии имиджа;
  • работать в группе, беря на себя ответственность;
  • проводить рефлексию ситуации, используя имеющиеся знания;
  • представлять самопрезентацию.

Механизм оценивания результатов:

1. Диагностика уровня удовлетворенности собственным имиджем (исходная, промежуточная, итоговая);

2. Мониторинг психологического восприятия имиджа одноклассника (входной, конечный);

3. Мониторинг качества образования (начальный и итоговый уровень развития):

3.1. Владение фактами:

  • установление причин фактов;
  • установление взаимосвязей между фактами;
  • отличие основных фактов и фактов второстепенных.

3.2. Владение проблематикой:

  • формулирование проблем по теме;
  • умение отыскать возможные пути решения проблемы.

3.3. Владение понятиями:

  • раскрытие соджержание понятий;
  • установление взаимосвязей между понятиями;
  • практическое применение понятий.

3.4. Владение правилами и приемами:

  • формулирование правил, требований, приемов;
  • раскрытие содержания правил, требований, приемов;
  • характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов;

3.5. Проверка навыков:

  • моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;
  • выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
  • самоанализ результатов выполнения подобных действий;
  • характеристика условий применения определенных знаний и умений.

Распределение часов по темам курса и видам занятий:

Тема Количество часов
лекции семинары тренинги
1. Ведение в имиджелогию 1 1 1
2. Основные классификации имиджевых стратегий 1 - 1
3. Имидж человека: ведущие типы и элементы 1 1 1
4. “Я – концепция” 1 2 1
5. Основы физиогномики 1 - 1
6. Психологическая теория цветовой гармонии 1 1 1
7. Роль макияжа в создании имиджа 1 1 1
8. Одежда и ее роль в формировании имиджа 1 2 -
9. Основные принципы языка тела 1 1 -
10. Основы психологии общения 1 4 1
11. Имидж лидера 1 - -
12. Имиджирование – путь к успеху - 1 -
13. Самопрезентация -   1
ВСЕГО: 34 часа 1 1 часов 1 4часов 9 часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Наименование раздела, темы занятия Кол-во часов Форма занятия Понятийный аппарат Индивидуальные и групповые задания учащимся
 

1.

 

2.

Ведение в имиджелогию:

-имиджелогия как междисциплинарная область знаний;

-философия имиджа

2 лекция
семинар
Имиджелогия, имидж, визуальное впечатление, облик, адаптация, слагаемые имиджа Упражнение “Определение имиджа популярного артиста или телеведущего”( по предложенной методике)
3. Симпатия, антипатия 1 тренинг    
4. Основные классификации имиджевых стратегий:

- типы имиджей,

психология восприятия информации

1  

 

 

лекция

корпоративный и ииндивидуальный типы, самоимидж  

 

5. Внешний имидж организации, внешний имидж индивида 1 тренинг    
 

 

 

6.

7.

Имидж человека: ведущие типы и элементы:

- элементы имиджа;

- виды имиджа;

- знаки имиджа

2  

 

 

лекция

семинар

Элементы: средовый, габитарный, вербальный, кинетический, овеществленный;

Виды: личностный, профессиональный;

Знаки: положительные, отрицательные

 
8. Принципы имиджирования 1 семинар Рефлексия, самовоспитание, гармония, саморегуляция, оптимизм Упражнение “Мои жизненные планы”
9. Формула оптимизма, мини-гимн “Я-чудо!” 1 тренинг    
10.

11.

Я – концепция:

-составляющие “Я-концепции”;

-секреты личного обаяния;

2  

лекция

семинар

Личное обаяние, самонастрой, личность, “я–концепция”, самооценка, убеждения, качества, индивидуальный стиль, согласованность, самоидентичность, Упражнение “Мое самовосприятие”

(по Р.Бернсу);

 

12. Анализ собственного психологического портрета “Я-реальное”, “Я-идеальное” 1 тренинг

 

 

 

 

 

 

 
13. Основы физиогномики 1 лекция Физиогномика, приемы читабельности лица  
14. Читабельность лица 1 тренинг    
 

15.

16.

Психологическая теория цветовой гармонии:

-основные характеристики цвета;

-гармония и выразительность цвета

2  

лекция

семинар

Цветовой фон, насыщенность, температура цвета, смешение цветов, контраст, гармония цвета Практикум

1. Упражнение по “вливанию” цвета в цвет;

2. “Наложение” одного просохшего цвета на другой слой (по предложенной методике)

17. Восприятие цвета 1 тренинг    
 

18.

19.

Роль макияжа в создании имиджа:

-порядок чтения лица;

-методы коррекции лица;

-искусство макияжа

2  

лекция

семинар-практикум

Тип кожи, форма деталей лица, строение лица, макияж, визажист, косметика, пропорции, тонирование, коррекция Прктикум “Определение типа своей внешности” ( по предложенной методике)
20. Определение типа своей внешности 1 тренинг    
 

21.

22.

 

Одежда и ее роль в формировании имиджа:

-правила создания стиля одежды;

-гардероб деловой женщины и делового мужчины

2  

 

лекция

семинар-практикум

Костюмология, деловой, классический, авангардный, фольклорный, ретро-стиль и спортивный стиль одежды Информационный поиск по стилям одежды
23. “За” и “против” единого стиля одежды в школе 1 семинар-практикум    
 

24.

25.

Основные принципы языка тела:

-язык телодвижений;

-телесное выражение внутреннего состояния человека

 

2  

лекция

семинар-практикум

Кинесика, зоны общения, жесты, позитивная оценка, превосходство, доминирование негативное восприятие, равенство. Практикум:

1.Принять различные любимые Вами позы.

2. Принять несвойственные Вам позы.

3.Попробовать различные походки.

4. Выразите с помощью жеста одобрение, закрытость, несогласие и др. (по предложенной методике)

 

26.

 

 

 

27.

 

 

28.

 

 

 

 

29.

30

Основы психологии общения:

-Эмоциональная нагрузка слова;

-деловой этикет;

-технологии речевого поведения;

-как научиться слушать?

-приемы произношения и принятия комплиментов;

-приемы восприятия критики;

-правила публичного выступления;

-имидж телефонного общения;

-конфликты (причины, предупреждение, достойный выход)

5  

лекция

 

 

семинар

 

 

 

 

 

 

семинар

семинар

семинар

Метаязык, манипуляторы и установки, ораторское искусство, межличностное общение, невербальные сингналы, комплименты, манипуляция, риторика, конфликты, деловой этикет Упражнения по перечисленным позициям (согласно предложенным заданиям)
31. Конфликтные ситуации 1 тренинг    
32. Имидж лидера 1 лекция Лидер, личный имидж бизнесмена, ментальность  
33. Имиджирование – путь к успеху 1 семинар Карьера, успех, имиджмейкер, конкурентоспособность  
34. Самопрезентация 1 тренинг    

Рекомендуемая литература:

  1. Шаляпин Ф.И. Маска и душа М., 1997
  2. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, М., 1995.
  3. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
  4. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
  5. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
  6. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
  7. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
  8. Азбука этикета,- Иркутск, 1994.
  9. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  10. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
  11. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  12. Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 1997.