Программа курса профессиональной подготовки учителей иностранного языка "Применение ИКТ в учебном процессе"

Разделы: Иностранные языки


Курс профессиональной подготовки учителей иностранного языка “Применение ИКТ в учебном процессе” создан в Центре образования № 1678 “Восточное Дегунино” г. Москвы. Он является составной частью перспективной программы по формированию единого информационного образовательного пространства школы и внедрению ИКТ в учебный процесс на базе междисциплинарной интеграции.

Программа апробирована на 4-м курсе факультета иностранных языков Московского Городского Психолого-Педагогического Университета (МГППУ), специальность “Методика преподавания иностранного языка и межкультурной коммуникации” во втором семестре 2005/06 учебного года.

ВВЕДЕНИЕ

Адресат курса

Данный курс предназначен для учителей английского языка средних школ, а также преподавателей ВУЗов, обучающихся в системе профессиональной подготовки и/или переподготовки педагогических кадров (повышения квалификации). Кроме того, он может оказаться полезным студентам педагогических ВУЗов, обучающихся по специальности “Методика преподавания иностранного языка”.

Необходимость разработки курса

Необходимость разработки курса продиктована необходимостью создания в рамках проводимой модернизации системы среднего и высшего образования новой информационной образовательной среды, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к содержанию образования, методам и технологиям обучения.

Согласно новой образовательной парадигме, информационная компетенция является одной из ключевых, что предполагает достижение педагогом-предметником соответствующего уровня профессиональной подготовки. С другой стороны, формирование и развитие других базовых компетенций также невозможно осуществить без овладения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) на уровне активного пользователя, что является более предпочтительным - создателя программных продуктов.

С психологической точки зрения процесс переориентации учителя-предметника на использование инновационных технологий, причем таких передовых как мультимедийные, можно отнести к своего рода кризису профессионального роста и социально-профес-сиональной самоактуализации.

Использование в учебном процессе компьютера, который на данный момент является техническим средством наивысшего порядка, – это не просто изменение технической вооруженности труда учителя – это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Это готовность осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащегося, единственным проводником дидактических принципов обучения ИЯ. Это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов и методов, организационных форм обучения.

Однако не все учителя-предметники оказываются подготовленными к выполнению своей обновленной роли. В этих условиях подготовка педагогических кадров, способных к решению старых проблем новыми методами, представляется неотложной задачей.

Место данного курса в системе профессиональной подготовки преподавателей

Курс является вторым этапом формирования профессионального уровня преподавателя английского языка как грамотного пользователя и носителя информационной компетенции.

При этом

на первом этапе решается задача освоения информационных технологий на уровне активного пользователя и разработчика образовательных электронных ресурсов (ОЭР);

на втором этапе решается задача подготовки учителя ИЯ как эксперта и пользователя готовых программных продуктов в своей предметной области, имеющихся на образовательном рынке; а также задача подготовки учителя ИЯ как создателя авторских программных продуктов, отвечающих конкретным целям и решающим поставленные на уроке ИЯ задачи.

Цель и задачи курса

Данный курс предполагает формирование профессиональной компетенции преподавателя английского языка как активного пользователя и разработчика программных продуктов с целью их внедрения в процесс обучения ИЯ. Это означает, что по окончании курса преподаватель сможет самостоятельно разрабатывать учебно-методические программные средства для поддержки и сопровождения своих уроков.

Предполагается также, что приобретенные им навыки далее будут развиваться и совершенствоваться, и применение мультимедийных технологий не будет носить эпизодического характера, а будет постепенно и неотвратимо способствовать трансформации учебного процесса в компонент новой информационной образовательной среды, составляя неотъемлемую его часть.

По окончании курса преподаватель должен уметь:

  • проводить экспертизу программных продуктов по ИЯ;
  • проводить оценку целесообразности применения ИКТ в учебном процессе;
  • создавать программные продукты, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков;
  • владеть методикой обучения аспектам языка и видам РД с применением ИКТ;
  • владеть методикой разработки и проведения уроков с использованием ИКТ.

Исходные требования при построении курса

Построение курса осуществлялось на базе и с учетом следующих исходных требований:

1) задание “начальных условий” – анализ объективной ситуации, вызвавшей необходимость создания курса (среды предметной деятельности, ее компонентов, их потребностей и притязаний, способов и характера их взаимодействия между собой и с предметной средой и т.п.);
2) конкретизация и психологическая характеристика адресата курса как одного из компонентов среды предметной деятельности;
3) возможности и готовность создателя курса принять “начальные условия”;
4) определение места проведения курса и оснащение учебного процесса необходимым оборудованием;
5) формулировка целей курса и постановка конкретных задач;
6) формулировка гипотезы курса (прогнозирование ожиданий и достижений в случае выполнения намеченных целей и решения конкретных задач);
7) отбор содержания курса с учетом объективных требований и конкретных пожеланий адресата курса;
8) создание модели курса с опорой на тематическое планирование;
9) разработка форм учебного взаимодействия основных компонентов курса – преподавателя и слушателей курса (адресата), типов учебных заданий, содержания и форм контроля;
10) возможная корректировка курса в целом или отдельных его компонентов по результатам первичной апробации или в связи с изменением характеристик отдельных компонентов курса, перспективы дальнейшего развития курса.

Соотношение теоретической и практической частей курса. Продолжительность курса

Теоретическая часть курса посвящена общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, а именно:

  1. Обоснованию необходимости и целесообразности внедрения ИКТ в учебный процесс.
  2. Формам создания и роли изобразительной наглядности в учебном процессе.
  3. Новым формам создания изобразительной наглядности – интерактивной наглядности.
  4. Процессам психологического взаимодействия компонентов новой информационной образовательной среды.
  5. Готовности учителя к профессиональной подготовке и переподготовке.
  6. Концепции курса, включающей
  • общеучебные возможности мультимедийных технологий и реализацию на их основе дидактических принципов;
  • соотнесение ключевых образовательных компетенций с возможностями интеграции ИКТ в учебный процесс, как способа подачи и отработки учебного материала с применением ИКТ на уроке ИЯ.

Практическая часть курса включает:

  1. Экспертизу (оценку) программных продуктов.
  2. Изучение методических приемов использования ИКТ для обучения иноязычной РД.
  3. Создание авторских программных продуктов с использованием MS–приложений.
  4. Планирование и разработка уроков с применением ИКТ.
  5. Анализ уроков с применением ИКТ.
  6. Практическое занятие форме презентации 15-мин. этапа урока (для каждого слушателя) с последующим анализом и самоанализом.

Теоретическая часть курса проводится преимущественно в виде лекций, читаемых преподавателем, а практические занятия по созданию авторских программных продуктов - в компьютерном классе.

На лекционных занятиях прорабатывается теоретический (общеметодический) материал, а практические занятия способствуют закреплению теоретического материала путем применения его к конкретным приемам обучения с использованием ИКТ.

Курс рассчитан на 32 часа аудиторных занятий: его теоретическая часть составляет 13 час., а практическая - 19 час.

Формы контроля

Итоговый контроль в данном курсе осуществляется в три этапа:

  1. аналитическое задание: анализ урока ИЯ с применением ИКТ – зачет. (Приложение 1);
  2. практическое задание: планирование, разработка и презентация 15-мин. этапа урока ИЯ с применением ИКТ – зачет. (Приложение 2);
  3. теоретическое задание по изученной тематике – экзамен. (Приложение 3).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Название раздела/темы Л С В
Вводная часть. Концепция, содержание и план курса. 2 ---- 2
Часть I. Экспертиза программных продуктов. 1 1 2
Часть II. Обучение аспектам языка и видам РД с помощью ИКТ 8 8 16
Тема 1. Обзор подходов к обучению ИЯ. 1 ---- 1
Тема 2. Формирование и развитие фонетических навыков с помощью ИКТ. --- 1 1
Тема 3. Формирование и развитие грамматических навыков с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 4. Формирование и развитие лексических навыков с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 5. Формирование и развитие навыков аудирования с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 6. Формирование и развитие навыков чтения с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 7. Формирование и развитие навыков устной речи с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 8.Формирование и развитие навыков письменной речи с помощью ИКТ. 1 1 2
Тема 9. Формирование социокультурных и страноведческих знаний с помощью ИКТ 1 1 2

 

Часть III. Практическое применение ИКТ на уроке ИЯ 2 10 12
Тема 1. Обзор типов уроков ИЯ. 1 1 2
Тема 2. Моделирование урока ИЯ с применением ИКТ. ---- 2 2
Тема 3. Виды анализа уроков ИЯ. 1 --- 1
Тема 4. Просмотр видеоурока английского языка, построенного с применением ИКТ. --- 2 2
Тема 5. Поэлементный анализ урока английского языка с применением ИКТ. --- 1 1
Тема 6. Презентация уроков ИЯ с применением ИКТ. --- 4 4
Итого 13 19 32

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводная часть. Концепция, содержание и план курса

1. Обсуждаемые темы 1.1. Цели и задачи курса.

1.2. Место данного курса в системе профессиональной подготовки учителей / преподавателей ИЯ.

1.3. Необходимость внедрения курса.

2.1. Роль изобразительной наглядности в учебном процессе.

2.2. Новые формы создания изобразительной наглядности.

3.1. Роль учителя в системе “Учитель – ученик – компьютер”

3.2. Психологический аспект – готовность учителя

4.1. Концепция курса

4.2. Общеучебные возможности ИКТ

4.3. Реализация дидактических принципов с помощью ИКТ

4.4. Возможности интеграции ИКТ в учебный процесс

5.1 Содержание и план курса

5.2. Формы контроля

2. Ключевые понятия и определения Мультимедийные cредства, мультимедийные технологии, учебный процесс, учебный предмет, программный продукт, учебно-методические программные средства, информационная компетенция, экспертная оценка, модернизация образования, информационная образовательная среда, образовательный подход, информационный подход, содержание образования, методы обучения, технологии обучения, изобрази тельная наглядность, интерактивная наглядность, мультимедийные свойства, обучающие программы, электронные учебные пособия, психологический аспект, предметное взаимодействие, методическая поддержка урока, психологическая готовность учителя, кризис профессионального роста, социально-профессиональная самоактуализация, педагогическая культура нового типа, феномен профессионального выгорания, общеучебные возможности мультимедийных технологий, ключевые образовательные компетенции, дидактические принципы.
3. Вопросы для закрепления 1. Какова необходимость введения данного курса? Рассмотрите социальный и психологический аспекты проблемы.

2. Какова роль изобразительной наглядности в учебном процессе? Какие новые возможности предоставляются ИКТ?

3. Каковы общеучебные возможности (функции) компьютера? Приведите примеры.

4. Назовите возможности ИКТ по реализации дидактических принципов.

5. Каковы возможности интеграции ИКТ в учебный процесс? Приведите примеры.

4.Формируемые умения 1. Умение анализировать состояние образовательной среды (на уровне своего учебного заведения).

2. Умение определять и правильно распределять роли компонентов системы “Учитель-ученик-компьютер”.

3.Умение планировать и прогнозировать возможности внедрения ИКТ в учебный процесс.

Часть I. Экспертиза программных продуктов

1. Обсуждаемые темы 1. Понятие об экспертизе.

2. Обновленная роль учителя.

3. Классификация и характеристика образовательных электронных ресурсов.

4. Просмотр и экспертиза программных продуктов. Письменная экспертная оценка.

2. Ключевые понятия и определения Психолого-педагогическая целесообразность, экспертиза программных продуктов/образовательных электронных ресурсов, запросы пользователя, достоверность информации, информационно-справочные материалы, электронные носители, мультимедийные учебные пособия, система поиска, звуковые эффекты, мультимедийные презентации, демонстрационные материалы, сопровождение и поддержка уроков, комбинированные электронные средства, Интернет-ресурсы, электронные рефераты, базы данных.
3. Вопросы для закрепления 1. Что такое экспертиза? Как и для чего необходимо учителю ИЯ осуществлять экспертизу образовательных электронных ресурсов?

2. Назовите общие черты и отличия программных продуктов и образовательных электронных ресурсов. Приведите примеры.

3. Какие типы образовательных электронных ресурсов Вы знаете? Дайте их характеристику с точки зрения содержания и функционального назначения.

4. Каковы преимущества и недостатки электронных образовательных ресурсов, создаваемых учителем-предметником? Назовите проблемы, возникающие при их создании.

5. Каковы основные стратегии создания письменной экспертной оценки ОЭР?

4.Формируемые умения 1. Умение идентифицировать себя в обновленной роли учителя с точки зрения новых функциональных обязанностей.

2. Умение классифицировать образовательные электронные ресурсы по содержанию и функциональному назначению.

3. Умение осуществлять отбор ОЭР по установленным критериям.

4. Умение давать письменную экспертную оценку ОЭР.

Часть II. Обучение аспектам языка и видам РД с помощью ИКТ

Тема 1. Обзор подходов к обучению ИЯ

1. Обсуждаемые темы 1. Вопросы терминологии: методологические категории и их место в учебном процессе.

2. Обзор методов преподавания ИЯ.

3. Обзор методических подходов к обучению ИЯ.

4. Обзор методических принципов обучения ИЯ.

5. Совместимость методических подходов и методических принципов.

6. Схема взаимодействия методических категорий.

7. Стратегии выбора учителем ИЯ своей профессиональной концепции (подхода, методических принципов, метода обучения ИЯ).

8. Место инновационных образовательных технологий в учебном процессе.

9. Вопросы целесообразности применения ИКТ при различных подходах и методах обучения ИЯ.

2. Ключевые понятия и определения Методика преподавания ИЯ, содержание, средства, приемы, методы обучения, подход к обучению, частнометодическая категория, тактическая модель, деятельность преподавателя; переводные, прямые, интенсивные, сознательные, комбинированные методы (обучения); методы преподавания (дидактические), наглядные методы, технологии обучения, методические подходы (механистический, индуктивно-сознательный, когнитивный, когнитивно-деятельностный подход; методические принципы обучения ИЯ (коммуникативности, функциональности, синтаксической основы, устного опережения; личностные особенности, профессиональные приоритеты, возрастные и индивидуальные особенности, условия обучения, современные тенденции развития языкового образования, процесс усвоения нового материала, принцип сознательности, целесообразность применения ИКТ.
3. Вопросы для закрепления 1.Каково соотношение методики, метода, подхода и методических принципов в обучении ИЯ?

2. Чем руководствуется учитель ИЯ при выборе своей профессиональной концепции?

3. Как происходит интегрирование ИКТ с различными подходами, принципами и методами обучения ИЯ? Приведите примеры.

4. На чем основан принцип целесообразности применения ИКТ в учебном процессе и каковы условия его соблюдения.

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение ориентироваться в методической и методологической терминологии.

2. Умение выбрать и обосновать свою профессиональную концепцию.

3. Умение выбрать пути рационального внедрения и интеграции ИКТ в учебный процесс в зависимости от профессиональной концепции учителя.

4. Умение обосновать необходимость и целесообразность применения ИКТ в учебном процессе.

Тема 2. Формирование и развитие фонетических навыков

1. Обсуждаемые темы 1. Что такое фонетические навыки?

2. Основная цель обучения фонетике в средней школе.

3. Подходы к обучению фонетике.

4. Комплекс упражнений по обучению фонетике.

5. Обзор ОЭР по обучению фонетике.

6. ИКТ в обучении фонетике: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

2. Ключевые понятия и определения Фонетические навыки, цель обучения фонетике, рецептивные и продуктивные навыки, ритмико-интонационные навыки, слухо-произносительные навыки, артикуляторный подход, акустический подход, комбинированный подход, фонетическая транскрипция, звуко-буквенные соответствия, артикуляция.
3. Вопросы для закрепления 1. Какова основная цель обучения фонетике в средней школе?

2. Каковы основные принципы и условия совместимости фонетических упражнений с ИКТ?

3. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению фонетике?

4.Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать виды фонетических упражнений с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по фонетике в учебном процессе.

3. Умение создавать ОЭР по обучению фонетике исходя из конкретных условий обучения.

Тема 3. Формирование и развитие грамматических навыков

1. Обсуждаемые темы 1. Что такое грамматические навыки?

2. Основная цель обучения грамматике в средней школе.

3. Подходы к обучению грамматике.

4. Комплекс упражнений по обучению грамматике.

5. Обзор ОЭР по обучению грамматике.

6. ИКТ в обучении грамматике: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

2. Ключевые понятия и определения Грамматические навыки, грамматические категории, имплицитный подход, эксплицитный подход, комбинированный подход, индуктивный метод, дедуктивный метод, концептуальные вопросы.
3. Вопросы для закрепления 1. Какова основная цель обучения грамматике в средней школе?

2. Каковы основные принципы и условия совместимости грамматических упражнений с ИКТ?

3. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению грамматике?

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать виды грамматических упражнений с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по грамматике в учебном процессе.

3. Умение создавать ОЭР по обучению грамматике исходя из конкретных условий обучения.

Тема 4. Формирование и развитие лексических навыков

1. Обсуждаемые темы 1. Основная цель обучения лексике в средней школе.

2. Вопросы терминологии.

3. Стадии формирования лексических навыков.

4. Подходы к обучению лексике.

5. Комплекс упражнений по обучению лексике.

6. Обзор ОЭР по обучению лексике.

7. ИКТ в обучении лексике: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

8. Возмодности мультимедийных словарей: общие черты и отличия от словарей в полиграфическом исполнении.

2. Ключевые понятия и определения Грамматическая форма слова, грамматическое значение слова, графическая и звуковая формы слова, лексема, лексика, лексикон, лексическая единица, лексическое значение слова, словосочетание, парадигма, синтагма, словоформа, контекст, синонимы, антонимы, деривации, словообразование, серхфразовое единство.
3.Вопросы для закрепления 1. Какова основная цель обучения лексике в средней школе?

2. Каковы основные принципы и условия совместимости лексических упражнений с ИКТ?

3. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению лексике?

4. Каковы достоинства и недостатки мультимедийных словарей и словарей в полиграфическом исполнении?

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать виды лексических упражнений с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по лексике в учебном процессе.

3. Умение создавать ОЭР по обучению лексике исходя из конкретных условий обучения.

4. Умение использовать мультимедийные словари для развития интегрированных навыков РД.

Тема 5. Формирование и развитие навыков аудирования

1. Обсуждаемые темы 1. Понятие аудирования.

2. Аудирование как средство и цель обучения.

3. Функциональные виды аудирования.

4. Цели обучения аудированию и их детализация по уровням обучения.

5. Овладение параллельными навыками и умениями.

6. Подходы к обучению аудированию.

7. Система упражнений по обучению навыкам и умениям аудирования.

8. Обзор ОЭР по обучению аудированию.

9. ИКТ в обучении аудированию: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

10. Сравнение возможностей аудиоупражнений на магнитных и лазерных носителях (кассетах и CD).

2. Ключевые понятия и определения Смысловое восприятие, языковая форма, содержание высказывания, аудитивные навыки, ситуация общения, основное содержание, извлечение значимой информации, речевой слух, вероятностное прогнозирование, внутреннее артикулирование.
3.Вопросы для закрепления 1. Какова основная цель обучения аудированию в средней школе?

2. Назовите общие черты и отличия обучения аудированию как цели и как средсва.

3. Каковы основные принципы и условия совместимости упра-жнений на развитие навыков и умений аудирования с ИКТ?

4. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению аудированию ?

5. Каковы достоинства и недостатки магнитных и лазерных носителей аудиотекстов.

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать виды упражнений на аудирование с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по обучению аудированию в учебном процессе.

3. Умение создавать ОЭР по обучению аудированию исходя из конкретных условий обучения.

4. Умение работать с мультимедийными приложениями по созданию аудиоклипов.

Тема 6. Формирование и развитие навыков чтения

1. Обсуждаемые темы 1. Определение текста. Виды чтения.

2. Психические процессы, лежащие в основе чтения.

3. Цели обучения чтению и их детализация по уровням обучения.

4. Формирование навыков чтения.

5. Виды текстов для чтения и требования к ним.

6. Этапы работы над текстом.

7. Система упражнений по обучению навыкам чтения и различным видам (умениям) чтения.

8. Обзор ОЭР по обучению чтению.

9. ИКТ в обучении чтению: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

10. Сравнение возможностей традиционных книг в полиграфическом исполнении и CD-книг.

11. Работа с мультимедийными приложениями по созданию видеоклипов.

2. Ключевые понятия и определения Зрительный анализатор, письменный текст, смысловое прогнозирование, графические комплексы, зрелое, незрелое чтение, аналитическое чтение, синтетическое чтение, интенсивное чтение. экстенсивное чтение, изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое чтение, поисковое чтение, полное понимание текста, общее, критическое понимание, селективное понимание, грамматический, лексический навык чтения, предтекстовый, послетекстовый этап.
3.Вопросы для закрепления 1. Что такое письменный текст и каковы его разновидности?

2. Какие Вы знаете виды чтения? Назовите психические процессы, лежащие в основе каждого вида чтения.

3. Назовите основную и смежные цели обучения чтению в средней школе.

4. Чем навыки чтения отличаются от умений чтения?

5. Как меняются требования к текстам для чтения в зависимости от уровня учащихся?

6. Каковы основные принципы и условия совместимости упражнений на развитие навыков и умений чтения с ИКТ?

7. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению чтению ?

8. Сравните возможности книг для чтения в полиграфическом исполнении CD-книг. Приведите примеры.

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать тексты для чтения и виды упражнений по обучению чтению с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по обучению чтению и CD-книги в учебном процессе.

3. Умение создавать ОЭР по обучению различным видам чтения исходя из конкретных условий обучения.

4. Умение работать с мультимедийными приложениями по созданию видеоклипо

Тема 7. Формирование и развитие навыков устной речи

1. Обсуждаемые темы 1. Определение говорения как продуктивного вида РД.

2. Психологическая характеристика говорения.

3. Функции устного общения и успешность акта коммуникации.

4. Структура речевого действия в рамках модели порождения высказывания.

5. Цели и задачи обучения устной речи.

6. Трудности обучения устной речи и условия его успешности.

7. Коммуникативные намерения и соответствующие им речевые умения.

8. Виды и характер опорных текстов для обучения устной речи.

9. Виды устной речи и формы устного общения.

10. Система упражнений по обучению подготовленному и неподготовленному высказыванию.

11. Обзор ОЭР по обучению устной речи.

12. ИКТ в обучении устной речи: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

2. Ключевые понятия и определения Говорение, устное общение, вступление в контакт, взаимопони-мание, коммуникативные намерения, речемыслительная Дея-тельность, формирование высказывания, развернутое высказы-вание, структура речевого действия, побудительно-мотивации-онная фаза, аналитико-синтетическая фаза, исполнительная фаза, фаза контроля, вторичная языковая личность, социальное взаимодействие, успешность устного общения, речевые навыки и умения, стратегические умения, монологическая /диалоги-ческая речь, подготовленное/неподготовленное высказывание.
3. Вопросы для закрепления 1. Назовите основные причины коммуникативных неудач.

2. Какие дополнительные навыки необходимы для формирования навыков и умений говорения?

3. Обоснуйте трудности обучения устной речи на ИЯ с точки зрения психологических особенностей говорения.

4. Какова структура речевого действия с точки зрения модели порождения высказывания?

5. Назовите сходства и отличия между навыками и умениями говорения.

6. Сделайте обзор опорных текстов для обучения устной речи.

7. Назовите сходства и отличия между упражнениями на обучение подготовленному и неподготовленному высказыванию.

8. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению устной речи? Приведите примеры.

9. Насколько целесообразно, по Вашему мнению применение ИКТ к обучению устной речи? Приведите примеры.

4. Формируемые навыки и умения 1. Умение анализировать опорные тексты и виды упражнений по обучению устной речи с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по обучению устной речи.

3. Умение создавать ОЭР по обучению различным формам речевых действий исходя из заданных условий обучения.

4. Умение приводить обоснованные аргументы в пользу целесообразности применения ИКТ при обучении устной речи.

Тема 8. Формирование и развитие навыков письменной речи

1. Обсуждаемые темы 1. Определение письменной речи как формы письменного общения.

2. Психологическая характеристика письменной речи.

3. Текст как продукт письменной речи.

4. Цели и задачи обучения письму на различных этапах.

5. Развитие техники письма.

6. Система и типы упражнений по обучению письменной речи.

7. Типы опор при обучении письму. Необходимость разнообразия опор

8. Обзор ОЭР по обучению письму.

9. ИКТ в обучении письменной речи: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор упражнений.

2. Ключевые понятия и определения Аналитико-синтетическая деятельность, порождение/фиксация письменного текста, мотив, цель, предмет, адресат, компози-циионно-структурная завершенность, логико-смысловая структура, центральный коммуникативный блок, индуктивная /дедуктивная форма изложения, предметное содержание, ком-муникативные качества, средство общения, коммуникативно-познавательные задачи, письменная речь, техника письма, кал-лиграфия, графика, орфография, пунктуация, звуко-буквенные соответствия.
3. Вопросы для закрепления 1. Дайте определение письменной речи как формы письменного общения.

2. Сопоставьте психологические характеристики устной и письменной речи.

3. Назовите типы текстов – продуктов письменной речи – и дайте их краткую характеристику.

4. В каком соотношении должны подбираться упражнения по обучению навыкам и умениям письма?

5. Приведите примеры опор при обучению письменной речи. Насколько целесообразно применение мультимедийных опор?

6. Какие из известных Вам ОЭР можно применить к обучению письменной речи? Приведите примеры.

4. Формирование навыков и умений 1. Умение анализировать задания по обучению письменной речи с точки зрения их совместимости с ИКТ.

2. Умение применять готовые ОЭР по обучению письменной речи.

3. Умение создавать ОЭР по обучению различным формам письменной речи исходя из заданных условий обучения.

4. Умение приводить обоснованные аргументы в пользу целесо-образности применения ИКТ при обучении письменной речи.

Тема 9. Формирование социокультурных и страноведческих знаний

1. Обсуждаемые темы 1. Вопросы терминологии.

2. Место социокультурного компонента в содержании обучения предмету “Английский язык”.

3. Соотношение социокультурного компонента и социокультурной компетенции.

4. Содержание обучению страноведению.

5. Содержание обучения лингвострановедению.

6. Компоненты фоновых знаний.

8. Обзор ОЭР по формированию социокультурной компетенции.

9. ИКТ в формирование социокультурных и страноведческих знаний: основные принципы и условия совместимости. Анализ и отбор информации.

2. Ключевые понятия и определения Социокультурный компонент, страноведение, лингвострано-ведение, социокультурный контекст, фоновые знания, реалии иноязычной культуры, социокультурная компетенция, нацио-нально-культурная специфика, речевое поведение, носитель языка, социальные условности/стереотипы.
3. Вопросы для закрепления 1. Каково соотношение понятий “социокультурный компонент” и “социокультурная компетенция” при обучении ИЯ?

2. Что означает термин “вторичная социализация”?

3. Назовите основные сферы, на которые подразделяется страноведческая информация. Из каких мультимедийных источников возможно ее получение?

4. Каковы основные содержательные компоненты дисциплины “Лингвострановедение”? Назовите смежные с ней дисциплины.

5. Приведите примеры компонентов фоновых знаний, необходимых для успешной вторичной социализации.

6. Назовите ОЭР – носителей страноведческой информации.

7. Приведите примеры применения ИКТ на уроках страноведения.

4. Формирование навыков и умений 1. Умение анализировать страноведческую и лингвострановедческую информацию представленную на электронных носителях и в сети Интернет, определять ее ценность и достоверность.

2. Умение применять готовые ОЭР по формированию социокультурной компетенции учащихся.

3. Умение создавать ОЭР по страноведческой и лингвострановедческой тематике.

4. Умение приводить обоснованные аргументы в пользу целесообразности применения ИКТ при формировании социокультурной компетенции.

Часть III. Практическое применение ИКТ на уроке ИЯ

Тема 1. Обзор типов уроков ИЯ

1. Обсуждаемые темы 1. Урок как единица учебного процесса.

2. Цикл уроков как укрупненная единица учебного процесса. Урок как единица цикла уроков.

3. Достоинства и методическая ценность урока. Роль ИКТ в успешном решении задач урока.

4. Компоненты урока ИЯ и соотношение. Целесообразность применения ИКТ на различных этапах урока.

5. Педагогический замысел и планирование урока ИЯ с применением ИКТ.

6. Типы и структура уроков ИЯ. Традиционный и компьютерный урок ИЯ.

7. Типы компьютерных уроков.

8. Санитарно-гигиенические требования к компьютерному уроку.

2. Ключевые понятия и определения Профессиональная деятельность учителя, учебная / познава-тельная / развивающая / воспитательная ценность урока, цели, задачи урока, условия обучения, отбор языкового и речевого материала, алгоритмизированный/свободный навык, умение, урок-презентация, комбинированный речевой урок, чисто речевой урок, заключительный речевой урок, урок-зачет, компьютерный урок.
3.Вопросы для закрепления 1. Каково соотношение цикла уроков и отдельного урока как единицы цикла?

2. Назовите компоненты, влияющие на методическую ценность урока и оцените роль ИКТ в ее повышении.

3. Каким образом осуществляется включение ИКТ в учебный процесс на стадии педагогического замысла и планирования урока ИЯ?

4. Оцените целесообразность применения ИКТ на уроках различных типов. Приведите примеры.

5. Проследите изменение в соотношении традиционной и мультимедийной составляющих урока в зависимости от этапа урока.

6. Каковы достоинства и недостатки компьютерного урока?

4. Формирование навыков и умений 1. Умение определять место урока как единицы цикла, осуществлять замысел и планирование урока в зависимости от конкретных задач обучения.

2. Умение находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся.

3. Умение приводить обоснованные аргументы в пользу целесообразности применения ИКТ на уроках различных типов.

Тема 2. Моделирование урока ИЯ с применением ИКТ

1. Обсуждаемые темы 1. Формирование педагогического замысла урока с учетом условий обучения.

2. Определение цели и задач урока.

3. Подбор учебного материала.

4. Планирование урока с учетом условий обучения.

5. Обсуждение целесообразности применения ИКТ на различных этапах урока.

6. Обсуждение целесообразности применения ИКТ для формирования и развития навыков и умений РД.

7. Разработка методической основы применения ИКТ для развития интегрированных навыков РД.

8. Презентация урока и обсуждение его этапов.

2. Ключевые понятия и определения Цель и задачи урока, тематика урока, отбор языкового и речевого материала, ведущий вид РД, дидактические принципы, структура урока, разминка, мотивирующее коммуникативное задание, ситуация-тема, ситуация общения, подведение итогов, домашнее задание.
3.Вопросы для закрепления 1.Насколько успешно реализован педагогический замысел урока?

2. Соответствует ли заявленный тип урока реальному уроку?

3. Насколько целесообразно и эффективно использование ИКТ на уроке?

4. Правильно ли выбраны формы применения ИКТ для решения задач урока?

5. Каков уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм работы с компьютером?

6. Повысило ли использование ИКТ мотивацию учащихся и их интерес к изучаемой теме?

4. Формирование навыков и умений 1. Умение практически осуществлять полный цикл разработки урока ИЯ с использованием ИКТ.

2. Умение на практике находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам.

Тема 3. Виды анализа уроков ИЯ

1. Обсуждаемые темы 1. Классификация видов анализа учебных занятий.

2. Структура и назначение видов анализа.

3. Сравнение различных видов анализа.

4. Содержание поэлементного анализа урока.

5. Примерная схема полного поэлементного анализа урока ИЯ.

2. Ключевые понятия и определения Оценочный анализ урока, структурный анализ урока, поэлементный анализ урока, системный анализ урока, анализ цели урока, анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, анализ работы учащихся на уроке, анализ домашнего задания, оценка санитарно-гигиенических условий урока, психологический анализ урока, выводы на основе анализа.
3.Вопросы для закрепления 1. Каковы цели и задачи различных видов анализа учебных занятий?

2. Какой вид анализа является наиболее подробным и почему?

3. Каково участие учителя в анализе его урока наблюдателями?

4. Какова, по Вашему мнению, должна быть реакция учителя на выводы по результатам анализа?

5. Что такое самоанализ урока и какова цель его проведения?

6. Какой компонент анализа является, по Вашему мнению, наиболее/наименее информативным?

4. Формирование навыков и умений 1. Умение выбирать вид анализа учебных занятий согласно поставленным целям.

2. Умение разделять деятельность учителя на составляющие и оценивать как количественно, так и качественно.

3. Умение разделять урок на этапы и проводить соответствующий анализ.

4. Умение осуществлять анализ учебных занятий различных типов.

5. Умение проводить самоанализ уроков

Тема 4. Просмотр видеоурока английского языка

1. Обсуждаемые темы 1. Цель и задачи просмотра видеоурока.

2. Инструктаж по проведению поэлементного анализа с обсуждением его компонентов и выделение позиций для качественной характеристики урока.

2.Характеристика класса, учебного материала, ожидания от урока.

3. Ход подготовки урока.

4. Комментарии учителя в ходе просмотра.

5. Оценочный анализ урока непосредственно после просмотра.

6. Самоанализ урока учителем.

2. Ключевые понятия и определения Урок страноведения, оснащение урока, оформление класса, компьютерный урок, уровень учащихся, интерес к предмету, активность и организованность, стиль руководства, владение разными видами работы с учебным материалом, степень самостоятельности учащихся.
3. Вопросы для закрепления 1. Назовите тип урока.

2. На базе какого учебного материала осуществлялась его подготовка?

3. Могли бы Вы смоделировать процесс подготовки урока?

4. Какой урок подготовили бы Вы по близкой тематике?

5. Какое мультимедийное исполнение упражнений предложили бы Вы?

6. Насколько целесообразно применение ИКТ на уроке?

7. Что бы Вы хотели изменить в уроке?

8. Что бы Вы непременно оставили?

4. Формирование навыков и умений 1. Умение анализировать урок в режиме реального времени, делать записи и проводить промежуточную оценку.

2. Умение предложить альтернативные варианты ведения урока и виды работы с учебным материалом.

3. Умение предложить дополнительные варианты использования ИКТ на уроке по схожей тематике или на схожем учебном материале.

Тема 5. Поэлементный анализ урока английского языка

1. Обсуждаемые темы Проводится согласно схеме оценки, приведенной в Приложении 1.
2. Ключевые понятия и определения См. Приложение 1.
3. Вопросы для закрепления 1. Какую из сторон организаторской деятельности учителя на уроке Вы оцениваете наиболее/наименее высоко и почему?

2. Какой из обучающих компонентов деятельности учителя наиболее/наименее эффективен и почему?

3. Какова воспитательная направленность урока в целом? Обоснуйте свою оценку.

4. Какие конкретные навыки РД наиболее / наименее сформированы у учащихся.

Как Вы думаете, почему?

5. Каким мог бы быть данный урок без использования ИКТ? Как бы это сказалось на эффективности занятия?

4. Формирование навыков и умений 1 Умение осуществлять полный поэлементный анализ урока с использованием ИКТ с помощью специальной схемы.

2. Умение делать развернутые выводы и обобщения по результатам оценки.

3. Умение аргументировано обосновать результаты оценки, приводя примеры конкретных учебных действий.

4. Умение аргументировано обосновать степень целесообразности применения ИКТ на уроке.

Тема 6. Презентация уроков ИЯ с применением ИКТ

(зачетное занятие)

1. Обсуждаемые темы Проводится согласно заданию, приведенному в Приложении 2.
2. Ключевые понятия и определения Цель и задачи урока, тематика урока, отбор языкового и речевого материала, ведущий вид РД, дидактические принципы, структура урока, разминка, коммуникативное задание, ситуация-тема, ситуация общения, подведение итогов, домашнее задание.
3.Вопросы для закрепления 1.Насколько успешно реализован педагогический замысел урока?

2. Соответствует ли заявленный тип урока реальному уроку?

3. Насколько целесообразно и эффективно использование ИКТ на уроке?

4. Правильно ли выбраны формы применения ИКТ для решения задач урока?

5. Каков уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм работы с компьютером?

6. Повысило ли использование ИКТ мотивацию учащихся и их интерес к изучаемой теме?

4. Формирование навыков и умений 1. Умение практически осуществлять полный цикл разработки урока ИЯ с использованием ИКТ.

2. Умение на практике находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока.

Литература

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.–352 с.
  2. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
  3. Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
  4. Корчажкина О.М. Проект программы модульного курса профессиональной подготовки учителей английского языка “Применение мультимедийных технологий в учебном процессе”. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
  5. Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006. – 80 с.
  6. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 “Педагогика и психология” / [А.В. Карпов и др.]; под ред. проф. А.В.Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов).
  7. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. – (Серия “Краткий курс”).
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуни-кационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
  9. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

18.04.2007