Тема урока: "Судьбы скрещенные. Скрябин и Рахманинов"

Разделы: Музыка


Педагог: Скрябин и Рахманинов… Два крупнейших музыканта рубежа веков.

Они были почти погодки. По рождению принадлежали к одному и тому же военно-интеллигентно-дворянскому кругу, жили в Москве, вращались в одном и том же музыкальном мире, учились у одних и тех же профессоров в той же Московской консерватории; творчески работали в одной и той же области – оба композиторы и пианисты. И, несмотря на это, трудно представить себе две натуры, столь противоположные, как Рахманинов и Скрябин. Всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, редко встречались, никогда не дружили…

В течение сегодняшнего урока мы попытаемся сравнить личности композиторов, коснемся творческого наследия.

А начнем с того, что вспомним имена тех музыкантов, у которых учились Скрябин и Рахманинов.

1 ученик: Поступив в Московскую консерваторию, Скрябин и Рахманинов учились у Н.С. Зверева, педагога, бравшего способных учеников на полный пансион.

2 ученик: На старшем отделении консерватории – по классу свободного сочинения у А.С. Аренского, по классу контрапункта – у С.И. Танеева.

Педагог: Обратите внимание на даты, написанные на доске. Опираясь на составленные нами биографические таблицы, давайте вспомним, что скрывается за каждой из дат (опрос учащихся):

1882 – Скрябин поступает в Московский кадетский корпус;

1873 – год рождения Рахманинова;

1888 – Скрябин поступает в Московскую консерваторию;

1885 – Рахманинов поступает в Московскую консерваторию;

1892 – Рахманинов заканчивает консерваторию по классу композиции; создает Прелюдию до-диез минор;

1900 – Скрябин создает “Первую симфонию в шести частях;

1909 – Рахманинов написал Третий фортепианный концерт;

1911 – год создания “Прометея” Скрябиным;

1917 – Февральская и Октябрьская революция, отъезд Рахманинова с семьей за границу;

1913-1915 – Скрябин работает над “Предварительным действием” для большого симфонического оркестра, ф-но, органа, хора, солиста, со строкой luce.

1940 – Рахманинов создает свое последнее сочинение – “Симфонические танцы”.

Педагог: Сейчас я буду зачитывать высказывания самих композиторов или современников, а вы попробуйте определить, о каком композиторе идет речь:

1. Современники называли его “божеством в трех лицах”. Он поражал многогранностью своего дарования: композитор, пианист, дирижер. (Рахманинов)

2. Еще в юности он говорил, что ему не интересно все обыденное, повседневное, что его влечет только особенное, чрезвычайное, экстатическое. Позже он так определил две основные сферы своего творчества: высшая грандиозность и высшая утонченность.

…Он непоколебимо верил, что искусство способно преобразить жизнь. Этой верой проникнуты все его произведения, особенно последнее – незавершенная Мистерия. (Скрябин)

3. “Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды”. (Рахманинов)

4. “Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире. Я не в состоянии отказаться от старого стиля письма и не приемлю новый…Я всегда чувствовал, что моя собственная музыка и мое отношение ко всякой иной музыке оставались духовно одним и тем е, неизменно подчиняясь стремлению творить прекрасное”. (Рахманинов)

5. Этому композитору была близка идея синтеза искусств. В одной из его симфонических поэм она выразилась в слиянии музыки и света, в другом произведении должны были соединиться слово, музыка, пение, танцы, шествия, симфония ароматов, необыкновенные световые эффекты. (Скрябин)

6. “Лишившись родины, я потерял желание сочинять”.

(Рахманинов)

7. Он был в общем молчалив, о своей музыке совсем не говорил. Проявлял скромность, которая как-то совсем не вязалась с его мировым именем. Незаконченных сочинений никогда не показывал. Внутренний мир свой либо никому не раскрывал, либо только очень близким людям…Чувствовалась какая-то странная неуверенность, чуть ли не робость, непонятная в таком большом музыканте, вдобавок при жизни блистательно прославленном.

(Рахманинов)

Педагог: Личность какого композитора вам более импонирует? Кто вам наиболее близок?

Обмен мнениями.

Педагог: Мы переходим к творческому наследию композиторов.

Задание 1: работа с карточками. Распределить названия произведений в связи с их принадлежностью Скрябину и Рахманинову*; (Предлагаемый перечень произведений: Скрябин – этюд ре-диез минор, “Мечты”, “Прометей”, “Поэма огня”, “Божественная поэма”; Рахманинов – прелюдия до-диез минор, “Утес”, “Алеко”, музыкальные моменты, “Скупой рыцарь”, “Колокола”, “Весна”, Второй концерт, “Всенощное бдение”, Рапсодия на тему Паганини, “Симфонические танцы”.)

2. Давайте вспомним, в каких жанрах работали композиторы? есть ли общие жанры творчества?

3 ученик: Скрябин писал сонаты, поэмы, этюды, мазурки, ноктюрны – для фортепиано; симфонии, поэмы – для оркестра.

4 ученик: Рахманиновым были написаны 3 оперы, вокально-симфоническая поэма “Колокола”; для оркестра: 3 симфонии, “Симфонические танцы”; 4 концерта для фортепиано с оркестром; для фортепиано: сонаты, этюды-картины, музыкальные моменты, романсы…

5 ученик: Оба композитора работали в жанре прелюдии, этюда, сонаты для фортепиано, а также симфонии.

Педагог: А сейчас попробуем вступить в диалог с композиторами с помощью их музыки. Представьте: вы идете по улице, а навстречу вам идет человек (изображает медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно по походке определить, как чувствует себя этот человек? Какое у него настроение, о чем он думает?

Учащиеся соглашаются.

Педагог: А если он идет так (идет пружинистой походкой, голова вскинута)?

Учащиеся вновь соглашаются.

Педагог: Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Давайте настроим свои сердца и постараемся почувствовать человека, который оставил нам следующее звуковое письмо о себе (раздает ноты Прелюдии Скрябина ор.11 №4, ми-минор)

Звучит прелюдия №4

Что вы можете сказать об этом человеке?

Ответы учащихся: …он пережил трагические дни в своей жизни… одинок (был), жизнь его давит…

Педагог: Скажите, а пытается ли этот человек вырваться из сетей обстоятельств?

(наигрывает третью фразу мелодии)

Учащиеся: Да: мелодия словно пытается подняться, ощутить свою свободу…

Педагог: Но смог ли он справиться с обстоятельствами (наигрывает четвертую фразу и окончание (на гармонии каданса))?

Ответы учащихся: …вряд ли…скорее всего, нет…обреченность какая-то…

Педагог: Но ведь жизнь состоит из разных дней, и о характере человека нельзя судить по настроению одного дня его жизни. Давайте обратимся к еще одной звуковой странице жизни композитора:

Звучит этюд №12

Что вы теперь можете сказать об этом человеке?

Учащиеся: …музыка рвется вперед, словно призывая… это целеустремленный, мужественный человек.

Педагог: В этой музыке есть порыв, стремление и взволнованность, вы правы.

Героические и драматические интонации перемешиваются. А как вы думаете. Прослушав два произведения, какая главная черта в характере этого композитора?

Учащиеся: Главная черта – это мужественность, целеустремленность.

Педагог: Этот человек верит в победу над трудностями, в победу жизни над смертью?

Учащиеся соглашаются.

Педагог: А как называют таких сильных духом людей?

Учащиеся: Оптимистами!

Педагог (читает): “Оптимист – это человек, переживший отчаяние и сумевший его преодолеть”. Да, мы можем назвать этого композитора оптимистом, и эта его жизненная позиция прекрасно просматривается в прослушанных произведениях. а как вы думаете, в какое время жил этот композитор?

Мнения учащихся.

Это время грядущих перемен, “прорыв духа к свободе и жизни”. Назовите имя этого композитора.

Учащиеся: Скорее всего, это Скрябин.

Педагог: Верно. Этого композитора называли, как Максима Горького, “буревестником революции”, и его имя Александр Скрябин.

И в заключении урока я предлагаю вашему вниманию два незнакомых вам фрагмента из оркестровых произведений Александра Скрябина и Сергея Рахманинова.

Задание 1. Послушать музыкальные фрагменты и попробовать определить, личности, внутреннему миру какого композитора соответствует характер звучания первого и второго фрагментов;

Задание 2. Зафиксировать впечатления, ощущения от прослушанной музыки.

(звучат фрагменты первых частей “Симфонических танцев” и “Божественной поэмы”)

Обмен мнениями с учащимися.

Заключительные слова педагога.

Литература:

  1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература ХХ века. – М.: Музыка, 2001.
  2. Бэлза И. Александр Николаевич Скрябин. – М.: Музыка, 1982.
  3. Великович Э. Великие музыкальные имена. – С.-П.: Лань, 2002.
  4. Енукидзе М. Русская музыка конца 19 – начала 20 века. – М.: Росмэн, 2004.
  5. Маслова Л. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. – с.20-22.
  6. Никитина Л. История русской музыки. Популярные лекции. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000.
  7. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. – М.: Классика-ХХ1, 2000.
  8. Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. – М.: Музыка, 1982.