Активизация деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры через групповую форму работы

Разделы: МХК и ИЗО


Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и как следствие – постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к самому процессу образования.

Время требует от каждого учителя творческого подхода к обучению учащихся, гибкости в использовании новейших продуктивных разработок, “ограничения учебного материала всех школьных дисциплин тем обязательным минимумом, который обеспечивает ученика самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками по принципу “разумной достаточности” [1], сохранения единства образовательных целей школы, учет психологических особенностей возраста той категории учащихся, с которой он работает.

Данные требования особенно тяжело соблюсти учителям-предметникам тех дисциплин, которые в сетке учебного расписания занимают всего лишь 1 час в неделю. Одним из таких предметов является Мировая художественная культура.

Соблюсти современные образовательные стандарты возможно, на мой взгляд, путем применения различных новейших технологий ведения урока, примером которых может являться организация групповой работы учащихся на уроке.

Предлагаемые для конкурса уроки (“Праздник – душа народа”, “Новое время” в развитии культуры России”, “Русская живопись: неповторимость и самоценность человеческой личности”) рассчитаны именно на такую форму работы. Она позволяет расширить объем материала для рассмотрения в рамках одного урока и таким образом максимально активизировать работу всех школьников.

Для того, чтобы урок был продуктивным и логически стройным следует тщательно отобрать демонстрационный, литературный и проч. материал, четко сформулировать поставленную перед командой проблему, дать план ответа. Задания должны активизировать мыслительный процесс учащихся и в тоже время быть посильны для выполнения. Распределение заданий учителем позволяет учесть индивидуальные возможности учащихся.

Состав групп объявляется учителем перед началом урока, выборка происходит произвольно. Это дает возможность избежать дезорганизации в начале урока. Распределять группы следует исходя из условий и комплектации кабинета.

Каждая группа получает свое задание в закрытых больших конвертах, которые раскрываются одномоментно и только по сигналу учителя. На ознакомление с заданием и решение проблемы отводится не более 5-7 минут. Во время самостоятельной работы учащихся учителю следует контролировать работу в группах, по необходимости уточнять задания, давать пояснения.

Во избежание монотонности урока следует разнообразить и виды деятельности самих групп. Здесь уместны и небольшая инсценировка-импровизация, и работа с литературными источниками, иллюстративным материалом, картографическая и словарная работа и т.д. (см. приложение). Интегративность содержания урока позволяет вводить подобное разнообразие.

Ответы у доски учащихся сопровождаются мультимедийной презентацией, подготовленной учителем заранее. По ходу урока на доску вывешиваются сопроводительная информация, прозвучавшая при ответах, термины, демонстрационный материал. К концу урока доска оказывается заполненной и подготовленной к заключительным выводам.

Приложения