Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й класс

Разделы: География, Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тема: Закрепление. Склонение имен существительных.

Наш край. История и география Сахалинской области.

Цели:

  1. Закрепить знания о склонении имен существительных, закрепить все виды разбора существительного.
  2. Развивать навык орфографической зоркости.
  3. Познакомить учащихся с историей и географией Сахалинской области
  4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.

Ход урока

1. Минутка чистописания.

- Откроем тетради, запишем число и классная работа. На доске записаны буквы, какая лишняя? И почему? (таблица 1)

(С – заглавная, х – состоит из двух элементов)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (безотрывное написание и с отрывом, гласные и согласные, строчные и прописные, письменные и печатные)

- Составьте их всех этих букв слово – имя существительное, собственное. (Сахалин)

- Пропишем каллиграфически это слово, правильно соединяя буквы.

2. Оргмомент, постановка целей и задач урока.

Идут острова от Камчатки,
Скрываясь, в туманной дали.
И, кажется, в строгом порядке,
В дозоре стоят корабли.
Где море плещет волною хмурой,
Туман сползает в простор долин,
Где начинается Родины утро,
Лежит наш остров … (Сахалин).

- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем крае, об острове Сахалин, а еще мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

3. История острова. Орфографическая минутка.

- Очень давно, в 1640 году, отряд казаков под начальством Ивана Москвитина открыли остров Сахалин (карта 1). А через несколько лет его присоединили к России.

- Просклоняем слова “Сахалин” и “Россия”. Что значит просклонять? Что происходит с существительными при изменении их по падежам?

И.п. что? Сахалин, Россия;

Р.п. чего? … и т.д.

- От чего зависит окончание существительного? (склонения и падежа)

4. Работа с контурной картой. Разбор предложения.

- Только через 150 лет после открытия Иваном Федоровичем Крузенштерном (рисунок 1) в 1805 году была составлена первая географическая карта (карта 2) острова. Были составлены и другие карты острова (карта 3). Нынешняя карта (карта 4) отличается от той, я мы с вами сейчас составим свою карту острова.

(Уч-ся работают на контурных картах Сахалинской области). Раньше думали, что Сахалин – это часть материка – полуостров, и только в 1894 году экспедиция Геннадия Ивановича Невельского (рисунок 2) на фрегате “Надежда” открыла, что Сахалин – это остров (подписываем все моря, заливы, проливы острова).

- У восточного берега самого большого на планете материка Евразия лежит наш остров САХАЛИН (подписать). На юге своей оконечностью – мысом Крильон, на севере – мысом Елизаветы, на западе – мысом Лах, на востоке – мысом Терпения (подписываем).

- Длина острова составляет 948 км, максимальная ширина – 160 км, а минимальная – 26 км (перешеек Поясок) (все отметить на карте).

- От материка остров отделен узким и мелководным проливом Невельского, а от острова Хоккайдо – проливом Лаперуза. С запада и юга остров омывается водами теплого Японского моря, а с севера – холодным Охотским морем.

- Прочитайте запись на доске: лежит, Евразия, у, материка, Сахалин, берега, восточного.

- Составьте из этих слов предложение. Запишем и разберем его (главные и второстепенные члены, части речи, падежи всех существительных).

- Что помогает определить падеж существительного в предложении?

- Выполним морфологический разбор существительного “Сахалин”.

5. Состав Сахалинской области. Города и поселки Сахалинской области. Разбор по составу и фонетический разбор существительного.

- На границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка лежит Курильский архипелаг. Он образует две гряды: большую Курильскую (из 30 островов, среди которых Кунашир, Итуруп, Уруп, Симушир, Онекотан, Парамушир и Шумшу) и малую Курильскую (из 6 островов, самый большой – Шикотан).

- Так остров Сахалин и Курильские острова входят в состав Сахалинской области, которая была образована 2 января 1947 года. Это единственная область России, которая находится на островах, центром которой является город … (Южно-Сахалинск).

- А какие еще города сахалинской области вы знаете?

Д/и “Узнай город!”

горУлегск (Углегорск), ксмлоХ (Холмск), росПонайк (Поронайск), орсКакво (Корсаков), акроМав (Макаров), аОх (Оха), ниавА (Анива), евлькНсе (Невельск), лиДноск (Долинск), садАнлекроскв (Алексндровск).

- Записываем на доске, расставив буквы в нужном порядке и разбираем по составу. А слово “Оха” - фонетический разбор.

6. Викторина “Населенные пункты Сахалина”.

- А сейчас небольшая викторина о городах и поселках нашего острова, и мы проверим, хорошо ли вы его знаете.

  • Какой поселок Сахалинской области “летает”? (Сокол)
  • Какой город Сахалина назван в честь великого русского писателя? (Чехов)
  • Город, название которого совпадает с названием реки, на которой он стоит? (Поронайск)
  • Город, название которого связано с большими запасами там угля? (Углегорск)
  • Город, который возник в связи с большими запасами нефти в его окрестностях? (Оха)
  • Город, название которого состоит из пяти букв, три из которых гласные? (Анива)
  • Город, в названии которого есть название промышленного предприятия? (Шахтерск)
  • В названии какого города Сахалина есть красная гора? (Красногорск)
  • Город, название которого происходит от фамилии русского путешественника, который открыл, что Сахалин – это остров? (Невельск)

7. Рельеф, полезные ископаемые острова.

- Значительную часть Сахалина занимают полого-волнистые и холмистые равнины, хотя выделяются отдельные очень высокие горы и даже вулканы. Их насчитывается свыше 100. самым высоким вулканом является Алаид на острове Атласова 2339 м. А самая высокая гора – гора Лопатина – 1609 м.

- Сахалин называют жемчужиной России на Тихом океане. Как вы думаете, почему? Ведь здесь в удивительном сочетании имеются многие виды полезных ископаемых, ценных минералов. Здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, известняк, торф, и даже – золото. Открыты месторождения редких элементов, источники минеральных вод и лечебных грязей (отметить на карте полезные ископаемые).

8. Реки Сахалина. Склонение существительных.

- На Сахалине более 65 тысяч рек, 4 тысячи из которых протекает на Курилах. Но выделяют три самые крупные. И вам необходимо угадать их названия (таблица 2) и расписать в три столбика по склонениям.

(Угаданные реки отметить на контурной карте)

- Допишите еще по четыре слова в каждый столбик. Что помогает определить склонение существительных?

9. Климат Сахалина. Работа с текстом.

- Информация о климате и погоде на нашем острове находится в текстах, которые есть у каждого из вас. Но, прежде всего текст надо будет восстановить, прежде чем записать его в тетрадь.

Закодированный текст (таблица 3):

Правильный текст:

Климат Сахалина определяется рядом факторов. Это большая длина с севера на юг, сложный рельеф, моря и морские течения. Все это создает большие различия между погодой в разных местах острова. Особо опасными явлениями являются тайфуны и лавины.

- В текстах давайте найдем все существительные и определим их падеж.

- Так то чего зависит погода острова? (протяженность, рельеф, близость моря, морские течения)

10. Домашнее задание. Обобщение, итоги урока.

- Сегодня мы с вами очень много узнали об истории и географии нашего края. Я надеюсь, новая информация была для вас полезной и интересной. И дома я попрошу вас написать мини - сочинение о своем крае на тему “Жемчужина” России”.

- А сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали, что вы запомнили, были ли внимательны на уроке. С левой стороны (таблица 4) записаны имена собственные, вам необходимо определить, к каким словам они относятся (таблица на доске, соединить стрелками).

- Угадайте, каким словом мне хочется вас поблагодарить за вашу работу на уроке: корень из слова “МОЛОДОЙ”, суффикс – “КОСЦЫ”, окончание – “ТРАВЫ”? (Молодцы)

- Что понравилось на уроке?

- Что нового и интересного вы для себя запомнили?

- Хотелось бы вам еще больше узнать о своем крае?