Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Табличный процессор Excel". Защита проекта "База данных учащихся школы"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Повторение, закрепление и углубление знаний по теме “Табличный процессор Excel.
  • Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  • Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  • Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива
  • Развитие умственной деятельности, памяти.

Схема (план) урока (на доске)
“Обобщение и повторение знаний по теме “Электронная таблица “Excel”

 Цели для учащихся:

Убедить себя в том, что:

Я знаю:

– что такое ЭТ;
– где применяются ЭТ;

Я умею:

– производить вычисления в среде ЭТ;
– работать с данными (сортировать, выбирать, фильтровать);
– пользоваться деловой графикой (строить диаграммы и графики);
– работать в составе группы (сотрудничать);

Я могу:

– применить свои знания для решения практических задач

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, настрой на работу, выяснение отсутствующих.

II. Постановка целей и задач урока

– Сегодня у нас последний, завершающий урок, посвященный табличному процессору Excel. В течение довольно длительного времени мы изучали возможности программы, способы и приемы работы в среде ЭТ. Применяли полученные знания и умения при выполнении проекта “Электронная БД учащихся школы”. Настало время подвести итоги и представить наш проект на суд приемной комиссии в лице администрации школы. Но чтобы комиссия по достоинству оценила наш проект, мы должны ввести ее в курс дела, а заодно убедить себя в том, что (обращается внимание учащихся на цель урока, записанную на доске, учитель просит прочитать вслух цели урока.)

III. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что же такое электронная таблица?

Ответ учащихся:

– Это специальная программа, предназначенная для обработки преимущественно числовой информации, структурированной в виде таблиц.
Я обращаю ваше внимание на слова преимущественно числовой информации. Вспомните, пожалуйста, как называли первые компьютеры?

Ответ учащихся:

– ЭВМ – Электронные вычислительные машины. И предназначались они именно для работы с числовой информацией. Для того чтобы ЭВМ выполнила необходимые вычисления, приходилось составлять длинные и сложные программы.

Учащимся демонстрируется листинг программы на языке PL, длиной 2,4 м.

– Поэтому за компьютерами могли работать только программисты. Такое положение дел не устраивало общество. За разработку программ для работы с числовой информацией брались различные фирмы. У одних это получалось лучше, у других хуже.
С сообщением “История возникновения электронных таблиц” выступит …

Выступающий рассказывает и записывает на доске год, фамилию разработчика программы или название фирмы и название программы. Учащиеся эти данные записывают в тетрадь.

IV. Обобщение и систематизация знаний

– Где же сейчас необходима программа Excel? Специалистами каких профессий она востребована? На каких предприятиях, учреждениях и организациях без нее невозможно обойтись? Ответить на эти вопросы будет легче, если вспомнить выполненные на уроках практические работы.

Ответ учащихся:

– Бухгалтерия – начисление зарплаты; отдел кадров – база данных о сотрудниках; предприятия, фирмы – учет продукции, товаров; деловая графика (СМИ, отчеты, учебные пособия и т.д.) – наглядное представление данных; органы управления, статистики – статистическая обработка данных; финансовые учреждения и другие

Пользуются ли на работе данной программой ваши родители?

Ответ учащихся:

– Выполняя практические задания, вы побывали в роли бухгалтера, экономиста, статиста, предпринимателя, менеджера, банкира, работника отдела кадров и т.д. Пройдет совсем немного времени, и возможно вы выберите одну из перечисленных профессий. А приобретенные на уроках информатики знания, окажут вам неоценимую помощь.
Вашим помощником в освоении приемов и способов работы с табличным процессором был электронный учебник “Уроки по Excel”.

– Уроки проходили в нетрадиционной для других предметов форме. Вы работали в группах самостоятельно, каждый в своем темпе. Учитель был, в основном, в роли консультанта.

V. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какие трудности возникли у вас при данном способе занятий, ведь их было немало, особенно в начале работы? Как вы их преодолевали? В чем плюс такой формы урока? В чем минус? Что лично приобрел каждый из вас?

Обобщенный ответ учащихся:

1. Трудно было читать, разбираться, хотелось готового рецепта, чтобы учитель подошел и сказал куда нажать. Иногда внутри группы возникали конфликты.
2. Научились самостоятельно добывать знания, вникать в содержание прочитанного, научились работать в составе группы, сотрудничать, помогать друг другу.
3. Увидели где можно реально применить полученные в школе знания.
4. Такая форма уроков понравилась. Хочется, чтобы следующие практические занятия проходили так же.

Учитель подводит итог, дает свою оценку работе групп.
Результатом изучения данной темы стал проект “Электронная БД учащихся МОУ БСОШ”

VI. Презентация проекта

Я предоставляю слово администратору проекта …

1. “Наш проект называется “Электронная база данных учащихся БСОШ”.
2. Цель проекта: Быстрый доступ к разнообразной информации об учащихся школы, структурирование и систематизация данных. БД будет полезна администрации школы, секретарю, классным руководителям, медицинскому работнику школы.
3. Программно-техническое и информационное обеспечение проекта:

  • компьютеры
  • табличный процессор Excel
  • результаты анкетирования учащихся 5-11 классов
  • классные журналы 5-11 классов
  • ведомости успеваемости за 1 четверть
  • данные медицинского работника.

4. Ход работы над проектом.

Работа над проектом проходила в 4 этапа:

1 этап. Осмысление цели и задач проекта, выделение мини-проектов

- разбиение задачи на части (7 частей по числу компьютеров)
- распределение частей по группам
- определение структуры базы данных

2 этап. Работа в группах, создание мини-проектов по параллелям классов

- подготовка шаблона базы данных (листов таблицы)
- сбор данных из различных источников
- занесение данных в таблицу

3 этап. Работа администраторов проекта)

- корректировка частей проекта
- консолидация данных (объединение в единую базу данных)

4 этап. Достигнута ли цель?

- тестирование программы
- проверка корректности работы программы)

5. Возможности проекта:

База данных содержит по каждому обучающемуся школы следующие данные (13 полей):

Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Класс, Адрес, Успеваемость, Занятия в кружках и секциях, наличие братьев и сестер, медицинская группа и группа занятий по ФЗК, состоит ли на учете в ИДН, КДН, школе.

Исходя из этого можно делать выборку как по одному параметру, так и по нескольким, проводить обработку статистических данных.

Например:

  1. Автоматическая выборка из списка отличников (хорошистов, неуспевающих) как по классам, так и по каждой параллели, всей школе.
  2. Учащихся определенного года рождения (числа, месяца), из них девочек, мальчиков.
  3. Посещающих кружки и секции в школе, ДЮК ФП, ДШ и т.д. по классу, параллелям, школе.
  4. Живущих на селе, определенной улице
  5. Сколько в школе Ивановых, Петровых и т.д. Сколько Татьян, Андреев и т.д.
  6. Обучающиеся основной, подготовительной и специальной групп в классе, параллели, школе.

и еще многое другое.

6. Демонстрация возможностей проекта.

Учащиеся по просьбе администрации школы предоставляют информацию из базы данных. Задействованы все учащиеся, все группы. Ответы на вопросы.

– Заключительный этап нашего урока – составление тестов по теме “Электронные таблицы”.

Учащимся предлагается составить в тетради 10 тестов с тремя вариантами ответов. Вопросы расположить по нарастающему уровню сложности (4 простых, 3 более сложных, 3 повышенной трудности). В конце урока учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

VII. Домашнее задание

  • Разработать структуру презентации “Электронные таблицы. Вчера. Сегодня. Завтра”.
  • Желающие могут выполнить несколько слайдов самостоятельно.

VIII. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу над проектом. Оценка полезности выполненной работы администрацией.