Открытый урок по МХК на тему: "Искусство Древнего Египта"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • Изучение искусства Др. Египта в период Нового царства во время правления фараонов Эхнатона и Тутанхамона.

Рассмотрение стилевых особенностей скульптуры (скульптуры фараонов), рельефов (врезной, барельеф), росписей, прикладного искусства.

Учащимся дается возможность прочувствовать связь времен, объединяя знания древних египтян с той информацией, которой владеют ученые и люди творчества в современном мире.

Задача урока:

  • В представленном уроке, построенном в форме диалога, показать, насколько глубоко был освоен и закреплен учениками пройденный материал. В открытом уроке задействованы, практически, все учащиеся класса.
  • Попытка сформировать новое представление о древнем мире.

Зрительный ряд: Папирусы, скульптурные изображения фараонов: Тутанхамона, Эхнатона, Нефертити, рельефы, барельефы, фрески, мебель, ювелирные украшения.

Музыкальный ряд: Музыка Дж. Верди из оперы “Аида”.

Звучит “Триумфальный марш” из оперы “Аида”. Представьте себе, что в каирском кафе сидят два молодых английских археолога и беседуют.

(На стене висит картина “Прохождение кораблей по Суэцкому каналу” и плакат с видом на пирамиды в долине Гизе).

1 ученик. Прекрасная музыка! Да… Только жарко в это время в Каире.

(Пьет воду).

2 ученик. Согласен, дорогой Джексон, старику Верди тоже было жарко, как он не старался, не смог закончить оперу “Аида” к официальному открытию Суэцкого канала. Премьера состоялась только в 1871г. в Каире.

1 ученик. Да, Джузеппе Верди знал толк в египетской древности. Но, удивительно красиво здесь звучат трубы. Так и представляешь себе торжественный въезд главнокомандующего египетской армией Радамеса, вступающего в древний город Фивы.

2 ученик. Жаль только, что в 1869г. воды Суэцкого канала затопили часть земли с уникальными произведениями искусства, хотя, надо сказать, при древнеперсидском царе Дарии I канал уже существовал, но проходил не по Суэцкому перешейку, а в обход него. А это относится к 3 в. до н. э. (Показывает картину на стене).

Я читал об этом факте из записей, которые дошли до нас из древности. Египтяне зашифровали свои знания в иероглифы, и как сказал римский писатель Апулей: “Иероглифами египетские жрецы скрывали мудрость от профанов”.

1 ученик. Да, милый Добсон, нашему брату археологу все меньше и меньше везет при раскопках. Пирамиды разграбили воры…

2 ученик. Не совсем так, дорогой Джексон, слышали, совсем недавно, в Долине царей, нашим знаменитым археологом Эдвардом Картером была найдена гробница фараона Тутанхамона, абсолютно целехонькая.

1 ученик. О! Это сенсация! Еще одна! Французский лингвист Жан Шампольон в 1822 году заставил заговорить египетскую письменность благодаря найденной базальтовой плите близ города Розетт в долине Нила. (Показывает иллюстрацию с ее изображением).

На камне было высечено три надписи: иероглифами, демотическим письмом, т.е. упрощенным, и на греческом. Оба верхних текста являются ее точным переводом. Ученый прочел слова внутри овальных рамок, картушей, они обозначали имена правителей. Имя фараона Птолемея повторялось несколько раз.

3 ученик появляется в роли нового посетителя. Это молодой археолог, он возбужденно восклицает: Господа, слышали новость, профессор Картер…

1 и 2 ученики в один голос: слышали.

1 ученик. И какова находка, Роберт?

3 ученик. Я видел сокровища собственными глазами! И даже сделал с них зарисовки. Профессор-египтолог Говард Картер пригласил выдающихся ученых со всего мира, в том числе и меня, чтобы в нашем присутствии вскрыть гробницу. Мы расположились перед стеной и профессор сам начал разбирать кладку входа. Когда усыпальница была вскрыта, перед нашим взором засверкала золотая стена, покрытая орнаментом. Такое количество сокровищ, кот. скрывалось за этой стеной, могло составить экспозицию целого музея! А теперь, посмотрите на мои зарисовки.

1 ученик. Не томите, Роберт, показывайте!

3 ученик. Спешу заметить, господа, в сокровищнице Тутанхомона, в найденных предметах искусства, я заметил следы стиля с элементами Амарнской школы.

Такая же непринужденность в позах молодого фараона и его жены, гуляющих по парку. Взгляните на крышку ларца, на этот рельеф. (Показывает товарищам свой рисунок и всему классу).

2 ученик. Не менее удивительна спинка трона, где изображен молодой фараон с юной женой. Все так изящно инкрустировано голубым фаянсом, золотым и красным стеклом.

(Показывает рисунок всему классу).

1 ученик. Простите, господа, я немного наслышан о, так называемом, Амарнском периоде и о его ярком представителе – фараоне Аменхотепе 4.

Но, Роберт, если вас не затруднит, расскажите подробнее о нем.

3 ученик. Да, непременно. Сын Аменхотепа 3 - мечтательный Аменхотеп 4 правил в 14 в. до н. э. в период Нового царства. Фараон провел крупную религиозную реформу. На место поклонения богу Амону Ра, он выдвигает единый культ солнечного диска Атона. Против этого культа выступают жрецы бога Амона. Аменхотеп 4 ведет борьбу и покидает Фивы (старую столицу Египта)для того, чтобы построить новую столицу “Ахетатон”, что означает “Горизонт Атона”. Сейчас это небольшое местечко Эль-Амарна близ Нила.

2 ученик. Мне известно, что Аменхотеп поменял свое имя на Эхнатон - “Дух Атона”, т. к. считал себя сыном бога. Но фараон-философ удержал власть только 25 лет, ведь жрецы Амона стояли в решительной оппозиции. После его смерти, при правлении нового фараона Тутанхамона, Египет возвращается к старым богам.

3 ученик. Изменения в религии изменили и искусство. Символом главного божества Атона становится диск солнца, с исходящими от него лучами с кистями рук. (Показывает барельеф с изображением Эхнатона).

2 ученик. На этом барельефе фараон далек от идеализации, приукрашивания. Он представляется “живым” человеком со всеми его недостатками: удлиненное лицо, нескладная фигура, узкие плечи. Такого еще не было в древнеегипетском искусстве. Такое изображение по канону недопустимо.

1 ученик. Но его супруга Неферити - само совершенство. (В пшенте выходит ученица. Все восхищенно восклицают).

Ее скульптурный портрет был найден при раскопках в новой столице – Ахетатоне, в мастерской придворного скульптора Тутмоса. (Показывается изображение Нефертити). Взгляните, какая длинная шея, прекрасные миндалевидные глаза, подведенные черной краской. В ту пору не только женщины пользовались гримом, но и мужчины. Для большего реализма скульптор изобразил морщинки вокруг рта, что являлось большим новаторством для того времени.

3 ученик. Аменхотеп и Нефертити были образцовой парой и с нежностью относились к своим шестерым дочерям. Взгляните, господа, древний художник изобразил семью в непринужденной обстановке в часы отдыха. Поза фигур не статична, цветовая гамма приобретает новую тональность.

(Показывается изображение фрески Эхнатона и Нефертити с детьми). Особое внимание уделяется природе, впервые появляется пейзаж.

(Изображение вельможи на охоте).

1 ученик. Да! Эхнатон внес свежую струю в искусство Нового царства, личная жизнь фараона изображается более человечно. В Древнем Египте семья всегда являлась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Ребенок оставался при матери в течение 3 лет. Детей баловали и даже делали игрушки и игры. Волосы на голове детям брили, оставляя локон с одной стороны, называя его “локон юности”.

(Показывается рисунок).

3 ученик. Вот это познания! Значит, господа, я не случайно подметил - в гробнице Тутанхамона явно продолжены традиции Амарнского стиля.

2 ученик. Позвольте заметить, Тутанхамон был мужем одной из дочерей Эхнатона, но, к несчастью, умер, в 18 лет, так и не успев себя проявить.

4 ученик в роли другого археолога. Прошу прощения, господа, разве то, что вы видите на рисунках Роберта, не является шедеврами искусства, которые оставил после себя этот “незначительный человек”. Взгляните: показывает иллюстрации предметов искусства, найденных в гробнице: скульптуру, рельефы, ювелирные украшения, папирусы, мебель и т. д.

1 ученик. Ну что же, друзья, пора за работу. Какие сокровища нам предстоит еще открыть?