Технологии личностно-ориентированного урока

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Слово «технология» происходит от греческого слова «techne» – искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка технология - это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.

Классификация педагогических технологий. (Разработана Г.К.Селевко):

  1. По уровню применения выделяются технологии общепедагогические, частно методические (предметные) и локальные (модульные).

  2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и др.

  3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические.

  4. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развиваюшие.

  5. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные и др.

  6. По типу организации и управления познавательной деятельностью.

  7. По способам, методам и средствам обучения различают технологии; догматические, репродуктивные, творческие и др.

  8. По категории обучающихся.

К технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении относится метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Учебный проект определяется как нежесткое сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Основным принципом разработки личности – ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Урок – основной элемент образовательного процесса.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку:

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

  • использование проблемных творческих задач;

  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Особенность нынешнего этапа в развитии образования заключается в смене знаниевой парадигмы на познаниевую, то есть в перемещении акцентов с наполнения репродуктивными знаниями. Поворот от образования «для всех» к образованию «для каждого» как основа поворота к личности учащегося, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, творческому потенциалу.

Приложение 1.

1.12.2006