Проектная деятельность учащихся с использованием информационных технологий на уроках экономики

Разделы: Экономика


В ходе изучения экономики, мы установили, что рыночные механизмы устанавливают рамки деятельности любой фирмы. Но эти рамки – общие для всех фирм, вступающих на рынок. Между тем некоторые фирмы добиваются успеха, а их владельцы богатеют, тогда, как другие фирмы еле сводят концы с концами, а то и разоряются. Причина столь различных результатов коммерческой деятельности – неодинаковое умение руководителей фирм адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную экономическую политику фирмы. Правила такого выбора довольно универсальны, идет ли речь о маленьком семейном предприятии или гигантской фирме с десятками тысяч занятых. Конечно, изучить детально эти правила (бизнес-планирование) в рамках нашего курса невозможно, но получить общее представление и понять где могут подстерегать ошибки – задача реальная. Для этого мы сегодня на уроке познакомимся с некоторыми фирмами, которые через призму бизнес-плана познакомят нас с организацией своей коммерческой деятельности. Бизнес-план – это документ, в котором:

  1. Описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия.
  2. Анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться.
  3. Определяются способы решения этих проблем.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: “Стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы?”.

Предпринимательство как прогрессивная цивилизованная форма хозяйствования воспринимается как средство “Быстро стать богатым”, как тип не всегда честных дел. Поэтому для его изучения необходимы активные методы, где школьник сумел выразить своё отношение к этому явлению. Проектная деятельность на уроках экономики является одним из средств активизации познавательной активности учащихся в частности, в такой теме как “Предпринимательство и бизнес-планирование”. Одним из обязательных требований к проекту является использование информационных технологий.

Сущность проекта – деятельность предполагающая создание относительно достоверной модели действительности. Поэтому составление сценария проектов строится по принципу моделирование ситуаций.

Одно из важнейших особенностей проектной деятельности – сочетание противоположных установок: во-первых, признание реальности жизненной ситуации, которая моделируется в проекте, во-вторых, признание условностей этой ситуации. Поэтому, с одной стороны, здесь требуется фантазия, воображение, а с другой – владение определенной суммой теоретических знаний о данном явлении.

Проектная деятельность активизирует знания, вовлекая их в оборот непосредственного практического использования. Лучшие проекты участвуют в научно-практических конференциях регионального уровня. В прошлом году бизнес проект Ворошилова Александра был удостоен дипломом первой степени, что позволило Саше поступить на льготных условиях в Байкальский государственный университет экономики и права. (Приложение 1 – фильм в формате .wmv; Приложение 3 – аннотация к фильму)

Цели игры:

  • Познавательные:
  • освоение учащимися основных понятий по данной проблеме,
  • ориентирование в многообразных формах хозяйствования, их единстве и особенностях, в механизме организации предпринимательской деятельности, в его основных принципах.
  • Воспитательные:
  • развитие интереса у учащихся к изучению экономической теории,
  • помочь разобраться в этике экономических отношений, а именно – эффективной может быть деятельность, где есть профессионализм, честность, порядочность и гражданская ответственность, что подлинное предпринимательство – это повседневный кропотливый труд.

Предварительная подготовка:

  1. Выбор главных направлений предпринимательства и его организационно-правовых форм: частное индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, акционерное общество.
  2. Распределение “ролей”.

    а) Ребята делятся на творческие группы, каждая группа выступает как учредители фирмы. Название фирмы, характер деятельности определяются самостоятельно. Главное требование – максимальное моделирование реальной ситуации (ориентация на усольский потребительский рынок).
    б) Четверо-шестеро “корреспондентов” ведущих местных изданий, задача которых – интервьюировать представителей фирм.
    в) Четверо “независимых экспертов”, которые будут оценивать презентацию каждой фирмы по всем направлениям по 5-балльной системе. (Приложение 2.)

  3. Изучение литературы. Задача учителя – подобрать нужную для каждой группы учащихся дополнительную литературу, помочь разобраться в ней.
  4. Каждый проект представляется в виде презентаций (Power Point, возможно использование Flash). Все расчеты проекта выполняются в программе Excel, окончательные результаты бизнес-проектов “апробируются” в моделирующей программе Practice-pro 5.02 light.

Защита проектов:

1. Первый этап – “Визитная карточка фирмы”:

1.1. Название фирмы, его обоснование. Оно должно отражать характер выбранного направления деятельности.
1.2. Товарный знак (технический) фирмы. Он должен соответствовать названию, быть оригинальным и красочным.
1.3. Реклама фирмы. Главные требования: оригинальность, красочность, эмоциональность, доступность восприятия, грамотность.

2. Второй этап – “Ознакомление с деятельностью фирмы”.

Представители фирмы знакомят со своей деятельностью по направлениям, которые оговариваются заранее. Главная цель – как можно глубже изучить сущность предпринимательства, ознакомиться с понятиями издержек, прибыли, установить, каким образом предприниматель превращает товар в деньги, а деньги в товар.

2.1. Организационная форма предприятия: обоснование, характеристика. Учащиеся коротко обосновывают, почему для данного вида деятельности более всего подходит выбранная ими форма организации предприятия.

2.2. Как возникло предприятие? Этапы его организации. Организационная структура, управление, распределение обязанностей.

2.3. Стартовый (уставной) капитал. Источники формирования, величина капитала, счет в банке, использование кредита.

2.4. Маркетинг-план:

2.4.1. Предполагаемые конкуренты, их оценка.
2.4.2. Потенциальные потребители продукции или услуг данной фирмы.
2.4.3. Новизна товара или услуги. Методы стимулирования продаж. Организация сервиса. Способы, которыми фирма будет добиваться хорошей репутации своих товаров и услуг.

2.5. Производственная программа:

2.5.1. Материально-техническое обеспечение (взято в аренду, куплено на собственные деньги или использование кредита).
2.5.2. Формирование затрат и проблема ценообразования. От учащихся не требуется точных расчетов издержек (себестоимости) и коммерческого ценообразования. В лице представителей фирм на условных примерах они должны показать знание основных экономических понятий: издержки, цена, прибыль, выручка.
2.5.3. Экономические связи с другими фирмами: где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырьё, материалы; какова репутация поставщиков; есть ли связь с заграничными фирмами.
2.5.4. Пути повышения рентабельности (прибыльности) фирмы.
2.5.5. Перспективы развития фирмы (прогноз на будущее).

2.6. Социальная программа фирмы: уровень оплаты труда, забота предприятия о своих работниках, спонсорство и др.

3. Третий этап – Вопросы “корреспондентов”:

Примерные вопросы:

  1. Не противоречит ли законодательству первоначальный этап деятельности предприятия?
  2. Как предприятие страхуется от банкротства?
  3. Почему фирма уверена, что её продукция (услуга) найдет спрос?
  4. Как предприятие полагает использовать полученную чистую прибыль?
  5. Какие формы поощрения своих работников использует фирма?
  6. Как удается выдерживать конкуренцию однотипных с фирмой предприятий?
  7. Имеет ли предприятие валютные счета? Как использует их?

4. Четвертый этап – Экспертная оценка.

5. Заключительное слово учителя.

Рекомендуемая литература:

  1. Комаров В.Ф. Управленческие иммитационные игры. – Новосибирск, 1989.
  2. Липсиц И.В. Экономика. Том 1 – М., 2002.
  3. Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием. – Саратов, 1990.
  4. Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Мир рыночной экономики: Сборник деловых игр. – М., 1992.
  5. Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Деловая игра в экономической подготовке школьников: Сборник методических разработок. –М., 1992.
  6. Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Практическая экономика. Метод разработки эконом. Практикумов и деловых игр к курсу “Основы экономики и предпринимательской деятельности”. – М., 1993.
  7. Хоккен П. Я начинаю дело. – М., 1993.