Повторительно-обобщающий урок по теме: "Давление". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


После изучения темы “Давление” в 7 классе уже несколько лет провожу повторительно-обобщающий урок, к которому готовимся на протяжении всего времени изучения темы. Все ученики делятся на 6 групп и получают персональное задание. В группах назначается старший. Но в одну группу № 6 подбираю ребят, которые кроме хороших знаний имеют наиболее выраженные исследовательские умения, а также умеют работать с современной техникой, такой как цифровой фотоаппарат и компьютер. Потому что полученные данные им необходимо будет обрабатывать, редактировать и создавать презентацию. В каждой группе должны быть ученики, которые умеют работать с программой, позволяющей создавать презентации, так как это необходимо, чтобы представить результат своей работы.

Количество вопросов в вопросниках специально подобрано много, для того чтобы более полно обобщить знания учеников и в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам определяет, сколько заданий и в каком классе (по уровню подготовки) необходимо выполнить.

Цели урока:

  • образовательные – систематизировать

знания учащихся о давлении, оказываемом телами в различных агрегатных состояниях;
умения применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач.

  • воспитательные – продолжить формирование моральных, волевых и эстетических качеств личности,
  • развивающие – продолжить работу над развитием внимания, мышления и речи учащихся, а также представлений о применении человеком знаний о давлении различных тел в быту и технике.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Повторение и обобщение изученного материала по теме: “Давление”.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

В течение последних полутора месяцев мы с вами изучали, как оказывают давления тела, находящиеся в различных агрегатных состояниях. От чего зависит это давление, как его можно вычислить и измерить. А сегодня мы повторим и систематизируем наши знания.

Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

Вопросник №1.

  1. Что называется давлением?
  2. От чего зависит давление тела?
  3. Как давление тела зависит от действующей силы?
  4. Как давление тела зависит от площади опоры?
  5. Приведите пример зависимости давления тела от действующей силы.
  6. Приведите пример зависимости давления тела от площади опоры.
  7. Какой буквой обозначается давление?
  8. В чём измеряется давление?
  9. Как передают давление твёрдые тела?
  10. Что является причиной давления твёрдых тел?
  11. Может ли человек изменить своё давление на пол? Как?

Молодцы! О давлении твёрдых тел вы уже знаете всё. А сейчас настало время применить свои знания для решения задач. Достаньте вопросник № 2.

- По вопроснику № 2 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.

Хорошо, вопрос о давлении твёрдых тел рассмотрели.

  1. Скажите, пожалуйста, а кроме твёрдого, в каких ещё агрегатных состояниях могут находиться тела?
  2. Жидкие и газообразные тела могут оказывать давление?
  3. Если да, то, что является причиной давления, оказываемого жидкостями и газами?

О том, как и почему жидкости и газы оказывают давление на окружающие их тела, нам расскажут ребята из 1 группы. (Приложение)

А сейчас мы решим несколько задач. Достаньте вопросник № 3.

- По вопроснику № 3 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живём?
  2. Благодаря чему возможна жизнь на нашей планете?
  3. Скажите, атмосфера оказывает давление на нас?

О том, что такое атмосферное давление нам расскажут ребята из 2 группы. (Приложение)

А сейчас мы решим несколько задач на вычисление атмосферного давления. Достаньте вопросник № 4.

- По вопроснику № 4 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.

Ребята, вот мы с вами вспоминали, что жидкости и газы оказывают давление на дно и стенки сосуда, а также на тела в них находящиеся.

  1. Существуют какие-либо особенности при погружении тел в жидкость или газ? Какие?
  2. Что это за сила и куда она направлена?

Об Архимедовой силе нам расскажут ребята из 3 группы. (Приложение)

Так всё-таки, от чего зависит выталкивающая сила?

Сейчас мы решим несколько задач на вычисление выталкивающей силы, условия которых находятся в вопроснике № 5.

- По вопроснику № 5 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.

Молодцы! Кто-нибудь из вас знает, как и где человек использует выталкивающую силу?

Подробней об этом нам расскажут ребята из 4 и 5 групп. (Приложение)

Сейчас решим несколько задач, которые находятся в вопроснике № 6.

- По вопроснику № 6 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.

Среди нас есть ещё одна группа: “Экспериментаторы”. Эти ребята своими руками проделали несколько опытов, о результатах которых они сейчас и расскажут.

Выступает 6 группа. (Приложение)

Ребята! На уроках мы ещё изучали сообщающиеся сосуды.

  1. Какие сосуды называются сообщающимися?
  2. Приведите примеры сообщающихся сосудов.
  3. Каким свойством обладает жидкость в сообщающихся сосудах?
  4. У человека есть сообщающиеся сосуды? Например?
  5. Оказывает ли давление кровь, протекая по сосудам?
  6. Можно ли измерить кровеносное давление?
  7. Какие приборы вы знаете для измерения кровеносного давления?

О приборах измеряющих кровеносное давление нам расскажут ребята из 6 группы.

Спасибо всем! Вот мы и повторили весь материал, который изучали.

Подведение итогов:

Сейчас давайте заполним таблицу, которая находится у вас на партах.

Характеристики Агрегатные состояния
Твердые тела Жидкости Газы
1. Что является причиной давления    
2. Как передаётся давление    
3. От чего зависит давление    
4. Как вычисляется давление    
5. Как измерить давление      

Выставление оценок за работу на уроке и над проектами.

Домашнее задание: Закончить заполнение таблицы и вклеить её в тетрадь.