Урок в 3-м классе на тему: "Логика и информация"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Образовательные: Систематизировать взгляд на роль и значение информации, представление об источниках информации, наиболее важных для современного общества, учить делать выводы из двух суждений.
  • Развивающие: Развивать внимание и логическое мышление.
  • Воспитательная: Учить работать в группе, воспитывать культуру высказывания, толерантность.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Место в учебном плане: последний урок по теме “Логика и информация”.

Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологии: информационные (компьютерные), групповая работа.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • Компьютеры
  • Проектор
  • Экран
  • ММК “Логика”. Авторы Карманова Л. В. , Плетнева М. С.
  • Прикладная программа “Страна Фантазия” к методическому пособию по информатике авторов Тур С. Н. и Бокучавы Т. П.
  • Образцы заданий (у каждой группы)
  • Рабочие тетради

Приложение

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Упражнения на внимание (Работа с ММК “Логика”) – 4 мин.
  3. Проверка домашнего задания – 2 мин.
  4. Логическая разминка – 3 мин.
  5. Повторение изученного материала – 10 мин.
  6. Гимнастика для глаз – 2 мин.
  7. Работа с прикладной программой “Страна Фантазия” в разделе “Логика” и с ММК “Логика” – 10 мин.
  8. Подведение итогов урока – 4 мин.
  9. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

1. Оргмомент.

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы должны проделать большую работу по изученной теме. А для этого нам нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. Поэтому предлагаю выполнить сейчас упражнения на внимание.

2. Упражнения на внимание.

Пересядьте за компьютеры. На рабочем столе откройте папку “ММК для начальной школы”. Курс “Логика” - Оглавление – гл. 5 “Банк логических задач” - верхний этаж, правая сторона – “Внимание” - задание № 3 “За 1 минуту покажи по порядку числа от 1 до 25”. Не забудьте зафиксировать результат.

Дети выполняют задание.

- Сравните свои сегодняшние результаты с предыдущими. Есть ли продвижение? Если да – очень хорошо, если нет – не огорчайтесь: терпенье и труд дадут свои плоды.

- Поскольку мы находились в главе “Банк логических задач”, а домашним заданием и была как раз логическая задача, предлагаю сразу проверить ее решение.

3. Проверка домашнего задания.

Напомните условие задачи.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:

1) Коля ни первое, ни четвертое;

2) Боря второе;

3) Вова не был последним;

Какое место занял каждый мальчик?

- К задачам какого вида относится домашняя задача? (Нахождение по соответствующим признакам; решается в таблице)

Вам хватило информации для ее решения?

Дети объясняют решение, выводят ответ.

- Молодцы! Вы замечательно справились с домашним заданием!

- Ну, раз у вас так хорошо получается решать задачи, попробуйте решить эти.

4. Логическая разминка.

1. Алеша живет в своем доме вместе с папой, мамой и братом. А еще с ними живут собака, две кошки, два попугая и четыре золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома? (В зависимости от того, считать ли лапы животных ногами. )

К какому виду можно отнести эту задачу? (Задача с неполной информацией. )

2. А вот наблюдение одного писателя:”… Я сижу за столом и пишу. Когда я перевожу взгляд, то вижу на столе нечто самое тонкое на свете, нечто имеющее длину и ширину, но вовсе не имеющее толщины!”

-Что это, как вы думаете? (тень)

- Замечательное решение!

5. Повторение изученного материала.

- Вот за то время, что идет наш урок, мы несколько раз употребили слово “информация”. Не может ли кто-нибудь из вас напомнить, что такое информация?

(Информация – это сведения об окружающем нас мире. )

- А что является для нас источником информации? (Дети называют источники информации. В конце их ответов учитель открывает схему на доске, по которой класс проверяет, все ли источники информации названы. )

СХЕМА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Книги
  2. Пресса
  3. Радио и телевидение
  4. Устные сообщения
  5. Интернет

- От чего зависит ценность информации? (От ее свойств. )

- Назовите свойства информации. (Дети перечисляют свойства информации. После их ответов учитель открывает на доске схему, по которой происходит проверка ответов)

СХЕМА СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

  1. Полнота
  2. Понятность
  3. Достоверность
  4. Полезность
  5. Своевременность

- А какие действия с информацией человек может выполнять? (Дети отвечают. Проверка ответов происходит по схеме. )

СХЕМА ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ

  1. Передача
  2. Кодирование
  3. Поиск
  4. Обработка (преобразование)
  5. Хранение и др.

- На уроке какие действия с информацией мы можем производить? (Передавать, обрабатывать, кодировать, раскодировать и т. д. )

- Очень хорошо! Теперь проверим на практике кое-какие действия. (На столе лежат “шифровки” и “шифровальные таблицы”. Задание для работы в группах – одинаковый текст в разной кодировке – в прямой и обратной. )

- Что за текст вам достался? (Шифровка)

- Каким образом закодирован? (Дети называют вид кодировки. )

- Возьмите нужную таблицу кодировки.

- Посоревнуемся? Кто быстрее раскодирует свой текст? 1, 2, 3. Начали! (Дети работают в группах. ) Текст: ПЕРЕСЯДЬ ЗА КОМПЬЮТЕР

- Вы замечательно потрудились. А теперь сделайте вывод из этих суждений:

На доске:

Все, кто расшифровал сообщение – молодцы.
Я расшифровал сообщение.
…………………………………………………. .
(Я – молодец) – эти слова выводят дети.

- Великолепно. А как вы считаете, нам нужно уметь делать правильные выводы?

- Где нам это может пригодиться? (Ответы детей: “ В жизни, на уроках, в будущем. ”. )

- Тогда давайте потренируемся делать правильные выводы при помощи компьютерных программ. Только предварительно сделаем гимнастику для глаз.

6. Гимнастика для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

7. Закрепление знаний.

Дети садятся за компьютеры. Работа в прикладной программе “Страна Фантазия” в разделе “Логика” - 3 класс – выводы из пары утверждений (всего 8 кадров).

- Я даю вам пять минут. Каждый может выполнить разное кол-во заданий. Постарайтесь понять, что вызывает у вас трудность? Что было сложно?

По окончании пяти минут, остановить работу и спросить у детей какое кол-во заданий кто выполнил, были ли трудности при выполнении заданий, какого рода трудности присутствовали.

- А теперь поработаем в мультимедиакурсе “Логика”.

Дети закрывают программу и переходят к ММК”Логика”.

Путь: ММК”Логика”- Глава 2 – параграф 3 “Умозаключение” – 4-ый кадр”выбери правильный вывод (заключение) – 6-ой кадр “ выбери правильный вывод”.

Дети работают самостоятельно.

8. Итог урока.

Мы учились делать выводы из суждений. А какой вывод сделаем из нашего урока? Я предлагаю составить синквейн.

1. Урок. (Имя существительное)

2. Два имени прилагательных про него. (Интересный, нужный)

3. Три глагола. (Обучает, идет, кончается)

4. Предложение про него, но нельзя использовать уже записанные слова (предложение из четырех слов). (Он заставляет думать. )

5. Одно имя существительное, синоним. (Учеба, образование…)

9. Домашнее задание.

Запиши в тетради свой порядок выполнения домашнего задания (подготовка к новой теме).