Повышение квалификации учителей в условиях профилизации городской школы

Разделы: Администрирование школы


Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.

На сегодняшний день пути повышения квалификации учителя в школе профильного обучения разнообразны: работа в методическом объединении школы; курирование молодого учителя опытным наставником, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые в последние годы интенсивно реконструируются, ищут новые формы и методы работы. Проводятся фестивали педагогического мастерства, работают школы молодого педагога, клубы молодых учителей.

У всех форм повышения педагогической квалификации учителей есть цель – помочь учителю в решении актуальных задач, предоставить возможность выбора, многообразных, гибких, мобильных и динамичных путей обучения, стимулировать профессиональный рост и развитие.

Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.

Овладение навыками такой аналитико-проектировочной деятельности возможно только в рамках методической подготовки, что является основополагающим аспектом содержания методической работы.

Не менее важным является и общедидактический аспект методической работы, поскольку многие затруднения педагогов лежат в области дидактики.

Повышение в последнее время социальной ответственности учителя делает актуальным еще один аспект содержания методической работы – общекультурный. Проблемы данного направления теснейшим образом связаны с частнометодическими и психологическими затруднениями в педагогической практике. Знание культурных общечеловеческих ценностей позволяет учителю, как обогатить содержательную сторону преподаваемого предмета, так и свободно вращаться в молодежной среде школьников.

Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю. Помочь ему в этом, призваны методические службы разных уровней системы повышения квалификации.

С целью активизации аналитической исследовательской и продуктивной исследовательской и продуктивной деятельности учителей в системе повышения квалификации используются разнообразные формы и методы. Так, в ходе курсовой подготовки, существенное значение приобретает увеличение удельного веса практических занятий, семинарских занятий по обмену опытом, самостоятельные творческие работы учителей. Хорошо принимаются учителями и дают положительные результаты деловые игры, включение в проектную деятельность, метод поиска решения проблемных ситуаций и т. д. Применение методов, позволяющих включать учителей в активную деятельность по усовершенствованию своих знаний и умений, существенно повышает эффективность курсовой подготовки.

Одной из важных составляющих методической работы является коллективная и индивидуальная деятельность в рамках единой методической темы школы.

Самой распространенной формой коллективной методической работы является методическое объединение учителей. Эта форма методической работы наиболее удобна при выявлении и ранжировании методом проблемного анализа затруднений, наиболее характерных для педагогов данного предмета или цикла, а также для коллективного поиска оптимального решения проблемы.

Отметим, что методобъединения и временные творческие группы являются также субъектами организационной структуры системы методической работы.

Существует такие формы методической работы, как психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции и педагогические чтения, которые постоянно востребованы педагогами в ходе их диагностической и прогностической деятельности.

Индивидуальными организационными формами повышения квалификации являются наставничество, консультации. Наиболее часто они используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.

Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью кратковременной активизации аналитической и прогностической деятельности педагогов. Эти формы достаточно специфичны, чем объясняется отнесение их разными авторами то к формам, то к методам повышения квалификации. На наш взгляд, ролевые игры и мозговые атаки как формы адекватны эвристическому и проблемному методам методической работы при реализации образовательной функции.

Одной из форм активного профессионального потенциала учителя являются семинары. Семинары – форма теоретических занятий, построенные на самостоятельной работе обучаемых с литературой. Ведущая цель – приобретение и углубление теоретических знаний, их уточнение, осмысление, формирование педагогического мышления и собственных убеждений. Получаемые в ходе подготовки к семинару умения направлены на обслуживание процесса приобретения знаний: умение работать с литературой, умение организовывать свой самостоятельный труд, умение оформить разными, способами полученный материал, написать конспект, реферат, аннотацию, рецензию и т.п., умение четко и лаконично представить и защитить свои идеи, вести дискуссию, полемику.

Потребность в профессиональном совершенствовании во многом определяет роль и место самообразования.

Самообразование – фактор развития личности и деятельности учителя в процессе разрешения тех противоречий, которые характерны для этапа становления профессионала. Социально-профессиональная позиция, формирующаяся в процессе становления, оказывает регулирующее воздействие на направленность и содержание самообразования. Самообразование – качественно новая форма присвоения социального опыта. Оно призвано компенсировать недостатки вузовской подготовки, совершенствовать и систематизировать знания, полученные ранее, способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, осмыслению передового педагогического опыта и становлению самостоятельности.

Профессионально ориентированное самообразование – потребность значительной части педагогов. Позиция активного субъекта педагогической деятельности порождает стремление к осмыслению своей работы с позиций психолого-педагогической науки. Но при всей ценности подобной направленности самообразование все же ограничено сферой профессиональной деятельности и ориентировано на личностное развитие. Поэтому оно в значительной степени связано с компенсаторными и адаптивными целями, чем обогащением творческого потенциала личности, которое, по существу, является необходимым условием непрерывности образовательного процесса.

Пути формирования грамотного и серьезного отношения к творчеству и стандарту в процессе подготовки учителя многообразны. Это, прежде всего, осмысление семантики этих понятий на занятии. Выявление собственного творческого потенциала у большого числа учителей средней общеобразовательной школы №5 им. Н.О.Кривошапкина дало неожиданно убедительно высокий показатель: у 74,2% он определяется как вполне нормальный (от 30 до 45 баллов), у 22,1% – как значительный (свыше 47 баллов), у 3,7% – как не очень значительный (ниже 23 баллов).

Интересные данные, характеризующие как общую, так и собственно профессиональный уровень, и эрудицию, уровень сформированности самообразовательной деятельности, были получены в результате анкетирования 52 преподавателей. На вопрос о значении самообразования в педагогической деятельности, ответы были положительные: ключевое, ведущее, огромное, важное, главное, основное; “это основа совершенствования”, “повышает педагогическое мастерство, помогает быть в курсе всех событий”; “без него невозможен преподаватель”; “это основа творчества на долгие годы”.

Источниками профессионального педагогического самообразования были названы правильно: общение, литература, периодическая печать, изучение опыта работы, наблюдение, эксперимент, работа над методической темой.

Выясняя в ходе исследования, что может побудить или побуждает учителя к самообразованию, мы получили от учителей следующие ответы:

47% – учителей побуждает к самообразованию потребность в знаниях и интересах к ним;

28% – требования жизни и педагогической профессии, потребность в освоении новых идей, новаторского опыта;

23,7% – желание овладеть методами анализа, оценки и обобщения результатов собственной работы;

0,6% – стремление утвердится среди коллег, родителей, завоевать авторитет;

0,7% – под давлением внешних обстоятельств.

Уровни сформированности профессионального педагогического самообразования.

Сформированность самообразовательной деятельности, прежде всего, выявлялась по карте оценки и самооценки, а также результатам самой деятельности: накопленный и систематизированный педагогически значимый материал; подготовленные сообщения по опыту своей работы, уровень психолого-педагогической информированности; степень сформированности самообразовательной деятельности у учащихся.

Личностная и профессиональная Я-концепция определялась по тестам (Д. Кэттэла, Д.Ж. Роттера, К. Томаса) и специальными упражнениями.

В процессе длительного накопления материала были выделены группы по наличию установок на профессиональное самообразование и уровню сформированности, культуры самообразовательной деятельности можно сделать вывод, что существуют группы:

1 группа – со зрелым профессиональным педагогическим самообразованием (до 65%).Ее составляют учителя, имеющие ярко выраженную познавательную активность. Установка на непрерывное самообразование является элементом их сознания. Учителя, входящие в эту группу, хорошо информированы в области научных достижений психологии и педагогики, передового и новаторского опыта, хорошо знают свой предмет и смежные предметы. Личностное и профессиональная Я-концепция позитивны; себя они принимают в меру положительно, развиты чувства достоинства, самоуважения и гордости.

2 группа – с высоким уровнем культуры профессионального педагогического самообразования (до 27,8%).Учителя, составляющие эту группу, также очень активны в поисках информации, но их общий познавательный потенциал несколько ниже. Они открыты к знаниям. В целом владеют технологией самопознания и самообразования.

3 группа – со средним уровнем культуры профессионального педагогического самообразования (до 3, 9%).Новую информацию принимают, но более спокойно. Самоанализом педагогической деятельности занимаются редко под давлением внешних причин. Уровнем результативности педагогической деятельности средний и низкий. Если учителя, работающие на уровне эталона профессии, но творчество в своей деятельности не проявляют.

4 группа – с низким уровнем культуры профессионального педагогического самообразования (до 2,5%). В этой группе преобладают только организованные формы самообразования, к учебным занятиям готовятся по методическим рекомендациям или пользуются старыми разработками. Общепедагогическое самообразование ограничивается эпизодическим выборочным чтением отдельных педагогических журналов. Уровень профессиональной деятельности низкий. Методикой самообразования не владеют.

5 группа – с нулевым уровнем профессионального педагогического самообразования (0,8%). Практически профессиональным самообразованием не занимаются. Ничего нового в свою работу не вносят. Самоанализ своей деятельности не производят. Педагогическая направленность в большинстве случаев отсутствует. От любых форм самообразования и повышения квалификации уклоняются.

Таким образом, имея реальное представление о методической службе деятельности, в школе нами были сформированы ведущие задачи методической службы:

  • удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов;
  • активизация профессионального потенциала учителя;
  • взращивание новых профессиональных потребностей, находящихся в зоне развития педагога.

Обеспечение мотивационных, научно-методических условий для включения учителей в творческий поиск по осознанному преобразованию собственной практики.

Формами, реализующими эти задачи, явилось проведение “педагогических мастерских”, семинаров, конференций, круглых столов, практикумов, деловых игр.

Существенная особенность – контекстное обучение (метод погружения, интенсив, атмосфера сопричастности). Оно направлено не только на повышение профессионального уровня, но и на развитие деятельности учителя, на выработку у него умения взаимодействовать с коллегами в школьных “командах”, сообщество и за их пределами.

Так, через анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, педагог в зависимости от своих личностных, персональных особенностей, трансформирует применительно для себя получение знаний. Это становится возможным благодаря его мыслительной, организационной и преобладающей деятельности.