Обогащение предметно-речевой среды: "Домик Гоши-Говоруши", "Подарочные коробки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, то подготовить такого ребенка, имеющего общее недоразвитие речи к школе требует от педагогов терпения, знаний индивидуальных особенностей детей этой категории, знания структуры речевого дефекта и, конечно, же неуемной фантазии.

Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Большое внимание логопедами и воспитателями уделяется оборудование в группах специальных речевых коррекционных уголков. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к тому, что такие речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования:

  • Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
  • Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
  • Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.
  • Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Не следует перегружать уголок оборудованием.
  • Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Оформление речевого уголка в подготовительной к школе группе МДОУ “Детского сада комбинированного вида №13 “Родничок”

Для создания данного уголка нам потребовалось превратить ранее используемый дом, в качестве стационарного оборудования и которое было, на наш взгляд, уже не актуально, в яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”

Края крыши мы украсили разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.

Чердачное окошко используется под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме). По всей крыши натянута леска, на которую можно с помощью зажимов для волос прицеплять картинки.

В окно дома вмонтировано зеркало, которое закрывается занавеской.

Над окном размещены три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать:

– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.

– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков

– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).

Срезы бревен мы оживили яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).

Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”

Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика из-под йогурта, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).

Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки: гласный – согласный соответственно красный – серый, звонкий – глухой соответственно на сером фоне колокольчик – на сером фоне перечеркнутый колокольчик, твердый – мягкий соответственно синий – зеленый.

Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, мы расположили магнитную доску, облагороженный кусок ковролина.

Используя различные свойства этих предметов, мы закрепляем у детей зрительный образ буквы, тренируем их моторику, развиваем оптико-пространственные отношения, прививаем интерес к письменной речи.

Все необходимые атрибуты: магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.

Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.

Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности. Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.

На заднем плане дома расположено солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.

Педагог может предложить ребенку назвать цвет бантиков, например, от розового, до синего справа на лево и т. д.

Наступают новогодние праздники, предприятия выпускают подарки в красивых коробках. Но вот сладости съедены, коробку выбросить рука не поднимается, а ребенку, наигравшись с ней, все равно, не хочется расставаться.

Предлагаем варианты игр, с применением этих подарочных упаковок. Вот так можно возродить жизнь коробке.

“Украсим елочку”

  • Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, выделять начальный и конечный гласный и согласный звук, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
  • Материал: макет елочки, на которой из проволоки крепятся маленькие петельки, небольшие круги с крючком “елочные шары” с наклеенными предметными картинками. К шарикам прицеплен маленький гардинный крючок; слоговые схемы – “гирлянды”
  • Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых

нарисована картинка с определенным количеством слогов, повесив данный шарик, на то место, где размещена гирлянда с соответствующим количеством лампочек. Ребенок вешает игрушки-шары на петельки с помощью крючка. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

“Волшебный ларец”

  • Цель игры: закрепление умения детей дифференцировать звуки по твердости и мягкости, автоматизация поставленных звуков в словах.
  • Материал: подарочная коробка в виде шестигранника. Грани коробки обклеены синей и зеленой пленкой. На каждой грани по два кармашка; набор предметных картинок, подобранных соответствующим образом (С-СЬ, З-ЗЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, П-ПЬ, М-МЬ, В-ВЬ и т. д.)
  • Ход игры:

Вариант 1. Логопед определяет группу дифференцируемых звуков. Играет один ребенок. Ребенок раскладывает картинки на столе. Логопед предлагает ребенку поместить картинки в соответствующие кармашки. Ребенок находит картинку, называет ее. Логопед уточняет правильность выбора. Ребенок помещает в кармашек ларца.

Вариант 2. Играют два ребенка. Каждому ребенку предлагается по 8 картинок (по 4 картинке с мягким звуком, 4 картинки с твердым звуком). Выигрывает тот, ребенок, кто быстрее и правильно поместит все свои картинки на грани ларца.

“Веселый паровозик”

  • Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах; упражнение в классификации понятий “Домашние животные”, “Животные леса”, “Животные Юга”, “Животные севера”, развитие слухового внимания.
  • Материал: подарочная коробка в виде красочного паровозика с окнами-кармашками, размещенными с двух сторон по три штуки. На кармашках соответственно наклеено от одной до тех звездочек; набор картинок с изображением животных -"пассажиров"; картинки – остановки с изображением леса, джунглей, природы Севера.
  • Ход игры: Логопед предлагает из набора картинок выбрать только тех животных, в названии которых встречается, например звук С (лось, лиса, барсук, носорог, слон, барс) и разместить этих животных в соответствующие вагончики. Номер вагона должен соответствовать количеству слогов. Ребенок выбирает нужную картинку, повторяет слово по слогам и вставляет картинку в соответствующий вагон.

Пассажиры едут в поезде. Каждого надо высадить на его остановке. Слушай внимательно название остановок и высади пассажира. Ребенок, воспринимая на слух название остановки, высаживает пассажиров, называет картинки.

“Необычный рейс”

  • Цель игры: закрепление умения детей находить место звука в слове, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах.
  • Материал: подарочная коробка в виде красочного самолетика. Корпус самолета разделен яркой полосой на три части. (Кабина, салон, хвост). Каждая часть имеет кармашки; набор предметных картинок.
  • Ход игры: Логопед называет один из изображенных предметов (материал дается на слух). Ребенок подбирает соответствующую картинку, проговаривает слово, удлиняя отрабатываемый звук, и размещает картинку в нужную часть самолета. (Кабина – начало слова, салон- середина слова, хвост – конец слова)

Можно попросить ребенка придумать предложение с любым из изображенных предметов.

“Замок звуков”

  • Цель игры: закрепление умения детей дифференцировать звуки по звонкости и глухости, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах.
  • Материал: подарочная коробка в виде красочного замка. На верхушках башен расположены флажки. Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги. На одном флажке изображен колокольчик, а на другом флажке перечеркнутый колокольчик. На каждой башенке наклеены кармашки. На месте ворот приклеена коробочка для картинок. Картинки подбираются соответственно дифференцируемыми звуками. (В-Ф, Г-К, Ш-Ж, П-Б, Д-Т, С-З).

Ход игры:

Вариант 1. Играет один ребенок. Ребенок достает картинки из кармашка, раскладывает их на столе. Логопед предлагает ребенку найти картинку в названии которой, например слышится звонкий звук Д. Ребенок находит картинку, называет ее. Логопед уточняет правильность выбора. Ребенок помещает в кармашек-окошечко соответствующего замка. Аналогично со звуком Т. Задания логопед дает в разнобой. В конце игры ребенок называет “жильцов” башни-глухих звуков и башни – звонких звуков. И придумывает предложение с парой картинок, например, со словами ДОМ-ТОМ.

Вариант 2. Играют два ребенка. Заранее обговаривается на какой звук они будут искать картинки. Дети по очереди достают картинки из кармашка, называют слово. Если картинка не подходит, то ребенок ее возвращает на место. Выигрывает тот, ребенок, чьи окошки замка быстрее заполнятся.