Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: "Наречие. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить представления детей о наречиях;
  • зависимость наречий от глаголов и связи, которые существуют между ними;
  • формировать навык правописания наречий, развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию детей.

Ход урока

1. Оргмомент.

Запись числа. Объяснить орфограммы.

2. Чистописание.

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А из каких частей речи строится речь?

В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем людей, животных, предметы, явления природы – это что? (имена существительные)

Напишем букву Сс.

- то, какие предметы, - это имена прилагательные. Пп

- количество, порядок при счете – это числительные. Чч

- их действия или состояние – Это глаголы. Гг

- слова, которые заменяют имена сущ., имена прилагательные – местоимения. Мм

- слова, которые поясняют глаголы и прилагательные, не изменяются, наречия. Нн

Сс Пп Чч Гг Мм Нн

- Что объединяет все эти буквы?

- На какие группы их можно разделить? (Зв – глух, парн – непарн, всегда мягкие)

3. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о наречии. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, знание правил, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Вы готовы продолжить работу?

А) Прочитайте отрывки из стихотворений, подберите подходящие по смыслу слова.

(тихо) …, … снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой. (М. Познанская)
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
хомка ….(раненько) встает,
Чистит лапки, ВОДУ ПЬЕТ. (А. Каменчук)

Якорь спущен за корму,
И приходится ему
…. (глубоко) на дне лежать,
Пароход за цепь держать.

- Прочитайте слова, которые подобрали. (тихо, раненько, глубоко)

- Что их объединяет? (наречия)

- Чем наречия отличаются от других частей речи? (не изменяются)

- Что свидетельствует об их неизменяемости? (нет окончания)

- Какова роль наречий в языке? (делают нашу речь более яркой, образной, точной)

Итак, мы выяснили, что наречия делают нашу речь более яркой, образной, точной. Они достаточно часто встречаются в речи, и мы должны уметь грамотно их писать.

Б) Работа с перфокартами:

- Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, объясните друг другу написание слов.

1 в.

2 в.

Налев.. нак.нец
Справ.. неуклюж..
Досыт… певуч…
С.годня с.йчас
Горяч… влев…
Засв.тл.. сначал..
Свеж.. с.годня

Взаимопроверка (на доске 2 человека выполняют задание и проверяют)

- Какие правила правописания наречий мы повторили?

- На какие группы можно разделить все наречия? (по значению, способу образованию, орфограмме в конце слова)

- Запишите их в три столбика, разделив по значению.

Место д., образ д., время д.,
Налево досыта сегодня
Справа горячо засветло
Влево свежо сейчас
Наконец
Неуклюже
Певуче

- Составьте словосочетания с наречиями места действия, запишите их.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какие части речи поясняют наречия? (глаголы)

В) Прочитайте четверостишье.

Серый день п.лзёт л.ниво, (Учитель- ученик)
И болтают нест.рпимо
(на ) ст.не ч (а, я) сы ст.нные
..зыком неутомимо. (А. Фет)

- Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

- Что можете рассказать о предложении? (Сложное)

- Докажите, что предложение сложное (имеет 2 основы)

Разбор 1 части сложного предложения по членам предложения и частям речи.

(повеств., невосклиц., распростран.)

- Выписать словосочетания:

День (какой?) серый; (согласование)

Ползет (как?) лениво (примыкание)

- Как образованы наречия лениво, нестерпимо, неутомимо? (от прилагательных при помощи суффикса О).

4. Физкультминутка.

- Если услышите наречие – присядьте, сущ., - прыжок.

(бок, вбок, вверх, верх, наверх, по-лисьи, лиса, заяц, по-заячьи, отец, даль, вдаль, по-отцовски, конец, наконец, тихо)

5. Творческое задание.

- А теперь я предлагаю вам творческое задание.

- Вспомните, что такое фразеологизм?(устойчивый оборот речи)

- Замените фразеологический оборот словосочетанием наречие + глагол, помня о том, что наречие делает язык более точным, конкретным.

Комар носа не подточит (сделать безукоризненно)

Как по маслу (сделать хорошо)

Разнести в пух и прах (сильно ругаться)

- А теперь наоборот - подберите фразеологизм к наречию.

Рано (ни свет ни заря)

Идти медленно (черепашьим шагом)

Бежать быстро (сломя голову, нестись во весь дух)

- Почему испытывали затруднения? (надо больше читать, пополнять словарный запас)

6. Обобщение.

- О какой части речи говорили? Какие представления о наречии нам удалось уточнить?

Более глубоко вы будете изучать наречия в средней школе.

7. Домашнее задание: сочинить четверостишье, используя наречия:

………. далеко

………..глубоко

………..весело

……….. высоко.

11.01.2007