Тематический контроль по дисциплине: "Основы этики и эстетики"

Разделы: Социальная педагогика, МХК и ИЗО


Методические рекомендации

Тематический контроль состоит из 2 блоков: блок А - проверка теоретического материала, блок Б состоит из вопросов и заданий, носящих личностный характер и ориентированных на возможность индивидуального этического толкования.

Вопросы и задания блока А студенты должны выполнять по вариантам: 1 вариант - нечетные номера, 2 вариант - четные номера.

Из блока Б студенты выполняют любые 2-3 задания (по указанию преподавателя или по выбору студентов).

Раздел 1. Основы этики

Контрольная работа 1

Тема 1. 1 Предмет, функции и задачи этики, ее значение в обществе

Тема 1. 2 История развития этической мысли

Блок А. Вопросы и задания

  1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия?
  2. Кто впервые ввел термин этика?
  3. Что является предметом изучения этики?
  4. Каковы основные задачи этики?
  5. Что является центральной проблемой этики?
  6. Назовите основные функции этики.
  7. Как называется первый специальный труд по этике?
  8. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях?
  9. Назовите нравственно-этические учения Древней Индии.
  10. Какая философская школа Древней Индии была наиболее радикальной и нетрадиционной в постановке и решении этических проблем?
  11. Кто был основателем буддизма?
  12. Как называется этическое учение Древнего Китая, главным символом которого является мировая душа - Дао?
  13. В каком нравственно-этическом учении Древнего Китая идеалом является мудрец, добрый муж, обладающий 5 добродетелями?
  14. Назовите 5 добродетелей мудреца из этического учения Древнего Китая?
  15. Кто из античных мыслителей пользовался девизом: “Познай самого себя”?
  16. Где и когда возникло христианство? В чем причина его возникновения?
  17. На чем основана духовная связь человека с Богом в христианской этике?
  18. Кто является нравственным идеалом в христианской этике?
  19. Назовите основателя нравственно-религиозного учения мусульман?
  20. В чем суть этических концепций Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого?

Блок Б. Вопросы и задания

  1. Проиллюстрируйте специфичность морали и нравственности различных культурных эпох примерами из истории, литературы, искусства?
  2. Можно ли среди окружающих людей встретить циников, стоиков, эпикурийцев, или это все жизненные установки далекого прошлого?
  3. О чем бы Вы в первую очередь спросили Конфуция, если бы смогли с ним встретиться? Можете ли Вы сами ответить на этот вопрос?
  4. Платон, образно описывая душу человека, сравнивал ее с колесницей, которой управляет возничий (разум) и в которую впряжены две лошади (воля и чувство). А что управляет Вашей душой?
  5. Согласны ли Вы с мнением стоиков, что “лучше достойно умереть, чем недостойно жить”?
  6. Хотели бы Вы стать настоящим йогом? Осуществимо ли это в условиях нашей жизни?
  7. Прав ли Ж. -Ж. Руссо, утверждавший, что ребенка с детства “заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах”? Если он прав, то откуда появляются свободные, нравственно ответственные люди?
  8. Согласились бы Вы жить в платоновском государстве, в котором философы управляют, стражники охраняют, а ремесленники работают…
    В таком государстве, согласно Платону, каждый человек будет счастлив,так как занимает место согласно своим способностям и не мечтает ни о чем другом.
  9. Можете ли Вы согласиться с тем, что этика - порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?
  10. Может ли принцип “разумного эгоизма” служить надежным нравственным ориентиром жизни?

Контрольная работа 2

Тема 1. 3 Сущность, структура и функции морали

Блок А. Вопросы и задания

  1. В чем состоит сущность морали?
  2. Что значит универсальный характер морали?
  3. Что значит субъективный характер морали?
  4. Что значит императивный (повелительный) характер морали?
  5. Что входит в систему морали?
  6. Назовите основные моральные принципы, двум из них дайте толкование.
  7. Что такое моральные нормы? Приведите их примеры.
  8. Что такое моральные ценности?
  9. Дайте толкование понятию “нравственный идеал”.
  10. Назовите составляющие структуры морали.
  11. Назовите 3 основных вида моральных отношений.
  12. Что такое активная гражданская позиция?
  13. Что является показателем нравственной культуры человека?
  14. Охарактеризуйте поступок как центральный момент нравственного поведения.
  15. Охарактеризуйте следующие функции морали: гуманизирующую, регулятивную, воспитательную.
  16. Охарактеризуйте следующие функции морали: познавательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную.

Блок Б. Вопросы и задания

  1. Какие нормы морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
  2. Чем отличается идол от идеала?
  3. Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: “Жизнь в сопровождении морали невыносима”?
  4. Согласны ли Вы с распространенным в массовом сознании суждением: “Счастливы только дураки”?
  5. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли быть человек идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?
  6. Нужно ли задумываться о смысле жизни? Почему?
  7. Согласны ли Вы с высказыванием Песталоцци: “Нравственность - это разум сердца”?

Контрольная работа 3

Тема 1. 4 Нормативная этика. Высшие моральные ценности (основные категории морали)

Блок А. Вопросы и задания

  1. Как звучит “золотое правило нравственности’’?
  2. Перечислите высшие моральные ценности?
  3. Какие понятия морального сознания разграничивают нравственное и безнравственное?
  4. Назовите основные особенности категорий Добра и Зла?
  5. Покажите единство и неразрывную связь Добра и Зла.
  6. Приведите аргументы в пользу этики ненасилия.
  7. Как бороться со злом? Нужна ли такая борьба?
  8. Что такое совесть? Что является моральным результатом “мук совести”?
  9. Что такое нравственный долг? Чем он отличается от обязанности?
  10. Какой моральный выбор мы можем назвать свободным выбором?
  11. Какие Вы знаете виды моральной ответственности личности? От чего зависит мера моральной ответственности?
  12. Что такое честь и достоинство? В чем их отличие и единство?
  13. Что такое смысл жизни? Докажите субъективный характер данной категории.
  14. Что такое категории этики? Перечислите отдельные из них.

Блок Б. Вопросы и задания

1. Согласны ли Вы с утверждением И. Канта: “Нравственное достоинство- это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице”?
2. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: “Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий”?
3. Согласитесь ли Вы, что счастье – это отсутствие страданий?
4. Согласитесь ли Вы с Б. Паскалем, что “что лучшее в добрых делах - это желание их утаить”?
5. “Совесть - тысяча свидетелей”. Согласны ли Вы с этим античным афоризмом?
6. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?
7. Ж. -Ж. Руссо утверждал, что “утрата чести страшнее, чем смерть”. Актуальна ли эта мысль сегодня?
8. Индийское изречение гласит: “Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался”. Как это связано со смыслом жизни человека?
9. Можно ли измерить любовь и чем? Всепоглащающей страстью, потомством или еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: “Мера любви – это любовь без меры”?
10. Действительно ли “человек - кузнец своего счастья”?
11. Согласны ли Вы с высказыванием В. Г. Белинского: “Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит”?
12. Согласны ли Вы с высказыванием А. Д. Сент-Экзюпери: “Любить - это не значит смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении”?
13. И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
14. Попробуйте поместить себя в ситуацию морального конфликта и, воспользовавшись наличием свободной воли, сделайте выбор. Дайте моральную оценку своему выбору.

Ситуация 1: Вы и ваша мама живете в разных городах. В вашей жизни уже наметилось много интересного и важного. Но вдруг оказывается, что мама, перенесшая тяжелую болезнь, нуждается в постоянном уходе, который некому, кроме Вас, осуществлять. Вам необходимо возвращаться к ней, другого выхода нет. Решение нужно принять немедленно. Каков Ваш выбор?

Ситуация 2: Вы влюблены, уверены во взаимности, хотите жениться (выйти замуж). Вдруг становится известно, что Ваша избранница (избранник) страдает неизлечимым генетическим заболеванием, которое не дает возможности иметь детей и чревато тяжелой формой инвалидности. Узнав об этом, Ваша любимая (любимый) рассказывает Вам обо всем, оставляя решение за Вами. Каков будет Ваш выбор?

Ситуация 3: у Вас родился умственно отсталый ребенок-инвалид, который всю жизнь будет прикован к кровати. Врачи предложили Вам сдать его в специальную клинику, где он будет коротать свою недолгую жизнь. Какое решение Вы примите: откажетесь от ребенка или будете воспитывать (содержать) его в своей семье?

15. Приведите примеры ситуаций, в которых “благие намерения” оказываются “дорогой в ад”? Попытайтесь выявить причины таких явлений?
16. И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?

Контрольная работа 4

Тема 1.5 Прикладная этика

Блок А. Вопросы и задания

  1. Что такое прикладная этика?
  2. Какова структура прикладной этики?
  3. Какая этика называется этикой гражданственности?
  4. Назовите основной принцип этики гражданственности?
  5. Какая этика называется профессиональной этикой?
  6. Каков нравственный смысл экологической этики?
  7. Какой принцип должен быть в отношениях человека и природы: субъект - объектный или субъект - субъектный?
  8. Что такое общение и какова его роль в жизни человека?
  9. Каковы морально-психологические барьеры общения?
  10. Что такое дружба и любовь? В чем их отличие?
  11. Назовите нормы отношений подчиненных к руководителю.
  12. Назовите основные правила поведения руководителя с подчиненными.

Блок Б. Вопросы и задания

  1. В чем Вы видите нравственную сущность патриотизма?
  2. Девизом одного из выдающихся президентов США Д. Ф. Кеннеди были слова: “Не спрашивай, что может сделать для тебя родина, - спроси, что можешь сделать для нее ты”. Готовы ли Вы разделить такую позицию?
  3. Задумывались ли Вы когда-либо над тем, что Вы можете сделать для своей страны?
  4. “Грязное” ли дело политика и возможна ли в политике “честная игра”?
  5. Какой смысл Вы вкладываете в понятия “долг перед природой” и “долг перед потомками”?
  6. Возможно ли, говоря словами Н. Пришвина, “так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу”?
  7. И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
  8. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки Вы в этом видите?
  9. Древние говорили: “Друзья воруют время”. Согласны ли Вы с этим?
  10. Прокомментируйте известное изречение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
  11. Существует ли, на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения?

Раздел 2. Основы эстетики

Контрольная работа 5. 1

Тема 2. 4 Прикладная этика

Методические рекомендации

В данной контрольной работе блок А – тест. Из предложенных вариантов нужно выбрать правильный ответ, их может быть один или несколько. На листе контроля необходимо записать ответы, например, так:

  • 1- а,б
  • 2- в,г

Блок А. Тест

1. Что такое эстетика?

а) Гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой – соотношение Добра и Зла.

б) Наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты.

2. Что составляет эстетическое сознание?

а) чувства; в) вкусы; д) идеалы.
б) взгляды; г) навыки;

3. Кем и когда был введен термин “эстетика”?

а) Баумгартеном (XVIII в); в) Баумгартеном (XIX в.);
б) Буало (XVII в.); г) Буало (XVIII в.).

4. Что считали древние греки Архаического периода (VIII – VI в. до н. э. ) воплощением гармонии и красоты?

а) человека;

б) природу.

5. Назовите первую эстетическую теорию античности?

а) гармония внешнего и внутреннего;

б) учение о числовой гармонии.

6. Кто из философов Древней Греции отметил необходимость государственного контроля над искусством?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон.

7. Что такое калокагатия?

а) гармония внешнего и внутреннего;

б) подражание

8. Кем был введён термин “ калокагатия”?

а) Сократом;

б) Аристотелем;

в) Платоном.

9. Кто из философов Древней Греции утверждал, что “прекрасное всегда полезно, но для этого оно должно быть прекрасным”?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон.

10. Назовите 3 признака, характерных для византийской эстетики:

а) условность;

б) лаконизм;

в) правдивость;

г) каноничность.

11. Назовите 2 художественных направления искусства Западной Европы 12 – 16 в. :

а) романский;

б) готический;

в) реализм.

12. Как иначе называется эпоха Ренессанса?

а) Просвещения;

б) Возрождения.

13. В какую эпоху зародилась эстетика раннего гуманизма?

а) Возрождения;

б) Античности.

14. Началом какого художественного направления 17 в. стал “маньеризм”?

а) Ренессанс;

б) барокко.

15. Как называется трактат Николы Буало о нормах и правилах классицизма?

а) “Поэтическое искусство”;

б) “О божественной пропорции”.

16. Для какого направления западноевропейской культуры характерны сложные криволинейные формы?

а) барокко;

б) классицизм;

в) романтизм.

Блок Б. Вопросы и задания

1. Нужно ли изучать современному молодому человеку эстетику? Почему?

2. В произведении О. Уальда “Портрет Дориана Грея” сказано: “В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”. Согласны ли Вы с этой мыслью? Докажите своё мнение.

3. Можно ли сказать, что у разных народов своё представление об “эстетическом”?