Содержание учебного модуля "Аудирование" школьного учебно-ресурсного центра

Разделы: Иностранные языки


Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие – процесс выделения и усвоения информативных различительных признаков (т.е. формирование образа) и узнавание – опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно укрепились, и их появление имеет большую вероятность. Вместе с тем происходит “торможение всплывания несущественных признаков”, т.е. побочных связей, не относящихся к контексту. При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основном, в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко ассоциируется со слуховым. Нельзя не упомянуть, кроме того, так называемый потенциальный словарь, не бывший вовсе в языковом опыте учащихся (слова иностранного происхождения, сложные или производные слова, образованные из известных учащимся аффиксов).

На фонетическом уровне, например, успешность предвосхищения определяется знанием вероятностной звуковой последовательности и сводится к выбору оптимального решения о звуке. Если при зрительном восприятии наиболее информативными являются начальная и конечная часть слова, то при аудировании наиболее важными для понимания становятся звуки начальные и расположенные в середине, если они находятся под ударением. В коротких словах все звуки несут большую информативную нагрузку, чем в длинных. Этим объясняется, очевидно, особая сложность их распознавания.

Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей – языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

  1. Взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения.
  2. Взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух.
  3. Постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

В соответствии с концепций учебно- ресурсный центр включает ряд учебных модулей, которые способствуют и обеспечивают возможность самостоятельной/автономной работы учащихся для развития различных языковых навыков.

В настоящее время нами сделаны первые разработки содержания модуля “Аудирования”. Разработана пошаговая памятка для самостоятельного обучения аудированию.

Рекомендации по работе с аудиотекстами.

Перед тем, как прослушать текст, ознакомься с этими советами:

  1. Прочти задание, чтобы четко знать , что ты должен делать!
  2. Рассмотри рисунки, они могут тебе помочь понять содержание текста, диалога и т.д.
  3. Прочти приведенные примеры: они могут дать тебе определенные подсказки (идеи).
  4. Постарайся догадаться о том, что ты прослушаешь. Составь свои предположения.
  5. <

    Итак, напоминаем:

    Задание – Рисунки – Примеры – Предположения!
    или З – Р – П – П

    И еще несколько полезных советов:

  6. Когда ты слушаешь текст, делай пометки! Не старайся записать фразу целиком, только ключевые слова.
  7. Короче говоря – будь лаконичен.

  8. Если дикторы говорят быстро, постарайся понять смысл в целом, а не каждое слово!

А теперь, вперед! Пробуй!

Последовательное выполнение всех пунктов памятки позволит учащимся облегчить достижение желаемого результата.

Учащемуся предлагается выполнить входной тест для определения уровня владения навыком аудирования.

Отдельно определяется индивидуальная учебная цель учащегося, например: развитие языкового слуха; достижение конкретного уровня владения навыком аудирования; успешное выполнение контрольных мероприятий по аудированию на определенную тему и т.д.

Далее в зависимости от уровня и цели, стоящей перед учащимся, ему может быть предложен разный пакет заданий, разработанных по горизонтали и по вертикали.

Если цель – повысить уровень владения языком или достижение определенного уровня, то ему будет предложен целый комплекс заданий от первого уровня сложности до достижения максимального результата.

До настоящего времени разработаны четыре уровня сложности.

Если целью является подготовка к контрольному аудированию по определенной теме, то может быть предложен комплект заданий, разработанных по вертикали (от простого к сложному) по одной теме. Например: “Наша планета” (см. Приложение).

31.01.2007