Урок по теме: "Рост и развитие растений"

Разделы: Биология


Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Задачи урока

  • Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.
  • Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения
  • Воспитательная: обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.

Ход урока

Изучение нового материала

Индуктор – начало мотивирующее творческую деятельность каждого:

Загадка классу –

Прилетела пава, села на лаву,
Распустила перья для всякой зелени. (Весна)

Учитель: вспомните высказывания и народные приметы о весне, записать их в технологическую карту урока.

Приложение

Весною и оглобля за одну ночь травой обрастет

Весна-красна пришла – зелень пошла

Учитель: Почему урок начинаем с этих высказываний?

Тема урока: Рост и развитие растений

(Правильные ответы учащихся поощряются бутонами цветов, из которых в конце урока можно составить “букет настроения” на доске)

Учитель: Слово “растение” происходит от глагола “расти” и отражает самую важную отличительную черту этой группы организмов – увеличение размеров и массы особи за счет увеличения числа и массы клеток. Но ведь животные тоже растут? Маленькие слепые котята в будущем становятся взрослыми большими животными. Таких примеров вы сами можете привести множество. Но давайте подумаем: чем же рост растения отличается от роста животных и человека?

(Парная работа с записью в технологической карте:

  • постоянный рост растений
  • постоянная смена основных органов
  • рост – единственная возможность перемещения растений)

Учитель: Можем ли мы сказать, что слова “рост” и “развитие” являются синонимами, обозначают одно явление? Попробуйте охарактеризовать развитие растения.

(Развитие – процесс преобразования организма от зарождения до конца жизни)

Учитель: С чего начинается развитие любого организма?

(С оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы)

Учитель:

- Ну, дружочек, не зевай-ка,
Что в мешочке угадай-ка!

Игра “Угадай-ка”, в которой учитель может отвечать на вопросы односложно – “да” или “нет”. В мешочке находятся семена, о чем учащиеся и должны узнать.

Учитель: Почему именно семена были загаданы в этой игре?

(Потому что в семени заключен зародыш – будущее растение)

Учитель: Рассмотрите предложенные вам семена растений и рисунки учебника на с.140-141 и определите способ их распространения.

(Практическая работа с заполнением технологической карты)

Рефлексия – это самоанализ, закрепление изученного проводится в виде игры “Лови ошибку”.

(В предложенном тексте найти ошибки)

Сказать хочу вам по секрету, что лучше времени и нету,

Когда растет все и цветет, и сердце радостно поет.

Увеличение размеров нам говорит лишь о развитьи,

И это главное, поймите.

Начало жизни – от плода, легко запомнить можно, да?

А для чего же яйцеклетки в толк взять я не могу совсем уж, детки.

Быть может для распространенья, забавы или развлеченья?

Запуталась совсем, простите и разобраться помогите -

Вот желудь по небу летает, взбешенный огурец стреляет,

Костянку скушал муравей – ошибки ищем поскорей!

Домашнее задание: с.140 учебника, записать преимущества семенного размножения.