Интегрированный урок трудового обучения и экологии по теме: "Удивительный транспорт. (Удивительное рядом. Охрана природы родного края)"

Разделы: Начальная школа


Вид занятия: аппликация в смешанной технике.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с наукой “бионикой”;
  • обобщить знания учащихся о видах транспорта;
  • развивать умение выполнять аппликацию способом наложения, объёмную аппликацию; анализировать форму сложного объекта до простейших форм, его составляющих;
  • закрепление умения выполнять разметку по шаблону и на глаз, навыков работы с ножницами и клеем;
  • воспитывать трудолюбие, любознательность, чувство товарищества, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: компьютер, дидактические карточки, демонстрационный материал с изображением различных видов транспорта; цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны для вырезания деталей аппликации, альбомные листы, кисти для клея.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка рабочего места.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас есть на столах, готовы ли вы к работе? Я сейчас буду называть предметы нужные нам для работы, а вы проверьте свои рабочие столы:

  • цветная бумага;
  • клей,
  • ножницы;
  • альбомные листы;
  • кисти для клея.

III. Вводная беседа о видах транспорта. Сообщение темы и задач урока.

- Ребята, вы хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Тогда отгадайте кроссворд и в вертикальных клетках вы прочтете, о чём мы будем сегодня говорить.

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай.)

Винт раскручу –
В небеса улечу. (Вертолёт.)

Какой железной птице
В небо нужно взвиться? (Самолёт.)

Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

Педали, руль, два колеса –
Я управляю этим сам. (Велосипед.)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Два колеса, мотор. Вперёд
Нас конь железный понесёт. (Мотоцикл.)

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета.)

Он не троллейбус, не трамвай,
А пассажиров возит.
Его скорее называй –
Тебя мы очень просим. (Автобус.)

- О чём идет речь в кроссворде?

- Значит, какова тема нашего урока?

- Да, мы сегодня поговорим о транспорте и сделаем аппликацию на эту тему.

- Какие виды транспорта названы в кроссворде?

- Какие ещё виды транспорта вы знаете?

- Какую пользу приносят машины человеку?

- Какой вред наносят они природе?

Физкультминутка.

VI. Знакомство с наукой бионикой.

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, что является прообразом машин? Где человек подсмотрел формы для их создания? Приложение 1

- Природа даёт человеку множество примеров для технических изобретений. Этим занимается наука, которая называется бионика.

В прошлом отношение человека к природе было потребительским, техника эксплуатировала и разрушала природные ресурсы. Но постепенно люди начали бережнее относиться к природе, пытаясь присмотреться к её методам, с тем, чтобы разумно использовать их в технике. Эти методы могут служить образцом для развития промышленных средств, безопасных для окружающей среды. Природа как эталон – и есть бионика. Это понятие состоит из частей слов “БИОлогия” и “техНИКА”, что означает “учиться у природы технике завтрашнего дня, которая принесёт большую пользу человеку и природе, чем техника существующая сегодня.” Явления природы побуждают улучшить технические методы, а это может положительно повлиять на окружающую среду и принести пользу человеку.

Понимать природу и брать её за образец – не означает копировать. Однако природа может помочь нам найти правильное техническое решение многих довольно сложных вопросов. Ей удаётся разрешить такие проблемы, с которыми человек справиться не в состоянии. Природа подобна огромному инженерному бюро, у которого всегда готов правильный выход из любой ситуации. Это инженерное бюро потратило сотни миллионов лет, чтобы усовершенствовать свои изобретения. При этом природе удалось удовлетворить самые разнообразные требования. Техника же ещё очень далека от этого.

Животные передвигаются, бегая, прыгая или плавая. Для человека передвижение тоже является очень важным.

Конечности животных и человека, необходимые для движения, могут служить образцом для создания машин, умеющих ходить, и роботов.

При помощи сильного удара вёсел или изящного взмаха плавников по воде движутся жуки и рыбы. Может ли человек научиться их технике? Чтобы подводные лодки могли двигаться, они снабжены вращающимся корабельным винтом. Он создаёт силу тяги и приводит лодку в движение. В природе также есть подобные приспособления: лапки, плавники и крылья. При движении вперёд, тунец машет своим хвостовым плавником слева направо. У дельфинов и китов, напротив, плавник движется вверх и вниз. При этом техника плавания существенно не меняется – в основе её лежит колебание.

Пингвины и дельфины, неуклюжие и толстые, похожие на мешки с мукой, великолепно плавают. Определяющим здесь является низкий коэффициент сопротивления.

Техника полётов в животном и растительном мире побудила начать исследования в области воздухоплавания. Полёт птиц изучался человеком ещё в античном мире. Учёные и инженеры и сегодня обращаются к природе, которая является неисчерпаемым источником новых идей.

Уже несколько тысячелетий судоходство применяет паруса. Животные тоже используют для передвижения энергию ветра.

Всё вокруг вращается и движется – катится или бежит, плывёт или летит, хватает, прыгает и машет. При этом в технике и природе различия невелики. Главное различие состоит в том, что природа не создаёт ни колёс, ни осей.

Бионика будет иметь большое значение для конструкторов будущего. Биологи делают открытия природы нашим достоянием, а инженеры пытаются перенести принципы этих открытий на технические разработки. Сегодня мы должны продолжать исследования того, как природа строит, конструирует и заставляет действовать свои методы, и учиться переносить это на технику.

Дидактическая игра “Что на что похоже”. Приложение 2

V. Выполнение аппликации на тему “Удивительный транспорт”.

(Работа в группах: 1-я группа – грузовая машина. Приложение 3

2-я группа – парусный корабль. Приложение 4.)

а ) Повторение правил работы с ножницами и клеем.

б ) Анализ готового изделия.

в ) Составление плана работы.

г ) Самостоятельная работа в группах.

VI. Выставка детских работ. Анализ. Оценивание.

VII. Итог урока.

- Понравился вам урок?

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?