00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками)

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Оборудование: иллюстрации из сказов (на заднике сцены), имитация каменного цветка с помощью новогодних гирлянд, видеомагнитофон, кассета с записью кинофильма “Каменный цветок” (режиссер А. Птушко, композитор Л. Шварц, авторы сценария П. Бажов, И. Келлер), костюмы для персонажей сказов, необходимые атрибуты для театрализованных фрагментов (шкатулка, ваза, украшения, вышивка и др.)

Литературная композиция

(вступительная часть конкурса: общие сведения о жизни и творчестве писателя)

Вед. 1. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов 28 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

Вед. 2. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.

С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.

Вед. 3. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу.

Вед. 1. Он пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, сталеваров, литейщиков, оружейников, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Так накапливался запас живых и непосредственных наблюдений, который позднее стал основой всего творчества писателя. Вскоре Бажов серьёзно увлёкся марксизмом, поэтому принял Октябрьскую революцию, добровольцем ушел на фронт, став участником гражданской войны. В мирное время он начинает работу в “Крестьянской газете”, в качестве журналиста путешествует по Уралу и печатает очерки и статьи. В 1924 году выходит его первая книга, а через 15 лет появляется сборник “Малахитовая шкатулка”, который пополняется все новыми и новыми сказами. Книга принесла автору всемирную славу. За нее Павел Петрович Бажов удостоен Государственной премии.

Вед. 2. Главные темы “Малахитовой шкатулки” - это темы мастерства, счастья и человеческого достоинства. В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, которая вдохновляет человека на творчество. Малахитница не только оберегает свои сокровища, она является хранительницей секретов высокого мастерства и олицетворяет вечную творческую неудовлетворенность. Хозяйка Медной горы никому не приносит покоя. Она освобождает молодого рудокопа Степана от цепей, показывает несметные богатства в своих владениях, избавляет юношу и его невесту от крепостной зависимости, награждает Степана за честность и бескорыстие волшебными драгоценностями, но лишает радости и счастья. Степан остался равнодушным к ее приданому, но слезы грозной Хозяйки Медной горы, ее волнение и человеческие чувства пробуждают ответную любовь в его душе.

Конкурс с элементами театрализации

Сценка из сказа “Медной горы Хозяйка”

Смотрим сцену из сказа с заданиями для команд (Приложение №1)

Вопросы

  • Итак, какие два предыдущих испытания устроила Малахитница Степану?
    (Передал ее слова приказчику, чтоб убирался с Красногорки и не портил железную шапку, при этом обозвав его, как было велено; затем второе испытание, богатством, на ее приданое Степан не позарился )
  • Продал ли Степан слезы Хозяйки Медной горы, как она ему посоветовала?
    (Нет, с ними он и умер, так никому даже не показав. Камешки хотели забрать, но они рассыпались в пыль)

Вед. 1. Счастье для большинства героев П.П. Бажова заключается не в личном обогащении или приумножении собственного достояния, а в радостях созидательного труда и познании мира. Таков и приемный сын старого мастера Прокопыча - Данила.

Сценка из “Каменного цветка” (Приложение №2)

Вопросы:

  • По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер? (Дурман-цветок)
  • Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений “Малахитовая шкатулка” и “Хрупкая веточка”. (Танюша и Митя)

Сценка из сказа “Малахитовая шкатулка” (Приложение №3)

Смотрим следующий инсценированный фрагмент сказа “Малахитовая шкатулка” с заданиями.

Вед. 2. Что подарила странница Танюшке и каково назначение этого подарка? Какое поручение дала Танюшка барину, обещая выйти за него замуж, и почему барин остался ни с чем? (Подарила пуговку, которая должна помочь в работе или в каком-либо трудном деле. Велела показать царицу во дворце, в комнате из малахита, который добыл ее отец, а барин дважды обманул ее)

III. Конкурс болельщиков

Вед. 3. А теперь конкурс для болельщиков каждой команды. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

  1. Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).
  2. Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).
  3. Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).
  4. Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травяная западенка”).
  5. Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).
  6. Кошельки (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”).

IV. Проверка домашнего задания (Приложение №4)

Вед. 1. Проверка домашнего задания. Из текстов сказов вы знаете, что люди с помощью волшебных слов могли вызвать хранителей золота.

Два друга, Лейко и Ланко, - пели:

Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покружись!

И Голубая змейка всегда приходила.

Вавила Звонец тоже сочинил слова, которые человек, находящийся в шахте, должен сказать самым тихим голосом:

- Подай - ко, Дайко, свой золотой венец да опояски.

Так вот, вам было задано придумать заклинание, с помощью которого можно вызвать Огневушку-Поскакушкку и бабку Синюшку.

Вед. 2. Следующая часть домашнего задания заключается в том, чтобы придумать песенку литературного персонажа - положительного или отрицательного - на известный современный мотив. Это будет “визитная карточка” одного из героев сказа. (Приложение №5)

Вед. 3. Третье задание командам: определить лексическое значение диалектных слов:

1 команда

  1. Зарукавье (браслет).
  2. Припёка (сбоку припёка - случайно приставшее, постороннее, чужое).
  3. Смотник, смотница (сплетник, сплетница)

2 команда

  1. Подлокотник (близкий слуга, доверенное лицо, помощник).
  2. Урево (стадо).
  3. Малуха (небольшая избушка, приспособленная под мастерскую).

V. Конкурс капитанов

Вед. 1. Следующее задание капитанам команд: придумать продолжение сказа или заменить его концовку, сохраняя стиль П.П. Бажова

VI. Конкурс творчества команд

Вед. 2. Заключительное творческое задание: составить сценарий к фрагменту кинофильма “Каменный цветок”. Слушаем версии команд. Сопоставляем предложенные версии и смотрим решение режиссера фильма.

VII. Выводы жюри о работе команд.

Литература

  1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.
  2. Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. - С. 30-43.
  3. Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.
  4. Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.
  5. Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.
  6. Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.