Сборник развивающих занятий для учащихся 4-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.

Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:

  • развитие воображения;
  • развитие качеств внимания, памяти, мышления;
  • внутренний план действий;
  • анализ текстов.

Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.

В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач.

Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 минут.

Сборник занятий для 4-го класса.












Занятие № 1

  1. Мышление.
    • Простые аналогиии.
    • Числовые ряды.
  2. Графический диктант.

 

 

 

 

Занятие № 2

  1. Мышление, анализ.
    • Слово трансформер
  2. Восприятие, анализ текстов.
    • “Что изменилось?”
  3. Графический диктант

Занятие № 3

  1. Мышление, анализ, сравнение.
    • “Изменения”
    • “Главное сходство”
  2. Словарное развитие, восприятие.
    • “Что в мешочке?”

Занятие № 4

  1. Мышление.
    • Простые аналогии, занятие № 1, упр 1а
    • Числовые ряды, занятие № 1, упр 1б
  2. Восприятие, анализ текстов.
    • “Что изменилось?”, занятие № 2, упр 2

Занятие № 5

  1. Словарное развитие, восприятие.
    • “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2
  2. Мышление, анализ.
    • “Найди пару”
  3. Восприятие, избирательность.
    • “Заданная фигура”

Занятие № 6

  1. Память, внимание, избирательность.
    • “Выбери и запомни”
  2. Мышление, анализ, сравнение, логика.
    • “Изменения”, занятие № 3, упр. 1а.
  3. Логические задачи

Занятие № 7

  1. Мышление, классификация, анализ.
    • Сложные аналогии
    • “Загадай слово”
  2. Восприятие, избирательность.
    • “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3

Занятие № 8

  1. Память, внимание, избирательность.
    • “Выбери и запомни”. занятие № 6, упр. 1
  2. Мышление, анализ.
    • “Найди пару”, занятие № 5, упр.2
  3. Восприятие, анализ текстов.
    • “Что изменилось?”, занятие № 2, упр. 2

Занятие № 9

  1. Словарное развитие, восприятие.
    • “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2
  2. Мышление, анализ, классификация.
    • “Главное отличие”
    • “Собери в группы”

Занятие № 10

  1. Словарное развитие, мышление, абстрагирование.
    • “Неизвестный предмет”
  2. Память, внимание, избирательность.
    • “Выбери и запомни”, занятие № 6, упр. 1
  3. Графический диктант.

Занятие № 11

  1. Мышление, классификация, анализ.
    • Сложные аналогии, занятие № 7, упр. 1
  2. Воображение
    • “Свойства наоборот”
  3. Восприятие.
    • “Контуры”

Занятие № 12

  1. Мышление, анализ, классификация.
    • “Собери в группы”, занятие № 9, упр. 2б
  2. Память, внимание, избирательность.
    • “Выбери и запомни”, занятие № 6, упр. 1
  3. Словарное развитие, восприятие.
    • “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2

Занятие № 13

  1. Словарное развитие, мышление, абстрагирование.
    • “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1
  2. Мышление, анализ.
    • “Главное сходство и отличие”
  3. Слово трансформер, занятие № 2, упр. 1

Занятие № 14

  1. Мышление, анализ текста.
    • “Вопросы к задаче”
  2. Словарное развитие, мышление, абстрагирование.
    • “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1
  3. Графический диктант

Занятие № 15

  1. Восприятие.
    • “Контуры”, занятие № 11. упр. 3
  2. Мышление, классификация, анализ.
    • Сложные аналогии, занятие № 7, упр. 1а
    • “Лишнее в условии”

Занятие № 16

  1. Мышление, анализ.
    • “Какой по сравнению?”
  2. Словарное развитие, мышление, абстрагирование.
    • “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1
  3. Графический диктант

Занятие № 17

  1. Мышление, анализ.
    • “Главное сходство и отличие”, занятие № 13, упр. 2а
  2. Словарное развитие, восприятие.
    • “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2
  3. Восприятие, избирательность.
    • “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3

Занятие № 18

  1. Мышление, логика, сравнение.
    • Логические задачи
    • “Какой по сравнению?”, занятие № 16, упр. 1
  2. Воображение
    • “Свойства наоборот”, занятие № 11, упр. 2

Занятие № 19

  1. Мышление, анализ.
    • “Добавь в условие”
    • “Загадай слово”, занятие № 7, упр. 1б.
  2. Воображение
    • “Свойства наоборот”, занятие № 11, упр. 2.

Занятие № 20

  1. Развитие речи, мышление, сравнение.
    • “Парные картинки”
  2. Восприятие.
    • “Контуры”, занятие № 11. упр. 3
  3. Мышление, анализ, сравнение, логика.
    • “Изменения”, занятие № 3, упр. 1а.

Занятие № 21

  1. Анализ текста.
    • “Факты”
  2. Мышление.
    • “Загадай слово”, занятие № 7, упр. 1б.

Занятие № 22

  1. Мышление, логика, сравнение.
    • “Логический поезд”
  2. Развитие речи.
    • “Лесенка”
  3. Мышление, анализ.
    • “Добавь в условие”, занятие № 19, упр. 1

Занятие № 23

  1. Развитие речи, мышление, сравнение.
    • “Парные картинки”, занятие № 20, упр. 1
  2. Мышление, анализ.
    • “Какой по сравнению?”, занятие № 16, упр. 1
  3. Восприятие, избирательность.
    • “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3

Занятие № 24

  1. Память, наблюдательность.
    • “Художник”
  2. Мышление, анализ
    • Ребусы
  3. Развитие речи.
    • “Лесенка”, занятие № 22, упр. 2

Занятие № 25

  1. Анализ текста.
    • “Факты”, занятие № 21, упр. 1
  2. Развитие речи.
    • “Мостики”
  3. Графический диктант.

Занятие № 26

  1. Восприятие, внимание.
    • “Найди слова”
  2. Мышление, анализ
    • Ребусы
  3. Память, наблюдательность.
    • “Художник”, занятие № 24, упр. 1

Занятие № 27

  1. Воображение.
    • “Способы применения”
  2. Мышление.
    • “Сортировка”
  3. Развитие речи.
    • “Лесенка”, занятие № 22, упр. 2

Занятие № 28

  1. Развитие речи.
    • “Мостики”, занятие № 25, упр. 2
  2. Восприятие, внимание.
    • “Найди слова”, занятие № 26, упр. 1
  3. Мышление
    • Логические задачи

Занятие № 29

  1. Планирование деятельности
    • “Инструкция для…”
  2. Мышление.
    • “Сортировка”, занятие № 27, упр. 2
  3. Развитие речи.
    • “Мостики”, занятие № 25, упр. 2

Занятие № 30

  1. Мышление.
    • Логические задачи
  2. Воображение.
    • “Способы применения”, занятие № 27, упр. 1
  3. Восприятие, внимание.
    • “Найди слова”, занятие № 26, упр. 1
I. Мышление.
  • Анализ текстов
  • Логика
  • Сравнение
  • Классификация

II. Развитие речи

III. Восприятие

К занятию № 1, упр. 1а. Дается пара слов находящихся в определенной связи друг с другом. Для третьего слова надо выбрать такое из данных слов, чтобы сохранялась связь, аналогичная первой паре. Пример:

Упр. 1б. Даны ряды чисел, изменяющиеся в определенной последовательности. Надо продолжить ряды. Пример:

2, 4, 6, 8, 10 … 1, 4, 7, 10 … и т. д.

Упр. 2. Составляют и читают сами.

К занятию № 2, упр. 1. Из заданного слова составить другие слова.

Упр. 2. Даны два небольших текста, одинаковых по содержанию. В одном из текстов некоторые слова заменены на синонимы, изменены построения фраз. Надо найти изменения, кто быстрее.

 

 

К занятию № 3, упр. 1а. На бланке расположены 9 фигур в 3 ряда, по 3 в каждом ряду. В каждом из рядов у фигур изменяются элементы по определенной закономерности. Нужно найти эту закономерность и объяснить.

Упр. 1б. Сравнить 2 понятия, выделив главное сходство. Поговорить о том, что значит главное сходство.

Упр. 2. В небольшом мешочке находятся различные предметы. В мешочек просовывается рука, и, не вынимая руки, нужно описать предмет, чтобы его угадали слушатели и сам водящий.

 

 

 

 

 

 

К занятию № 5, упр. 2. Задается пара слов, находящихся в определенной связи. Нужно придумать свои пары слов по аналогии с заданной. Пример:

земля – небо (пол – потолок, огонь – вода, чёрное – белое, трус – смельчак и т. д.)

Упр. 3. На бланке в таблице среди множества фигур найти и отметить только заданную и подсчитать количество.

 

 

К занятию № 6, упр. 1. Диктуются наборы слов (7 – 10) среди которых необходимо запомнить слова, объединенные каким-либо признаком. Пример: рука, корова, голова, хлеб, сарай, нос, рыба, книга, нога, береза, огонь.

Упр. 2б. Даются простые логические задачи, которые нужно решить при помощи рисуночного метода.

 

 

 

К занятию № 7 упр. 1а. Дается несколько пар слов, находящихся в определенной зависимости и обозначенных цифрами. Нужно классифицировать другие пары слов, сравнивая их взаимосвязи с вышеперечисленными и обозначить цифрами. Пример:

1. Озеро – море
2. Кирпич – дом
3. Небо – земля
черное – белое – 3
луг – степь – 1
огонь – вода – 3
доска – забор – 2
деревня – город – 1

Упр. 1б. Загадывается слово (предмет), нужно путем вопросов отгадать слово. Поговорить об обобщающих вопросах, о “хороших” вопросах, сужающих круг поисков и “плохих”, не дающих информации.

 

 

 

 

 

К занятию № 9, упр. 2а. Дается пара слов, найти 1-2 главных отличия. Что значит главное отличие?

Упр. 2б. Заданные слова распределить по группам разными способами.

 

 

 

 

К занятию № 10, упр. 1. Описать предмет так, как будто видишь его в первый раз и не знаешь о его назначении.

 

 

 

 

 

 

К занятию № 11, упр. 2. К названиям известных предметов добавляется приставка не-, нужно придумать для чего могли бы служить такие предметы. Например: Нелампочка служит для установления темноты.

Упр. 3. На бланке нарисованы переплетенные контуры предметов, кто быстрее обнаружит все предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К занятию № 13, упр. 2. Сравнить 2 предмета, выделить по 1 – 2 главных сходства и отличия.

 

 

 

 

 

 

К занятию № 14, упр. 1. Предлагается текст небольшой простой задачи. Нужно придумать как можно больше вопросов для разных вариантов решения

Упр. 2. Один из учеников читает свое описание предмета вслух, стоя спиной к доске. Другой ученик на доске изображает описываемый предмет. Задача – описание должно совпасть с рисунком предмета и его действительным видом.

 

 

К занятию № 15, упр. 2б. Предлагаются задачи с условиями, в которых есть лишние данные. Кто быстрей найдет.

 

 

 

 

К занятию № 16, упр. 1. Выбрать предмет и сравнивается с любыми предметами в классе по схеме. Пример:

Предмет по сравнению с ...

Доской

Стеклом

Мячем

Ластик

Мягкий

Непрозрачный

Плоский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К занятию № 19, упр. 1. Предлагаются задачи с условиями, в которых не хватает данных для решения.

 

 

 

  1. Память
  2. Восприятие
  3. Развитие речи
  4. Организация деятельности

К занятию № 20, упр. 1. Используются 2 набора одинаковых картинок. Группа детей делится пополам, каждой группе раздаются по 1-му набору картинок (1-2 картинки в руки). Дети из первой группы по очереди описывают

1 свою картинку дети из второй группы стараются по описанию определить есть ли у них эта картинка. Затем группы меняются.

 

 

К занятию № 21, упр. 1. На доске записываются высказывания в виде вопросов: Правда ли что…? Раздаются тексты, нужно прочитать и подтвердить или опровергнуть высказывания. Необходимые факты выделяются в тексте или выписываются отдельно. Прежде необходимо выработать с детьми алгоритм работы по примеру задания – “Составь инструкцию”.

 

 

К занятию № 22, упр. 1. Выбрать 5-10 слов не связанных по смыслу и составить из них цепочку, связывая друг с другом по сходствам каждой рядом стоящей пары.

Упр. 2. Дается набор слов, в которых все буквы кроме одной заменены. Вместо пропусков нужно поставить буквы, чтобы получилось слово. Пример:   М - - , М - - - , М - - - -, М - - - - -. и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К занятию № 24, упр. 1. Выбрать 2-х учеников, один из выбранных – “художник”, другой – “натурщик”. “Художник” внимательно смотрит на “натурщика”, старается запомнить его внешность. Затем отворачивается и по памяти описывает его как можно точнее.

 

 

 

К занятию № 25, упр. 2. Ведущий показывает 2 картинки, нужно придумать слово, которое может служить как бы “мостиком” между ними. Отвечают по очереди, ответ обязательно обосновать. Пример: Гусь и Дерево

Взлететь – гусь взлетел на дерево; Вырезать – из дерева вырезали гуся и т. д.

 

 

К занятию № 26, упр. 1. На бланке или доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся слово. Пример: зубр, волк, столб, полк, корова, смех, убор, школа

 

 

 

К занятию № 27, упр. 1. Ведущий называет предмет, нужно назвать как можно больше способов применения данного предмета.

Упр. 2. Дается набор понятий нужно распределить их в таблицу по категориям. Перед этим поговорить о категориях, привести примеры. Пример:

Узкое понятие Среднее понятие Широкое понятие
Парта Стол Мебель

 

 

 

 

 

 

К занятию № 29, упр. 1. Попросить учащихся написать инструкции, последовательности для выполнения какого-либо учебного задания. Проанализировать их эффективность и продуманность.

 Список литературы:

  1. “Практическая психология образования” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, ТЦ “Сфера” 1998 г.
  2. О.Н.Истратова, Т.В.Экзакусто “Справочник психолога начальной школы”, Ростов-на-Дону, “Феникс” 2003 г.
  3. С.Гин “Мир логики”, Москва, “Вита-пресс” 2001 г.
  4. С.Гин “Мир фантазии”, Москва, “Вита-пресс” 2001 г.
  5. “Игры, ребусы, загадки для дошкольников” пособие для родителей, сост. Т.И.Линго, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
  6. Н.Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”, Москва, “АСТ- Пресс” 1999 г.
  7. Л.Ф.Тихомирова “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
  8. “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.

7.02.2007