Урок-игра по русскому языку по теме: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’];
  • развитие орфографической зоркости у учащихся;
  • развитие внимания, мышления;
  • обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  • закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  • воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • картина “Лесная чаща”, картинка с изображением лесной птицы щура;
  • рисунок поезда;
  • карточки со станциями: “Словарная”, “Чаща”, “Парная”, “Соревновательная”, “Самостоятельная”;
  • карточки с гласными буквами.

Ход урока

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка).

А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
крыши роща грущу
стрижи щавель живёт
куча часы стучу
ежи чугун ищу

- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Вот и первая наша остановка. “Словарная”.

- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

Чистоговорки.

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Вот мы и подъехали к чаще.

- Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

Рассматривание картины “Лесная чаща”.

- Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

- Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

- Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?

- Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.

Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

Чистоговорки:

- Щу-щу-щу – я по маме грущу.

- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

Следующая станция – “Парная”.

А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
волшебник горемычный внимательный
нередко храбрец грязный
глушь жалеть скучаю

слова для справок:
часто несчастный чумазый
чародей щадить чуткий
чаща смельчак грущу

Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Чистоговорки.

- Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

- Ши-ши-ши – веселятся малыши.

Станция “Соревновательная”.

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
лу… …знь све… …сы сту… …гун
гара… …лет ку… …й кри… …лки
малы… …ло ро… …вель у Са… …шики
зада… …сто лы… …знь ута… …ка
ер… …пы зада… …сто схва… …тьё
е… …льё алы… …бан мол… …лан

Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

- Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе)

Чистоговорки.

- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

Станция “Самостоятельная”.

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

1 уровень.

Списать, вставив пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

2 уровень.

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень.

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

Итог урока:

- Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

Домашнее задание:

Записать по два слова:

- с сочетаниями ча-ща – односложные;

- с сочетаниями чу-щу – двусложные;

- с сочетаниями жи-ши – трехсложные.