Элективный курс "Фитодизайн как метод создания здоровьесберегающей среды"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Формирование осознанного бережного отношения к живой природе;
  2. Помочь учащимся с выбором профиля и дальнейшего профессионального самоопределения;
  3. Показать значимость в современном мире биологических знаний;
  4. Предоставить возможность каждому ученику проявить себя в различных формах деятельности;

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о многообразии комнатных растений, влияние различных групп растений на психическое и физическое здоровье человека:
  • приобретение знаний о правилах озеленения жилых помещений, согласно нормам гигиены и санитарии;
  • формирование знаний и умений ухода за комнатными растениями, пересадки и перевалки их;
  • формирование теоретических и практических знаний о правилах создания цветочных композиций.

Развивающие:

  • развитие умений представлять свой опыт работы перед публикой, используя возможности дополнительных литературных, методических источников;
  • развитие компьютерной грамотности для применения мультимедийных презентаций;
  • развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
  • развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Воспитательные:

  • формирование бережного отношения к живой природе;
  • воспитание уважения к себе, , уверенности;
  • воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.

Основные требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  1. Биологические особенности комнатных растений.
  2. Особенности влияния растений на микроклимат.
  3. Особенности ухода за комнатными растениями.
  4. Методику подбора групп растений, для наилучшего их влияния на окружающую среду.
  5. Особенности составления композиций растений в классных комнатах.
  6. О влиянии растений на различные группы людей, в зависимости от возрастных и психологических особенностях.
  7. Знать названия наиболее часто встречающихся комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать знания об особенностях комнатных растений и правилах ухода за ними в своей практике.
  2. Определять принадлежность растений к определённым группам по их влиянию на окружающую среду.
  3. Готовить почвенные смеси для выращивания растений.
  4. Применять различные методы размножения комнатных растений.
  5. Применять знания основных агротехнических приёмов выращивания растений.
  6. Составлять композиции из комнатных растений.
  7. Определять ядовитые комнатные растения.
  8. Составлять ассортимент растений для озеленения.
  9. Представлять результаты работ в виде таблиц, плакатов, презентаций.

Предполагаемы виды деятельности:

1. Устные, письменные сообщения учащихся;
2. Составление и демонстрация мультимедийной презентации Power Point
3. Составление списков различных групп растений по степени воздействия на человека;
4. Работа с определителями растений;
5. Пересадка, перевалка комнатных растений;
6. Выполнение и защита проектной работы «Создание цветочных композиций»

Содержание курса.

Многообразие комнатных растений. 2 час

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения: вечнозелёные деревья и кустарники, вечнозелёные вьющиеся и лазающие растения, вечнозелёные ампельные, почвопокровные растения. Происхождение комнатных растений. Экологические особенности центров происхождения комнатных растений. Создание необходимых условий для выращивания растений в помещениях. Органы, видоизменение органов растений различных экологических центров Земного шара.

Демонстрация компьютерной презентации.

Практическая работа: Определение комнатных растений.

Межпредметные связи: Биология – география.

Группы растений по степени воздействия на человека и окружающую среду. 2 часа.

Воздействие растений на организм человека через зрительное восприятие, эфирные и летучие выделения. Методика супругов Киприан фиксирования летучих выделений растений. Фитонцидные, лечебные, ядовитые растения, растения – фитофильтры, растения – шумопоглотители.

Демонстрация компьютерной презентации.

Межпредметные связи: Биология – химия.

Совместимость растений и человека. 2 часа.

Взаимодействия растений и человека на энергоинформационном уровне. Влияние растений на психо – эмоциональное состояние. Соответствие видов растений разным категориям людей. Группы совместимых растений в классных и жилых помещениях.

Практические работы:

  • Тест на определение совместимого растения.
  • Подбор совместимых растений в классных помещениях.

Межпредметные связи: биология – психология.

Особенности размножения и ухода за комнатными растениями. 2 часа.

Пересадка и перевалка комнатных растений. Приготовление земляных смесей. Подбор посуды для пересадки растений. Способы размножения растений. Основные условия для создания благоприятной среды для декоративных растений: освещение, полив, опрыскивание. Элементы питания и их роль в жизни растений.

Практические работы: Пересадка и перевалка комнатных растений.

Межпредметные связи: Биология – химия.

Растения в интерьере. 2 часа.

(Возможно, совместно с учителем по предмету Основы дизайна). Приложение№1

Нетрадиционные расположения комнатных растений: сад в рюмке, сад в кокосовом орехе, зелёный подвесной потолок, зелёная «Библиотека», вертикальный сад, зелёная занавеска, размещение растений на книжных стеллажах, пот-э- флер, садик в бутылке и т.д. Создание необходимых условий для различных групп растений. Приготовление почвенных смесей.

Практическая работа: Создание цветочных композиций.

Межпредметные связи: биология – основы дизайна.

Необычные растения в интерьере. 2 часа

Первое растение — космонавт. Домашние хищники: венерина мухоловка, различные росянки, некрупные виды непентесов, тропические виды жирянок и большинство видов саррацений. Условия выращивания необычных растений. Растения светятся. Правила поведения для комнатных растений. О растениях с юмором.

Выступления учащихся. По возможности, при экономии времени желательна экскурсия в Ботанический сад. 4 часа

Тематическое планирование.

№пп Тема занятия Кол-во

часов

Форма занятия Практическое обеспечение Повторение и межпредметные связи
1 Многообразие комнатных растений 2 Рассказ с демонстрацией видеофильма, практическая работа по определению комнатных растений. Видеофильм или компьютерная презентация «Комнатные растения», открытки, книги о комнатных растениях, определители растений, заготовленные карточки для внесения данных о происхождении и выращиванию растений. Органы цветкового растения, их функции.

Биология-география «Происхождение растений, условия роста»

2 Группы растений по степени воздействия на человека и окружающую среду. 2 Рассказ с демонстрацией компьютерной презентации. Видеофильм или компьютерная презентация «Группы комнатных растений по степени воздействия на организмы».

Практическая работа: «Определение различных по воздействию на окружающую среду групп растений»

Физиология растений, выделение эфирных веществ.

Биология-химия

«Эфирные и летучие вещества»

3 Совместимость растений и человека. 2 Рассказ учителя.

Практические работы «Тест на определение совместимого растения», «Подбор совместимых растений в классных помещениях»

Комнатные растения разных видов, открытки и картины с изображением растений. Биология – психология.

«Эмоциональное состояние и растения».

Закрепление знаний о многообразии комнатных растений

4 Особенности размножения и ухода за комнатными растениями. 2 Практическая работа:

Пересадка и перевалка комнатных растений. Приготовление земляных смесей.

Рассказ учителя и учащихся о способах ухода за растениями.

Земляные смеси.

Методички: пересадка и перевалка комнатных растений. Кашпо, горшки.

Закрепление знаний о многообразии комнатных растений, их совместимости и значении в создании микроклимата.
5 Растения в интерьере.

(Возможно, совместно с учителем предмета «Основы Дизайна»)

2 Практическая работа

«Создание цветочных композиций»

Кашпо, пустые аквариумы, банки, бутылки (подготовленные дома – оплетённые нитями), коряги, трутовики. Биология – ИЗО, Основы дизайна.

Д.З. Составление паспорта учебных кабинетов домашних комнат

 

 

6 Необычные растения в интерьере. 2 Выступления учащихся с сообщениями и презентациями. Открытки, картины. Органы, видоизменение органов цветкового растения
7 Экскурсия в Ботанический сад. 2 Экскурсия, лекция. Блокноты, ручки, карандаши. Возможности использования растений в создании микроклимата.
8 Презентация учащимися своих работ «Создание цветочных композиций» 2 Выступления учащихся с демонстрацией презентаций

Power Point и цветочных композиций.

Оборудование для презентации. Биология – ИЗО, Основы дизайна.

Литература:

  1. Н.В. Цыбуля, Фитонцидные растения в интерьере, Новосибирск, 1999 г.
  2. Е. Мазова, Музыка комнатных цветов, М., 2000г.
  3. Н.Н. Капранова, Комнатные растения в интерьере, Московский университет, 1989г.
  4. Н. Заводенко, Гиперактивные дети, или дети с синдромом дефицита внимания.
  5. http:// WWW.edu.hsu.ru/ image Методика фитодизайна.
  6. http://www.tomsk.ru/ комнатные растения
  7. http://leto.tomsk.ru/
  8. www.flowers.tut.by, www.tambov.fi
  9. Журнал "Комнатные и садовые растения»