Обмен опытом по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Мир украшается занятиями математикой, поэтому нести это украшение детям радостно, почетно и ответственно.

Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают многие. Кроме того, учащиеся 10-11 классов после окончания школы поступают в ВУЗы, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов.

Из года в год растет интерес к этому предмету у учащихся. Для более глубокого изучения предмета открываются спецкурсы, создаются кружки, факультативы, проводятся семинары, конкурсы, вечера, недели математики, занятия по дополнительному образованию. И самое главное, из года в год растет поступаемость в ВУЗы. Вся эта работа планомерно проводится в нашей школе. Но я бы хотела подробнее остановится на моей работе по дополнительному образованию. Вот уже 4 года я веду уроки по дополнительному образованию на базе Белокатайского района Дома Пионеров. Содержание занятий, методика их проведений отличаются вдумчивым, творческим подходом, нацеленные на качество усвоения отдельных трудных тем в математике, которые не предусматриваются школьной программой.

Тема спецкурса “Математика для поступающих в ВУЗы”. Программа рассчитана на два года обучения, по четыре часа в неделю, в год 144 часа. Вид группы профильный, состав постоянный 16 человек. Набор в группу проводится по желанию детей и родителей, возраст от16 до 18 лет, форма занятий групповая.

Ведущая идея программы, ее цель - подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ. конкурсного экзамена по математике, повысить уровень математической подготовки, продолжить образование в ВУЗах.

Математика конкурсного экзамена имеет большую историю, богатые традиции и целый ряд особенностей. Базируясь на школьной, элементарной математике, задачи конкурсного экзамена обогащены многими идеями высшей, Вузовской математики.

И по содержанию, и по форме конкурсный экзамен менялся медленно. В последнее время получил достаточно широкое распространение экзамен с использованием компьютера, это единый государственный экзамен. По результатам ЕГЭ зачисление в ВУЗ проводится на основе конкурса документов, повышается доступность качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченной семей и отдаленных от вузовских центров молодежи.

Исходя из ведущей идеи программы я определила следующие, важные, на мой взгляд, задачи:

  • вооружить учащихся определенным кругом знаний, необходимых для поступления и обучения в ВУЗах;
  • развивать творческие возможности ученика, привить умение самостоятельно пополнять знания;
  • научить приемам решения тригонометрических, иррациональных, комбинированных уравнений и неравенств, систем уравнений, научить решать геометрические задачи;
  • научить выделять главное при решении задач, учить мыслить;
  • развивать качество: целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, честность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, развить и поддержать устойчивый интерес к математике;

Эта программа имеет большую педагогическую значимость. Несмотря на то, что у учащихся есть вычислительные навыки, умеют производить числовые преобразование, и преобразования алгебраических выражений, то есть достаточно хорошо владеют школьной программой, им необходимы дополнительные, более углубленные занятия для успешной сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ и дальнейшей учебы.

В моей программе затронуты темы тригонометрии, уравнения, неравенства с параметрами, комбинированные уравнения, производная, первообразная, то есть все то, что необходимо знать будущему студенту при изучении математики.

По моему замыслу занятия дополнительного образования должны носить творческий, новаторский характер, должны быть нацелены на качество усвоения отдельных трудных тем в математике непредусмотренных школьной программой.

Занятия проводятся в просторном, светлом, уютном кабинете математики, где много цветов. Важную роль в повышении эффективности занятий по математике играет соблюдение следующего условия - высокая оснащенность кабинета математики учебной научно популярной литературой, каждый ученик может пользоваться этой литературой, может брать нужные книги домой на период изучения темы. В кабинете математики имеются таблицы с формулами, наглядности, инструменты.

Методика моей работы по подготовке учащихся успешной сдачи ЕГЭ.

Начиная работу с новым классом, я тщательно анализирую уровень знаний, умений и навыков учащихся; постепенно отбираются и формируются 3 группы, назовем их условно, А(сильные), В(средние), С (слабые).

На пояснение новой темы уходит 10-15 минут, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, ЕГЭ и другую литературу. Углубленно изучение тем происходит на спецкурсе “Математика для поступающих в Вузы” по Программе дополнительного образования, 4 часа в неделю, который посещает весь класс. Учащиеся приобретают сборники по подготовке к ЕГЭ и занимаются по ним. В классе царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания. Учитель на уроке и во внеурочное время - наставник, консультант, помощник.

Проверкой готовности учащихся к ЕГЭ служит участие в централизованном тестировании (март - апрель), участие в районных и республиканских олимпиадах, пробные экзамены ЕГЭ в школе.

Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и от ученика полной выкладки, это труд на протяжении нескольких лет обучения. Чтобы ученик успешно сдал ЕГЭ в 11 классе надо начинать готовить его с 8 класса, а то и раньше.

Хотелось бы, чтобы на курсах повышения квалификации больше уделялось внимания вопросам проведения ЕГЭ. С этой целью организовывать выставку-продажу методической литературы, проводить открытые уроки по обмену опытом передовых учителей.

Еще хотелось бы отметить, что с введением ЕГЭ по математике и по другим предметам, учащиеся из глубинки Белокатайского района, из далекого села Ургала, начали поступать в престижные высшие учебные заведения, чего раньше, лет 5-10 тому назад, не было. А сейчас благодаря ЕГЭ 7 студентов учатся в Авиационном Университете, трое в Нефтяном, двое в ЮРГУ.

Итоги дополнительного образования:

Ярким показателем итогов моей работы по данному спецкурсу служат результаты сдачи ЕГЭ моими учащимися и уровень поступаемости в ВУЗы

Дата Кол-во учащихся Успеваемость Качество Оценки
    % % 2 3 4 5
2002 30 87% 43% 4 13 12 1
2003 31 87% 57%        
2005 14 100% 57% - 5 4 4
2006 13 100% 76% - 3 6 4

В 2005 году из Ургалинской средней школы сдавали ЕГЭ больше всех учащихся по сравнению с другими школами. Благодаря тому, что учащиеся набрали высокий балл на ЕГЭ по математике, они поступили в престижные ВУЗы России и республики Башкортостан. Например, Сатыбалдина Римма в 2002 году набрала 73 балла и поступила в ЮРГУ города Челябинска, Фаизова Диля набрала 69 баллов и поступила в Бирский педагогический институт, факультет физики и математики, в настоящее время учится на 5 курсе.

В 2005 году высокий бал набрал Яруллин Денис 78 баллов, рейтинг 95,9%, в настоящее время студент второго курса УГАТУ, Кабирова Аигуль набрала 78 баллов, рейтинг 95?9%, студентка УГАТУ, Шамилов Данис 76 баллов, рейтинг 94,7%, студент УГАТУ.

Благодаря тому, что они сдали свои сертификаты по математике, были приняты в 3-4 ВУЗа республики Башкортостана и Челябинской области, но выбрали местом обучением УГАТУ. Хотя в 2004 году ЕГЭ был отменен, выпускники, тем не менее, усиленно готовились к нему и успешно сдали вступительные экзамены в ВУЗы. Например, Чукавина Елена и Муллабаева Луиза учатся в УГНТУ, Асфаганова Ирина, Бакиров Динар, Еникеева Елена, Гайфулин Артур учатся в Аграрном университете, так же многие поступили в ССУЗы и колледжи.

16 февраля 2006 года мы с учащимися принимали участие в международном математическом конкурсе “Кенгуру”, в этом году тоже продолжим работу в этом направлении. Также ученица 10 кл Байбакова Юля в 2006 г заняла 1-ое место на районной олимпиаде по математике и приняла участие на республиканской олимпиаде.

Слагаемые моего успеха: дифференцированный подход к обучению плюс индивидуальный подход, плюс дополнительное образование, плюс внеклассная кружковая работа, а также использование на уроках новых технологий, передового опыта учителей-новаторов, как Хазанкина Р.Г. Цыганова Ш.И, Феоктистова И.Е., плюс методические пособия.

Моими настольными книгами являются:

  1. Математика ЕГЭ - 2006 “Вступительные экзамены” под редакцией
    Ф.Ф.Лысенко.
  2. “Математика интенсив.” Выпускные экзамены. Единый госэкзамен.
  3. “Вступительные экзамены” А.Н.Рурукин.
  4. “Энциклопедия ЕГЭ по математике” 2005 г. Ш.И.Цыганов.
  5. “Задачник по математике” Р.Б.Райхмист.
  6. Математика “Интенсивный курс подготовки ЕГЭ” С.И.Колесникова.
  7. “Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по математике” Б В.Соболь.
  8. “Готовимся к экзаменам”. Под редакцией М.И.Сканави.
  9. Балаян Э.Н. “Как сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов”.
  10. Лаппо Л.Д. “.Математика ЕГЭ”
  11. КИМы за 2003, 2004, 2005, 2006 г. и др.
  12. “Готовимся к единому государственному экзамену”. Математика.
  13. Л.О.Денищева. И.Ф.Шарыгин “Факультативный курс по математике”.
  14. И.Ш.Цыганов “ЕГЭ прошлых лет” 2006г.