Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами предложений

Разделы: Русский язык


Цель: Показать возможности использования экспрессивных конструкций с однородными членами предложений на материале повести Мустая Карима “Помилование”.

Оборудование: текст повести Мустая Карима “Помилование”, толковый словарь.

Ход урока

I. Сообщение целей урока.

Тема нашего урока – “Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами предложения”. Что обозначает слово “экспрессивный”? Посмотрите в толковом словаре.

(Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный)

Сегодня мы посмотрим, как используются конструкции с однородными членами а для выражения авторской идеи в повести Мустая Карима “Помилование”

II. Работа с текстом художественного произведения.

Сообщение об индивидуальной исследовательской работе “Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах повести М.Карима “Помилование”.

Вывод: Наиболее часто данные конструкции встречаются в портретных описаниях, в эпизодах, передающих душевное состояние и действия героев.

2. Лингвистический эксперимент.

Допишите предложение, взятое из повести:

Это яблоко подняла… девушка.

Прочитайте ваши предложения.

Сравним их с авторским текстом:

Это яблоко подняла черноглазая, черноволосая, с тонким носом и пухлыми, будто для поцелуев сотворенными губами, с острыми коленями, острыми локтями, с оленьими повадками семнадцатилетняя девушка.

Чье описание ярче? Почему?

Послушаем еще одно предложение, в котором описывается Мария Тереза:

Только глянуть на эти губы, на большие черные, до краев полные озорства глаза, на тонкие трепещущие крылья красивого носа, на сильные колени – долго жить ей, наверное суждено.

Смогли ли вы представить героиню? Чем пользовался автор, создавая ее образ?

Запишите первое предложение, отметьте в нем однородные определения, благодаря которым автор лаконично и ярко описал Марию Терезу.

III. Коллективная исследовательская работа.

Давайте проследим за ролью и экспрессивными возможностями предложений с однородными членами и в других эпизодах.

Первый вечер Любомира Зуха и Марии Терезы.

Посреди огнем выжженной, слезами омытой, любовью обогретой, клятвами освященной подлиповской земли лишь в трех шагах друг от друга стоят они. Что ждет их впереди? Даже подумать страшно. Потом наступил вечер. Первый их вечер перешел в последнюю ночь лета. Все больше чувствовалась легкая стынь, какая бывает в начале осени. Летними утрами земля просыпалась сразу, вздрогнет и проснется, а теперь вяло, медленно выходит из сна. И звезды ночами падают реже, не бросаются, как прежде, друг за другом очертя голову. И в эту самую благоразумную пору неразумные Любомир Зух и Мария Тереза Бережная полюбили друг друга. Еще ничего общего, чтоб на двоих только, у Любомира и Марии Терезы нет, разве что вот тот, народившийся месяц. Даже еще рука руки не коснулась. Но и самое великое счастье и несчастье начинаются с чего-то – молчания, жеста, слова.

Какие однородные члены предложения вы можете отметить в этом отрывке? (однородные сказуемые, определения, обстоятельства)

С какой целью автор использовал их в тексте?

2. Сборы Марии Терезы.

Сначала она все рабочие инструменты – топор, лопату, грабли, - очистив от глины, убрала в чулан. Потом бельишко свое постирала и вывесила сушиться на солнце. Пока сохло белье, она вымыла, выскребла ножом пол в избе, вытерла пыль в чулане, до блеска протерла все четыре окна. Висевшую на гвозде телогрейку вынесла на улицу, вытряхнула, выбила палкой. Залила водой почти доверху и растопила самовар.

Какие однородные члены предложения преобладают в данном отрывке? (однородные сказуемые)

Почему здесь нет ни однородных определений, ни однородных обстоятельств? (Нет описаний чувств Марии Терезы, есть только ее механические действия)

Выпишите из данных отрывков отмеченные предложение, найдите и подчеркните однородные члены предложения, укажите, чем они выражены.

Но и самое великое счастье и несчастье начинаются с чего-то – молчания, жеста, слова. Сначала она все рабочие инструменты – топор, лопату, грабли, - очистив от глины, убрала в чулан.

Что общего в этих предложениях? (При однородных дополнениях есть обобщающие слова).

Вспомните, какие знаки препинания обычно ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. (На доске записываются схемы предложений)

Составьте схемы наших предложений

.

В некоторых случаях возможна и такая авторская постановка знаков препинания.

3. И в начале истории любви Любомира и Марии Терезы, и в трагическом ее конце около героев были люди. Но самые глубокие мысли и чувства появляются у окружающих после вынесения Зуху приговора.

Участь Любомира Зуха заставила капитана Казарина забыть и про собственную болезнь, и про собственное горе. Дважды мог Руслан Сергеевич уберечь этого непутевого сержанта от беды. …Но свою болячку на других вымещал, за свою беду на весь мир ощерился,за грех одной Розалины весь женский род возненавидел. Во второй преградой стали честь командира, воинский долг, верность присяге, а более всего – беспощадный закон военного времени.

Запишите первое предложение данного отрывка, отметьте однородные члены, составьте его схему. (и О, и О.)

Перестройте это предложение соответственно следующей схеме: О, О. Что изменилось?

(Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению)

IV. Итак, рассказывая историю любви двух молодых людей в разгар войны, Мустай Карим умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами. Не заметили ли вы, какие члены предложения чаще всего выступают в роли однородных? (сказуемые)

Как вы думаете, почему? (Очень быстро, в течение двух недель прошли герои путь от жития “в каком-то необычном – высшем мире” до гибели и горестного безумия)

Сорвался с горы большой камень, катится вниз, никого не щадя, и ни остановить, ни в сторону сбить его никто не может. Сомнет, покалечит, а кого-то раздавит вчистую и ухнет в пропасть. Только в ушах останется гул и на душе мука.

Погрузившись в язык замечательной повести Мустая Карима “Помилование” мы пронаблюдали, как “работают” предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании портрета, и в характеристике действия, и в передаче душевных переживаний героев.