"Работа по формированию правильной устной и письменной математической речи в процессе изучения темы: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Тесты как средство контроля знаний становятся все более популярными. Они все чаще стали использоваться в качестве проверочных, самостоятельных и контрольных работ. Преимуществом тестирования как формы контроля знаний является его объективность и технологичность проверки результатов. С помощью тестов хорошо проверять отработанные навыки и умения. Однако для математики главное не только получение правильного ответа, но и правильное рассуждение. Тесты же не дают возможности увидеть реальные знания учащихся, так как ни глубину понимания, ни творческие способности, ни ход рассуждений, ни правильность использования математических символов и терминов (т.е. математическую письменную речь) проверить нельзя.

Что является целью проверки, то более тщательно и отрабатывается в процессе обучения, что же не является предметом контроля и оценки, то в процессе обучения не получает должного развития. Частое использование тестового контроля на уроках математики не содействует выработке и развитию правильной письменной и устной математической речи учащихся. Учителя все меньше уделяют внимания письменной речи, меньше реагируют на речевые ошибки. В связи с этим у учащихся постепенно исчезают навыки правильной как письменной, так и устной математической речи. Возникают проблемы с верным чтением выражений, употреблением терминов, постановкой ударений, они плохо говорят и грамотно записывать решение задач не умеют.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать, правильно использовать математические символы и термины является необходимым условием глубокого и сознательного усвоения математики. Большое значение в осмыслении учебного материала имеет работа по формированию правильной устной и письменной математической речи учащихся.

Только лишь путем упорного труда можно выработать речь, которая будет восприниматься учащимися как образец, характеризующийся:

- полной ясностью выраженных мыслей;
- научностью;
- соблюдением правил синтаксиса.

Язык и речь необходимо воспитывать и развивать постоянно и непрерывно. Поэтому на каждом уроке математики, необходимо внимание учителя к устной и письменной речи ученика, фиксация внимания учащихся на ошибках, их анализ и исправление. Необходимо учить учащихся правильно формулировать вопросы, конструировать определения своими словами, правильно строить предложения, используя нужные термины. Это поможет более полно осмыслить и понять учебный материал. Таким образом будет формироваться правильная устная речь ученика.

Очень часто при изучении обыкновенных дробей учащиеся математические термины «числитель» и «знаменатель», заменяют выражениями «наверху» и «внизу»; запись дробей, смешанных чисел, дополнительных множителей ведется беспорядочно и неаккуратно.

В предлагаемый открытый урок по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» нами включены задания, направленные на отработку правильной устной и письменной математической речи. Они предназначены для:

- отработки навыков чтения и записи математических предложений;
- нахождения ошибок в тексте решения или установление недостающих элементов;
- определения истинности данного утверждения;
- самостоятельной формулировки учащимися математических правил;
- конструирования ответа на поставленный вопрос.

Открытый урок в шестом классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» с элементами игры.

Математика: Учеб. для 6 кл. сред. шк. Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

На данном уроке у учащихся есть возможность получить не менее двух отметок: за самостоятельную работу, выполненную через копирку; за устную работу на уроке (устные ответы фиксируются в отдельной ведомости); за тест и устные ответы; за творческую домашнюю работу.

Задания для самостоятельной работы и эстафеты оформлены на доске. Задания «Найди ошибку!», «Заполни пропуски!», «Выбери дробь!» оформлены на отдельных листах ватмана.

Перед началом самостоятельной работы необходимо напомнить учащимся о том, как оформляются задания, которые содержат дробные числа. Листы для самостоятельной работы готовятся заранее. Два одинарных листа, между которыми заложена копирка, соединены скрепкой. По окончании работы первый лист сдается учителю, второй остается у учащегося и используется для самопроверки. Один из вариантов разбирается подробно с формулировкой применяемых правил, для второго варианта зачитываются только правильные ответы. Учащиеся самостоятельно находят и исправляют ошибки.

В задании «Найди ошибку!» учащиеся, анализируя ход решения, должны найти ошибку, сформулировать правило, которое необходимо применить для ее исправления.

Эстафета выполняется всеми учениками на скорость. Первые пять учащихся получают отметку за правильное решение и объяснение того, как выполняли действие и какое правило применяли.

Тест «Выбери дробь!» выполняется на отдельных, заранее подготовленных листах, которые после выполнения сдаются учителю. При выставлении отметки за тест учитывается устная работа на уроке.

Решение текстовой задачи. Оформление краткой записи и устное составление уравнения к задаче проводится в классе, дома учащиеся самостоятельно оформляют решение.

Задание «Заполни пропуски!», является дополнительным, проанализировав по таблице ход решения, учащиеся должны вместо знака «?» поставить число, так чтобы выполнялось равенство.

ТЕМА УРОКА: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

ДЕВИЗ УРОКА: «В математику тропинку, одолеем без запинки!»

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающие:

1. обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме;
2. коррекция знаний и умений.

развивающие: развитие:

1. правильной устной и письменной математической речи;
2. внимания;
3. умения слышать одноклассников;
4. умения высказывать свои мысли не стесняясь;
5. самостоятельности; инициативности;
6. навыков самоконтроля и правильной самооценки.

воспитательные: воспитание:

1. чувства ответственности за порученное дело;
2. воли и упорства в достижении поставленной цели;
3. трудолюбия;
4. старательности;
5. аккуратности;
6. дисциплинированности.

ПЛАН УРОКА.(80мин.)

1. Организационный момент.
2. Разминка «Закончи фразу!».
3. Самостоятельная работа через копирку.
4. «Найди ошибку!».
5. Эстафета.
6. Устный опрос.
7. Тест «Выбери дробь!».
8. Решение текстовой задачи.
9. «Заполни пропуски!».
10 .Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Самооценка. Учащиеся оценивают свои знания и умения по данной теме, выставляя себе соответствующую отметку на листах для самостоятельной работы.

II. Разминка «Закончи фразу!».

1. Обыкновенная дробь состоит из ...
2. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают ...
3. На координатной прямой меньшая дробь расположена ...
4. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется ...
5. Знаменатель дроби показывает ...
6. Числитель дроби показывает ...
7. Черту дроби можно заменить ...
8. Дробь, в которой знаменатель меньше числителя или равен ему, называется ...
9. Из любой неправильной дроби можно ...
10. Числитель и знаменатель дроби отделены друг от друга ...

III. Самостоятельная работа через копирку.

VI. Устный опрос.

1. Сформулируйте основное свойство дроби.
2. Какие числа называются противоположными?
3. Какие числа называются рациональными?
4. Что называется сокращением дроби?
5. Какую дробь называют несократимой?
6. Что называют наименьшим общим знаменателем?
7. Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю?
8. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
9. Как сложить, вычесть или сравнить дроби с разными знаменателями?
10. Как сложить или вычесть два смешанных числа?

VII. Тест «Выбери дробь!»

1. Какая дробь выражает четверть?

2. Выберите дробь, равную дроби .

3. Выберите дробь равную 4.

4. Какая дробь выражает «половину»?

5. Выберите дробь, которая больше 1 и меньше 2.

VII. Решение текстовой задачи.
В одном ящике было в два раза больше картофеля, чем в другом. Когда из первого ящика забрали кг, а во второй добавили кг, то в обоих ящиках картофеля стало поровну. Сколько кг картофеля было в первом ящике?

«Заполни пропуски!»

Домашнее задание.

Оформить решение текстовой задачи, составить и оформить задания-карточки по данной теме: «Эстафета», «Найди ошибку!»

12.02.2007