Разработка учебного занятия по курсу самосовершенствование личности школьника для учащихся 6-го класса, раздел самовоспитание

Разделы: Общепедагогические технологии


Занятие «Воспитание воли»

(занятие по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" для учащихся 6 класса, раздел самовоспитание)

Все победы в жизни начинаются
с победы над собой.
Конфуций

Ход занятия

  1. Психологическая разминка.
  2. Анализ литературного материала о Геракле и Ификле.
  3. Анализ понятия «человек воли».
  4. Графическая беседа «Круг воли»
  5. Выработка рекомендаций по воспитанию силы воли.
  6. Ситуация-проба «Дебаты о моей силе воли»
  7. Упражнение «Дерево моих достижений».
  8. Подведение итогов занятия.

Примечание: продолжительность занятия составляет 90 минут

1. Психологическая разминка: «Рубка дров».

Инструкция: Встаньте так, что-бы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова. Кто-нибудь когда-то рубил дрова? Да? Отлично. Нет? Не беда - сейчас научимся! Представьте себе бревно, которое будете рубить. Покажите мне какой оно толщины и высоты. Отлично! Теперь поставьте его на пень и поднимите «топор» у себя над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете «топор», вы можете громко выкрикнуть: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Все попробовали! У всех получается? Отлично, а теперь соревнуемся – кто больше нарубит дров за две минуты!
Методические рекомендации: объяснение желательно сопровождать показом; игра интересна для всех возрастов, даже для самых старших, и при этом снимет ненужное смущение.

Психологическая значимость: поднимает настроение, снимает накопившееся напряжение и агрессию, хорошо разминает перед какой-либо значимой мыследеятельностью.

2. Анализ литературного материала «Легенда о близнецах»

Цель: используя мифологические образы раскрыть понятие воли как способности человека управлять собой.

Вопросы:

  1. Что хотел сказать народ – создатель мифа, показывая двух близнецов как разных по качествам личности людей?
  2. А может это все-таки один и тот же человек?
  3. Бываем ли мы порой в двух обличиях?
  4. Какие черты характера управляют нами в это время?
  5. Какое главное качество Геракла в поступках отличает его от Ификла?

3. Анализ понятия «человек воли».

Уч-ся предлагается упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».

Цель упражнения: определить понятие «воля» – усердие над собой
Учащимся предлагается посмотреть несколько ситуаций и объяснить поступки героев, исходя из особенностей проявления тех или иных качеств (черт) личности.

Вариант 1 (работа в группе)

Ученик 6-в класса Коля И. в среду был дежурным по классу. Он знал, что на следующий день первым уроком будет контрольная за четверть по математике. Дома Николая ждал новый компьютерный диск с новейшей игрой. Ни у кого в классе такой игры еще не было. Быстро пообедав, Коля решил, что уборку в классе можно отложить. Сейчас он поиграет, а потом сходит в школу и сделает уборку. Через 2 часа Коле позвонил друг и спросил о том, что он делает. Узнав о новой игре, друг попросился в гости. Друзья проиграли вместе до прихода Колиных родителей, которые приходят в 19 часов с работы. Приход мамы заставил друзей разойтись и сесть за уроки. Заданий было очень много, и Коля делал их более 2-х часов. Закончив уроки, мальчик уже не помнил о школе и уборке в классе.

Вариант 2 (работа в группе)

Мама попросила дочку Машу сходить после школы в магазин и купить продукты для приготовления ужина, т.к. сама приезжала с трассы очень поздно. У девочки после уроков было много дополнительных занятий – музыкальная школа, кружок по рисованию, танцевальная студия. Все эти занятия заканчивались очень поздно, а еще было много заданных уроков. Маша не хотела пропускать занятия, но понимала, что до закрытия ближнего магазина продукты купить не сможет. Кроме этого, девочке очень не хотелось расстраивать маму тем, что нет продуктов для ужина. Посетив все занятия, Маша пошла в дальний гастроном. Купив все необходимое, она еще не скоро вернулась домой: сумка была очень тяжелая, Маша часто останавливалась и отдыхала. Когда девочка пришла дома, мама оказалась дома. Мама, узнав, почему девочка так поздно пришла, растрогалась, поцеловала дочку и сказала: «Ты у меня самая большая помощница».

Вопрос для учащихся: Какие качества личности проявили герои рассказов?

Далее уч-ся предлагается упражнение «Мудрец из храма».
Ученикам сообщается, что данное упражнение относится к медитативным техникам. Предлагается закрыть глаза, расслабиться, слушать медитативную музыку и представить себе храм, в котором учащиеся встречаются с мудрецом из храма. Каждый может мысленно задать вопрос своему мудрецу и получить ответ на них.
Задание: Найдите ответ на вопрос «Что же такое «воля»?

4. Графическая беседа «Круг воли»

Цель: определить различие между понятиями «воля», «сила воли», «волевые качества», степень развития волевых качеств (самооценка)

Инструкция к бланку «Круг воли»

Перед Вами на листе изображены 8 цветных кругов. Каждый круг будет соответствовать одному волевому качеству

  1. Выдержка
  2. Дисциплинированность
  3. Инициативность
  4. Настойчивость
  5. Решительность
  6. Самостоятельность
  7. Смелость
  8. Целенаправленность.

Задание. Выберите для каждого качества свой цвет, который как Вам кажется, этому качеству наиболее подходит, и подпишите под кругом его название. Затем в каждом кругу отметьте (заштрихуйте) сектор, соответствующий количеству этого качества в вас самих. Проанализируйте, какие сектора имеют наибольшую площадь, а какие самую маленькую. Соотнесите площади заштрихованных секторов с тем, какие качества в Вас развиты лучше, над какими качествами Вы начнете работать. Проранжируйте развитость волевых качеств цифрами.

5. Выработка рекомендации по воспитанию воли.

Цель: научить учащихся составлять план по самовоспитанию воли.

Работа с учебником Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина "Сделай себя сам". М.: Народное образование,2001, с.96

Рекомендации: «Как победить своего внутреннего Ификла», или Пять «надо».(см. слайд к уроку)

Наблюдение. Наблюдая за собой, определите, какие волевые качества Вам необходимо в себе еще развить.

Борьба. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.

Убеждение. Убеждайте себя и приказывайте себе поступать правильно.

Анализ. Упорно контролируйте свои действия. Каждый вечер анализируя прошедший день, отмечайте, что Вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня. Отмечайте, что помешало довести дело до конца.

Одобрение. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

6. Ситуация-проба «Дебаты о моей силе воли»

Цель: формировать у учащихся умение анализировать свои действия и поступки, аргументированно защищать свои действия по планированию самовоспитания.

Задание выполняют двое. Один участник хочет воспитать в себе силу воли. Он приводит план работы над собой, показывает, что достичь результат возможно. А второй пытается критиковать, приводит контраргументы. Затем они меняются ролями.

Задание. Проанализировать свое поведение с точки зрения проявления воли. Оценить свои возможности самовоспитания воли. Составить план самовоспитания воли.

7. Упражнение «Дерево моих достижений»

Цель: формирование положительной «Я» концепции

Учащимся предлагается изображение дерева с большими листьями. В каждом листке ребята должны записать свои достижения по воспитанию волевых качеств.

Учитель просит ребят поделиться внесенными записями. Незаполненные листья учитель предлагает заполнять в дальнейшем и объясняет, что сегодняшним уроком они только открыли страницу достижений по самовоспитанию воли.

8. Подведение итогов занятия.

Рефлексия

1. Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
2. Над чем ты начнешь работать?

Упражнение «Чемодан пожеланий»

Учащимся предлагается сказать пожелания всем участникам занятия. Эти пожелания должны быть связаны с самовоспитанием и адресованы конкретному человеку.
Все учащиеся записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя и выбирает наилучшее.