Комплексная аттестация по предмету как способ повышения эффективности обучения математике

Разделы: Математика


“Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. Бернар Шоу.

В становлении современного человека большую роль играет математическая подготовка. Она выражается в приобретении конкретных математических знаний, необходимых для применения на практике, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Также способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

Освоение учениками знаний, овладение ими умениями и навыками более качественное, если происходит преимущественно в форме деятельности. Чтобы знания становились инструментом с ними нужно работать. Необходимо их применять, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях.

Учитель постоянно находится в поиске таких форм деятельности учащегося, при которых полученные знания давали бы наибольшую продуктивность. Поэтому в процессе обучения требуется своевременное внесение необходимых корректив, совершенствование приёмов и содержания деятельности учащихся. Для этого служит планомерно осуществляемый учителем контроль. К контролю относится промежуточная (поурочная), срезовая (по темам), итоговая и творческая аттестация учащихся.

Аттестация позволяет учителю привести в систему усвоенный за определённый период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного материала. Позволяет более полно выявить динамику обучаемости и обучености учащихся. Я предлагаю не останавливаться на одном или нескольких видах аттестации, а применять их в комплексе.

Комплексная аттестация по предмету включает в себя следующие требования:

  • Систематичность и регулярность её проведения на всех этапах обучения.
  • Разнообразие форм проведения аттестации, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций.
  • Всесторонность, заключающаяся в том, что должны быть охвачены все разделы учебной программы, обеспечена проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков.
  • Индивидуальный характер аттестации, требующий осуществление контроля над работой каждого ученика, за его личными успехами и затруднениями.
  • Дифференцированный подход, учитывающий особенности отдельных разделов и тем, а также индивидуальные качества учащихся, требующий различных методик проведения аттестации

Не секрет, что учителю всегда хочется иметь четкую, объективную и полную характеристику о знаниях, умениях, навыках ученика, о его отношении к предмету.

Аттестация позволяет проследить творческую активность, как показатель роста или спада интереса к предмету, более точно и своевременно учесть неудачи и не пропустить успехи, а к концу года иметь развёрнутую характеристику деятельности каждого учащегося в отдельности и класса в целом.

В работе по комплексной аттестации я предлагаю использовать следующие приемы:

1“СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ”.

В ведомость заносятся результаты промежуточного контроля, результаты контрольных работ, творческие работы по учебным темам каждого ученика.

Приём позволяет “отслеживать” учащихся на любом этапе обучения (практически поурочно) и в тоже время позволяет проанализировать работу класса в целом, откорректировать возникшие проблемы в процессе изучения темы, увидеть результаты работы за длительный период. Это позволит чётко организовать обобщающий урок по теме, более продуктивно спланировать уроки анализа контрольных работ. Спланировать уроки итогового повторения за год. Посмотреть эмоциональный настрой на работу. Удобно фиксировать результаты контроля в виде таблицы.

Сводная ведомость промежуточной аттестации _______класса ______учебный год.

Фамилия имя Тема: Тема:
  №1 №2 №3 №4 К\р Тв. №1 №2 №3 №4 К\р Тв.
1.                        
2.                        
3.                        

№1 ,№2, №3, №4 - это номера контроль - тестов по темам курса (см. ниже). К\р -контрольная работа по теме может проводиться по дидактическим материалам, предусмотренным учебным комплексом к определённому учебнику. К/р может быть диагностической, тестовой. Тв. -наличие выполненной творческой работы по теме, речь о ней пойдёт ниже.

КОНТРОЛЬ - ТЕСТ.

Удобным средством текущего контроля является созданная мною система контроль - тестов по темам курса “Алгебры”. Ученик выполняет задание теста самостоятельно в течении заданного времени, затем осуществляется проверка, учителем, взаимопроверка другим учеником или самопроверка по готовым ответам. Сразу же видны проблемы в изучении определённого понятия или умения, тест состоит из 4-6-ь заданий построенных по следующим уровням:

  • Узнавание - узнать понятие, отличить одно от другого, выбрать нужное.
  • Запоминание - воспроизвести выученные определения, правила, свойства.
  • Понимание- умение определить связи между несколькими понятиями, обосновать, объяснить свойства, выводы.
  • Применение. Репродуктивное - решение стандартных задач.
  • Поисковое - задачи требующие обобщения некоторых знаний, умений.
  • Творческое- оригинальные задачи, задачи с обобщением между темами, между предметами.

В данном виде работы осуществляется реализация индивидуального подхода, на первом уроке ученик видит, как он понял материал, на следующем - уровень своей готовности к продолжению изучения темы. Тесты тем хороши, что их можно использовать на любом этапе изучения новой темы или закрепления знаний. Необязательно выставлять все отметки в журнал, можно дать задание на дом, позже повторить тест, можно его использовать для коррекции знаний и умений. Ученику важно знать, откуда взялась его отметка и здесь он это знает. Количество баллов за правильный ответ соответствует № задания. Если 5 заданий, то максимальное число баллов – 15, “3” за 8-10 баллов, “4” за 11-13 баллов, “5”-14-15 баллов. Условия оценки можно изменить в зависимости от уровня класса. Если 6 заданий-21 балл, “3” за 11-15 баллов, “4” за 16-19, “5”-20-21 балл. Можно оставить количество баллов как оценку, не переводить в отметки, что поможет учащимся показать, что они способны исправить плохие оценки в течении всего времени изучения темы.

Результаты заносятся в сводную ведомость по каждой теме отдельно.

При подготовке к контрольной работе учитель знает наиболее слабые места в каждой теме.

Примеры контроль – тестов смотри в приложении 1.

Примеры диагностических контрольных работ в приложении 3.

Анализ контрольной работы – это тоже очень ответственное дело, хорошо, когда все учащиеся подошли к контрольной работе с хорошими показателями по контроль – тестам, но не всегда мы можем долго “сидеть” на одной теме и контрольная неизбежна. Предлагаю свой вариант анализа контрольной работы в виде таблицы

2. “СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРУДНЕНИЙ ”

(номер задания-затруднения отмечается каким-либо значком. Например V)

Фамилия

Имя

Контрольная работа №1 Тема задания Контрольная работа №2 Тема задания
Н С отм 1 2 3 4 5 6 Н С отм 1 2 3 4 5 6
1.                                    
2.                                    

Таблица позволяет учитывать настроение ученика на контрольной (буква Н в таблице), проведённую самооценку знаний по теме (буква С в таблице). В начале выполнения к\р нужно попросить отметить крестиком своё состояние на уроке на двух шкалах- настроение и самооценка по 10 бальной системе.

Обработка результатов данной ведомости приводит к тому что:

I) Учитель имеет представление о контрольной работе по каждому ученику.

  • Какие затруднения в изучении темы.
  • Что успешно усвоено.
  • Какое отношения к данной теме у детей в целом.

II) Можно подготовить полный всесторонний анализ контрольной работы.

  • Обратить внимание на слабые места в изучении темы и включить их в повторение.
  • Вернуться в конце года к наиболее трудным темам.
  • Составить для ученика индивидуальный план повторения и подготовки к итоговой к/р.

III) Можно использовать материал ведомости при повторении в начале следующего года.

Далее расскажу прием, позволяющий учитывать творческие работы учащихся по темам, стимулировать интерес к предмету, развивать здоровое соперничество и сотрудничество. Этот приём называется – напиши свою книгу. Книга пишется на протяжении всего года или нескольких лет и состоит из творческих заданий, которые ученик выполнил самостоятельно. По желанию он под своим именем создаёт книгу или папку, которую ученики называют по-разному: “Гимнастика для ума”, “Чтобы было интересно”, “ О математике и не только”. В неё собираются все творческие работы учащегося.

Примеры творческих заданий сначала предлагает учитель.

Примеры можно увидеть в приложении 2.

Обучение математики будет приносить удовлетворение учителю и ученику, когда любая деятельность обоих будет оценена заслуженно, когда учитель будет уверен, что сделал всё что мог, а ученик объективно научится себя оценивать.

Для полноты представления учителя об ученике можно использовать приём

3.“ЛИСТ САМООЦЕНКИ”.

Данный прием можно назвать по-разному, суть в том, что ученик сам оценивает результаты своей работы по предмету на протяжении всего года за равные промежутки времени. Можно использовать четверти, триместры, полугодия.

Он выражает отношение к предмету, завершая всё пожеланиями на будущее.

Это хорошая “лакмусовая бумажка” для учителя, можно вовремя помочь ребёнку. Если возникают проблемы, держать ситуацию под контролем.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ученика(цы)...............класса

По итогам работы в…........./…..........уч.году.

КАК Я ОЦЕНИВАЮ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

(поставьте количество баллов от 1 до 20, 20 – наибольшее)

  Я оцениваю алгебра геометрия Почему? (если можешь объясни)
1 полугодие Внимание      
Активность      
Качество знаний      
самостоятельность      
2 полугодие Внимание      
Активность      
Знания      
самостоятельность      
год Внимание      
Активность      
Знания      
Самостоятельность      

2) УЧАСТИТЕ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО ПРЕДМЕТУ.

В классе. (Викторины, командные игры, выпуск газет, и др.)

 

Занятые места
 
В школе (Игра по станциям, олимпиада и др.)

 

Место
 
В районе, в городе. (олимпиада, “кенгуру” и др.)

 

место место
   

БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НРАВИТСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________

САМОЕ ТРУДНОЕ ДЛЯ МЕНЯ В МАТЕМАТИКЕ. НА ДАННОМ ЭТАПЕ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

ПОЖЕЛАНИЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

_______________________________________________________________________________

Лист самооценки позволит самому ученику посмотреть на себя со стороны, остался он доволен собой, или нет, поискать пути совершенствования, или отметить: “ Я молодец и сделал всё, что мог”. Лист самооценки можно представить в партфолио учащегося так теперь популярного в школах.

Подведём итоги всего вышесказанного.

Работа по комплексной аттестации учащихся способствует следующему:

  • Всестороннему изучению учителем индивидуальности каждого своего ученика.
  • Расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков.
  • Ученик занимает активную позицию в процессе контроля, он не только решает задания, но имеет возможность внести коррективы, если материал усвоен не достаточно. 4.Повышению ответственности за выполняемую работу, показывая неразрывность цепочки знаний, что-то новое всегда следует из предыдущего, а за ним будет следующее.
  • Приучает школьников к систематическому труду. Нельзя сегодня выучить, а завтра пропустить.
  • Созданию здорового общественного мнения. Ученик, выполняющий аттестационные работы на “хорошо” и “отлично” заслуженно выделяется в классе.
  • Возникновению крепкого сотрудничества учителя и ученика, коллектива учащихся.
  • Даёт возможность судить об успехах работы учителя и учащихся за определённый период.

Список литературы, используемой при работе над темой:

  1. Бордовская Н.В. Методы педагогической диагностики. Москва 2000г
  2. Гин А. Приёмы педагогической техники. Москва 2001г
  3. Дорофеев Г.В. и др. Математика для каждого. Технология, дидактика, мониторинг.Москва 2002г.
  4. Максимовская М.А. и др. Тесты по математике 5-11 класс. Москва 1999г.
  5. Рыжик В. Тесты готовности к продолжению обучения. Санкт- Петербург 1998г.