"Этикет общения" . Программа нравственно-эстетического развития воспитанников

Разделы: Социальная педагогика


Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения.

Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.

Опыт работы в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних позволяет констатировать возрастание количества детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Программа “Этикет общения” предназначена для воспитанников 8–12 лет, имеющих нарушения в коммуникативной сфере.

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и, чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в будущей жизни.

Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.

Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и мн. др.

Правильное использование этикетных формул в речи ребёнка поможет наладить отношения с окружающими, поддерживать общение в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, следовательно, способствует формированию целостной личности, адаптированной в социуме.

Цель программы: Формирование первичных навыков культурного общения.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с основными законами и правилами общения между сверстниками и с взрослыми людьми.

Научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях.

Формировать коммуникативные умения, опыта их использования.

2. Воспитать любовь к человеку как собеседнику общения.

3. Развивать любознательность, познавательные интересы, творческие способности; расширять кругозор.

Формы работы: Беседы, занятия с элементами социально-психологического тренинга, диагностика.

Методы обучения:

  • игра – основной метод: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская;
  • проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций, организация поисковой творческой деятельности;
  • драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.

Основные принципы работы:

  • сознательности и активности воспитанников;
  • доступности;
  • прочности усвоения знаний;
  • принцип связи теории с практикой.

Программа состоит из этапов:

1. Первичная диагностика уровня развития культуры общения младшего школьника, анализ полученных данных.

Проводится в первые недели учебного года до начала их систематического обучения. Экспериментальные задания предлагаются детям в процессе индивидуальных и групповых встреч. Ребёнку даётся инструкция и время для выполнения работы. Если школьник испытывает затруднения, ему оказывается помощь: подбадривание, указательные жесты, наводящие вопросы, дополнительное разъяснение инструкции, выполнение действия по подражанию или совместных с педагогом действий. Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Собранные данные подвергаются количественной обработке и качественному анализу.

2. Формирование и развитие культуры общения детей 8-12 лет.

3. Мониторинг уровня развития культуры общения младшего школьника, анализ результатов и определение динамики её развития.

Календарный план работы по программе “Этикет общения” на 2006-2007 учебный год

п/п

Наименование Время

выполнения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Создание рабочей тетради для самостоятельных работ по программе “Этикет общения” (2006-2007 учебный год)

Формирование группы воспитанников для обучения по программе “Этикет общения”.

Диагностика уровня развития культуры общения выделенной группы воспитанников. Анализ полученных данных.

Занятие № 1: “Что такое этикет?”.

Занятие № 2: “Приветствие”.

Занятие № 3: “Прощание, пожелание при прощании”.

Занятие № 4: “Как правильно вести беседу: знакомство, обращение, комплимент, благодарность, извинение, утешение”.

Занятие № 5: “Разговор по телефону”.

Занятие № 6: “Поздравление и пожелания”.

Занятие № 7: “Правила этикета на улице”.

Занятие №8: “Правила этикета в общественном транспорте”.

Занятие № 9: “Правила этикета для хозяев и гостей”.

Занятие № 10: “Правила этикета в театре и на концерте”.

Занятие № 11: “Правила этикета в магазине, в библиотеке”.

Занятие № 12: “Контрольная работа”.

Мониторинг уровня развития культуры общения группы воспитанников, прошедших обучение по программе “Этикет общения”. Анализ результатов и определение динамики её развития.

сент. – октябрь

сент. - октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

февраль

март

март

апрель

апрель

май