Особенности организации профильного обучения в сельской однокомплектной школе

Разделы: Администрирование школы


Наша обычная сельская школа расположена на границе Орехово-Зуевского района, удалена от районного центра на 60 км. 160 учащихся съезжаются в школу из всех деревень Соболевского округа, расположенных в 5-10 км от школы. Школьного автобуса нет. Средняя наполняемость классов 16 человек.

В школе работают 20 учителей, из них высшую квалификационную категорию имеют 8, первую 6 человек. 45% учителей являются воспитанниками этой школы.

Сельская школа переживает не лучшие времена: уменьшение контингента учащихся и количества классов и, как следствие этого, уменьшение нагрузки сельского учителя и, соответственно, заработной платы; необходимость совмещения профессий учителем; невозможность пополнения коллектива учителей молодыми кадрами из-за отсутствия жилья.

Главной же проблемой является невозможность родителей обеспечить высокий уровень образования и развития своих детей в связи с удаленностью сферы дополнительного образования, низким материальным положением семей, суточным режимом работы родителей (каждый четвертый родитель) и ее удаленностью. По опросу, проведенному в 1998 году школой, лишь 19 человек из 330 родителей имеют высшее образование, но 87% хотели бы, чтобы их дети продолжали образование в высших учебных заведениях.

Поэтому цель нашей образовательной деятельности – сделать сельского школьника конкурентоспособным на рынке продолжения образования и трудоустройства.

Основная задача школы – максимально обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении каждого ученика, полностью раскрыть его способности к учебе и творчеству, по возможности индивидуально выстроить его образовательную траекторию.

Основным документом, организующим учебный процесс в школе, является учебный план. С 1998 года школа работает по варианту учебного плана для сельских малокомплектных школ с профильным обучением в 9-11 классах. Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю в связи с большой удаленностью мест проживания учащихся школы.

Программы профильного обучения были разработаны учителями школы на основе государственных стандартов, ориентированы на повышенный уровень знаний и практическую направленность курсов, требования к поступлению в ВУЗы. Программа по литературе предполагает более глубокий анализ художественных произведений и расширение круга чтения. Французский язык представлен программой “Французское наследие”, позволяя учащимся более глубоко знакомиться с культурой этой страны. Программа по информатике дает возможность освоить компьютер на двух уровнях: пользовательском и основах программирования. Курсы химии, физики, биологии усиливают практическую направленность этих предметов. Курс экологии предполагает изучение основ экологии нашего района и области. Курс русского языка направлен на развитие речи учащихся и индивидуальную коррекцию их грамотности. Программа по истории позволяет систематизировать знания по курсу истории России и имеет культурологическую направленность.

Учащиеся 10-11 классов занимаются по индивидуальному расписанию для каждого ученика, которое в полном объеме отражает личную образовательную траекторию. При этом часто наряду с основными предметами профиля наблюдается выбор всеми учащимися для профильного изучения таких предметов, как русский язык, математика, информатика, которые востребованы при продолжении образования. Таким образом, образуются профильные группы сменного состава, ребята усиленно изучают только те предметы, которые будут необходимы им при поступлении в другие учебные заведения.

Сложилась определенная технология по организации учебного процесса на основе профильного обучения по индивидуальным учебным расписаниям:

1. Анкетирование учащихся, выявляющее их учебную направленность и мотивацию к изучению различных предметов.

2. Анализ результатов анкетирования с целью выявления набора предметов профильного уровня.

3. Беседа с родителями учащихся с целью уточнения профиля обучения учащегося, направлений последующего продолжения образования.

4. Обсуждение и утверждение на педсовете окончательного списка профильных курсов, представление и утверждение профильных программ и системы контроля за качеством знаний учащихся.

5. Презентация учебных профильных курсов учителями-предметниками для повышения качества набора.

6. Утверждение окончательного списка профильных предметов для каждого ученика и издание приказа директора.

7. Уточнение учебной нагрузки учителей, исходя из количества и состава учебных групп по каждому предмету.

8. Корректировка учебного плана школы.

9. Составление расписания в соответствии с ИУР учащихся:

- составление таблицы выборов;

- комплектование групп по выбору с учетом деления на подгруппы;

- составление сводной таблицы по выбору учебных предметов базового и профильного уровня;

- составление индивидуальных расписаний на каждого учащегося и сводного расписания класса и увязка их с общешкольным расписанием.

10. Корректировка функциональных обязанностей учителей-предметников и классного руководителя по отслеживанию их взаимодействия с учащимися и их родителями.

11. Определение порядка отчетности и ведения документации для всех участников учебного процесса, участвующих в работе по данной технологии.

12. Организация контроля за качеством преподавания профильных курсов.

13. Мониторинг качества знаний учащихся по выбранным предметам базового и профильного уровня.

14. Тьюторская деятельность: сопровождение, помощь в реализации и оценке эффективности и корректировка ИУР, составление портфеля индивидуальных достижений учащегося.

15. Мотивирование учащихся на участие в творческих проектах и исследовательской деятельности на кафедрах НОУ.

16. Выход на предметные олимпиады, государственную аттестацию учащихся, на экзамены по продолжению образования.

В рамках методической службы школы создано Научное Общество Учащихся, где на кафедрах гуманитарного и естественнонаучного направлений совместно с преподавателями МГОПИ г. Орехово-Зуева и учителями школы учащиеся, имеющие склонности к научно-исследовательской деятельности, проводят различные исследования, выступают с результатами на ежегодных научных конференциях и олимпиадах школы, района, области, РФ.

Все это позволяет учителю серьезно подготовить ученика к продолжению образования. Все наши выпускники поступают в различные учебные заведения района, области и г. Москвы, учатся успешно, и нам всегда радостно слышать лестные отзывы о них из других образовательных учреждений, которые сводятся практически к одному: “Ваши дети любят и хотят учиться!”

Среднее качество знаний по предметам составляет по старшей школе 78 %, средний балл 4.1. Ежегодно в выпускных классах от 1 до 3 медалистов. Ежегодно ребята занимают призовые места на районных олимпиадах, а в 2005 году наш ученик Соколов Александр был победителем областной олимпиады по экологии, участником олимпиады по РФ, откуда привез диплом 4 степени “За лучшую теоретическую подготовку”, что является самым дорогим подарком для его учителя Смирновой В.М.

На сегодняшний день сохранен полностью весь кадровый состав школы. Нет ни одного увольнения по сокращению штатов. Сохранить нагрузку педагогам в большой степени помогает организация профильного обучения в школе. Все педагоги школы люди творческие, трудолюбивые, легко откликающиеся на всякую интересную педагогическую идею.

И что не менее важно, в среднем 50% ребят поступают в высшие учебные заведения. А это значит только одно: мы коренным образом преломляем ситуацию на селе, ведь наши выпускники возвратятся домой.

Учебный план
МОУ "Соболевская средняя школа"              
на 2006-2007 учебный год              
  Среднее (полное) общее образование образование        
  Общеобразовательные классы с профильными группами классы с профильными группами

Образовательные области

Предметы

10 класс

 

11 класс

   
    общий

профили

общий

профили

 
      гум ес-м   гум ест мат

Филология

Русский язык

1

1

 

1

1

   
  Литература

3

2

 

3

2

   
  Французский язык

1

1

 

1

1

   

Математика, информатика

Математика

4

 

2

5

   

2

  Информатика  

1

1

 

1

1

2

Обществознание

История

3

1

 

3

1

   
  Обществознание

1

   

1

     
  География

1

           

Естествознание

Биология

2

 

1

2

 

1

 
  Физика

3

 

1

3

 

1

2

  Химия

2

 

1

2

 

1

 
  География          

1

 
  Экология          

1

 

Физическая культура, ОБЖ

Физическая культура

2

   

2

     
  ОБЖ

1

   

1

     

Технология

Информационные технологии

2

   

2

     
Учебная нагрузка уч-ся  

26

6

6

26

6

6

6

Учебная нагрузка уч-ся  

32

   

32

     

16.02.2007